1. Доступность информации для всех его членов
В обществе создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой ему информации.
2. Широкое использование компьютеров
Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого компьютеры, избавляясь от рутинной работы и ускоряя принятие оптимальных решений.
3. Производство информационного продукта
Появляется новый социальный строй, который называют “белые воротнички”. Это люди, которые не производят материальные ценности, а занимаются обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.).
4. Увеличение доли умственного труда
Увеличивается количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.
5. Бурное развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологии
Разрастается сеть Интернет, увеличивается число ее пользователей. Универсиализируются информационные технологии, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств – компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.
6. Развитие системы непрерывного образования
Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию при помощи дистанционных форм обучения.
7. Широкое внедрение в производство материальных продуктов роботов и манипуляторов
На производстве роботы и манипуляторы заменят людей на сборочных линиях.
8. Появление всевозможных домашних электрических приборов и компьютеризованных устройств
Дома будут оснащены одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидении и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет “умным”. К “умным” зданиям добавятся “умные” автомобили, которые смогут управлять им.
|
В информационном обществе информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать, то есть информацию можно считать объектом собственности. Для перехода от индустриального общества к информационному обществу должна была возникнуть ситуация информационного кризиса. И она возникла в связи с тем, что ХХ веке лавинообразный поток информации, хлынувшей на человека, сделал практически невозможной его ориентацию в этом объеме. Стало необходимостью внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Начался процесс информатизации общества.
! Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
Информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация, т.к. сегодня главными являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально-технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества — её базовой технической составляющей.
Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.
|
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией (США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы). В этих странах одним из направлений государственной политики является развитие компьютерных систем и телекоммуникаций, поддержка инноваций в информационной индустрии.
Информационные процессы
Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели).
Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).
Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.
К основным информационным процессам, изучаемым в курсе «Информатика и ИКТ», относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляет основу информационной деятельности человека.
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Люди имеют дело со многими видами информации. Общение людей друг с другом дома и в школе, на работе и на улице – это передача информации. Учительский рассказ или рассказ товарища, телевизионная передача, телеграмма, письмо, устное сообщение и т.д. – все это примеры передачи информации.
|
И мы уже говорили о том, что одну и ту же информацию можно передать и получить различными путями. Так, чтобы найти дорогу в музей в незнакомом городе, можно спросить прохожего, получить справку в справочном бюро, попытаться разобраться самому с помощью плана города или обратиться к путеводителю. Когда мы слушаем объяснение учителя, читаем книги или газеты, смотрим новости ТВ, посещаем музеи и выставки – в это время мы получаем информацию.
Человек хранит полученную информацию в голове. Мозг человека – огромное хранилище информации. Блокнот или записная книжка, ваш дневник, школьные тетрадки, библиотека, музей, кассета с записями любимых мелодий, видеокассеты – все это примеры хранения информации.
Информацию можно обрабатывать: перевод текста с английского языка на русский и наоборот, вычисление суммы по заданным слагаемым, решение задачи, раскрашивание картинок или контурных карт – все это примеры обработки информации. Все вы любили в свое время раскрашивать книжки-раскраски. Оказывается, в это время вы занимались важным процессом – обработкой информации, черно-белый рисунок превращали в цветной.
Информацию можно даже терять. Допустим, Иванов Дима забыл дневник дома и поэтому записал домашнее задание на листочке. Но, играя на перемене, он сделал из него самолетик и запустил его. Придя домой, Дима не смог сделать домашнюю работу, он потерял информацию. Теперь ему нужно или попытаться вспомнить, что же ему задали, или позвонить однокласснику, чтобы получить нужную информацию, или идти в школу с невыполненным домашним заданием.
Вы уже заметили, что информацию можно получать, передавать, хранить, терять, распространять и преобразовывать (обрабатывать). Заметьте, что при распространении информации она не исчезает у того, кто ее передает: сообщив свое имя при знакомстве, вы наделяете своего нового товарища информацией – ваше имя вам по-прежнему хорошо известно.
Получение, хранение, передача и обработка информации – это информационные процессы. Роль информационных процессов в нашей жизни велика и с каждым годом становится все ощутимей. Поэтому человеческое общество нашего времени называют информационным обществом. Люди, живущие в информационном обществе, должны уметь пользоваться главным его инструментом, и в первую очередь универсальной информационной машиной – компьютером. Ее назвали так потому, что компьютер умеет хранить, передавать и обрабатывать информацию любого типа.