Практическое занятие № 4
Средства связи в тексте
Теоретическая часть:
1. Контекстно-вариативное и структурно-смысловое членение текста.
2. Средства связи (когезии) в тексте.
3. Изучение вопросов членимости и связности текста на уроках развития речи в школе (на примере одного из учебных комплексов).
Рекомендуемая литература
Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000 (любое переиздание)
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. – Екатеринбург, 2003
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.
Теоретическая поэтика: Понятия и определения: хрестоматия для студентов / сост. Н.Д. Тамарченко. – М., 2002.
Школьные учебники
Практическая часть:
1. Проанализируйте текстовый фрагмент произведения Л. Улицкой «Истории про зверей и людей». Выделите единицы структурно-семантического и объемно-прагматического членения. Охарактеризуйте ССЦ по виду связи предложений и функционально-смысловому типу речи. Укажите все средства межфразовой связи.
Мышь, о которой пойдет речь, была одинокой. Ее муж еще в молодые годы утонул в большом кувшине молока, дети выросли и переехали в другой город, кроме одного сына, который и вовсе поселился на пароходе, а пароход ушел в кругосветное плавание, и с тех пор ни о пароходе, ни о мышонке ничего не слышали. Родители Мыши и ее деревенская родня погибли от несчастного случая: старая изба, в которой они жили, сгорела вместе с большой мышиной семьей. Конечно, кое-какие родственники остались в живых, но характер у нашей Мыши, которую давно уже прозвали Одинокой Мышью, был нелюдимый, вернее было бы сказать, немышимый. Мышь очень редко виделась с оставшейся в живых родней и ограничивалась тем, что посылала им поздравительные открытки к Новому году. Это было очень хлопотное дело, ведь надо было написать 188 открыток! Чтобы успеть написать такую кучу открыток к сроку, Одинокая Мышь начинала эту работу с того самого дня, как только выпадал первый снег, и никогда не успевала закончить к Новому году. Последнюю открытку она обычно писала как раз в то время, когда появлялась первая травка.
2. Проанализируйте текст произведения И.С. Тургенева. Выделите все средства внутритекстовой связи. Выделите ключевые слова текста. Определите тему и идею текста, прокомментируйте заглавие. Ограничивается ли содержание текста предметно-ситуативным смыслом? Установите жанровую принадлежность текста, охарактеризуйте тип текста по разным основаниям.
Барельеф
Высокая костлявая старуха с железным лицом и неподвижно тупым взором идет большими шагами и сухою, как палка, рукою толкает перед собой другую женщину.
Женщина эта огромного росту, могучая, дебелая, с мышцами, как у геркулеса, с крохотной головкой на бычачьей шее – и слепая – в свою очередь толкает небольшую худенькую девочку.
У одной этой девочки зрячие глаза; она упирается, оборачивается назад, поднимает тоненькие, красивые руки, ее оживленное лицо выражает нетерпение и отвагу… Она не хочет слушаться, она не хочет идти, куда ее толкают… и все-таки должна повиноваться и идти.
«Necessitas, vis, libertas»
Кому угодно – пусть переводит
1878
Филологический анализ текста, 4 курс.
Практическое занятие № 3
Текст как целое и единицы текста
Теоретическая часть:
1. Членимость текста. Объемно-прагматическое, контекстно-вариативное и структурно-смысловое членение текста. Их соотношение. Основные единицы текста.
2. Средства связи (когезии) в тексте.
3. Изучение вопросов членимости и связности текста на уроках развития речи в школе (сообщение на материале основных учебных комплексов).
Рекомендуемая литература
Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000 (любое переиздание)
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. – Екатеринбург, 2003
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.
Теоретическая поэтика: Понятия и определения: хрестоматия для студентов / сост. Н.Д. Тамарченко. – М., 2002.
Практическая часть:
Проанализируйте фрагмент произведения А.П. Чехова «Ионыч». Выделите все текстовые единицы (аргументируйте свое мнение), установите их соотношение. Выделите все средства внутритекстовой связи в этом текстовом фрагменте.
Когда в губернском городе С. Приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. Очень хорошо, что в С. Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую.
Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.
И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник – это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него не было), и все время напевал:
Когда еще я не пил слез из чаши бытия…
В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.
Филологический анализ текста, 4 курс