Расчетный метод (коэффициентный)




Тема 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

Пояснения и методические указания

Ключевые слова: план сбыта продукции, объем продаж, выручка от реализации, план производства продукции, товарный выпуск, товарная продукция, производственная мощность предприятия.

Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях начинается с оценки реального экономического состояния предприятия, с планирования сбыта продукции, хотя реализация продукции является завершающим этапом деятельности предприятия.

Цель планирования сбыта продукции заключается в том, чтобы своевременно предложить покупателю товары или услуги в таком ассортименте и объеме, который удовлетворил бы его потребности и соответствовал бы профилю производственной деятельности предприятия.

План сбыта продукции содержит номенклатуру и ассортимент продукции, объем продаж по каждому виду продукции в натуральных единицах, цены предприятия (планово-расчетные), стоимость продаж (выручка от реализации).

Ассортимент продукции уточняется на основе анализа конъюнктуры рынков сбыта соответствующих товаров и конкуренции на них. Объем продаж каждого вида продукции устанавливают исходя из оценки реальной емкости рынка и производственных возможностей предприятия и определяют по формуле:

ОП = ТВ + ОНП – ОКП, (1)

 

где ОП – объем продаж каждого вида продукции в планируемом периоде

(месяц, квартал, год), нат. ед.; ТВ – объем производства продукции (товарный выпуск) в планируемом периоде, нат. ед.; ОНП, ОКП – остатки нереализованной продукции каждого вида на складе соответственно на начало и конец планируемого года, нат. ед.

Если предприятие планирует всю изготавливаемую продукцию реализовать покупателям, не создавая запасов на складе готовой продукции, то

 

ОП = ТВ.

 

Обобщающим показателем планирования сбыта продукции является стоимость продаж (выручка от реализации), для определения величины которого используется два метода:

Метод прямого счета

Выручка от реализации продукции ВР, производимой и реализуемой по договорам, определяется по формуле:

 

ВР = ∑ Ц ⋅ ОП, (2)

 

где Ц – планово-расчетная цена реализации единицы каждого вида продукции без НДС, р.; ОП – объем продаж каждого вида продукции, нат. ед.

Расчетный метод (коэффициентный)

Если продукция отгружена потребителю, то независимо от того, оплачена она или нет, выручка от реализации определяется по формуле:

 

ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП, (3)

 

где ВР – планируемый объем выручки от реализации продукции (работ,

услуг), тыс. р. (без НДС); ТП – стоимость товарной продукции по плану, тыс. р.; ОГПНП, ОГПКП – остатки (запасы) готовой продукции на складе предприятия соответственно на начало и конец планируемого периода, тыс. р.

Если продукция отгружена и оплачена потребителем, то выручка от реализации рассчитывается по формуле:

 

ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП + ОНП – ОКП, (4)

 

где ОНП, ОКП – остатки отгруженной, но неоплаченной потребителем продукции соответственно на начало и конец планируемого года.

Остатки готовой нереализованной продукции учитывают по производственной себестоимости. Чтобы включить их в расчет выручки от реализации, необходимо определить их величину в отпускных ценах предприятия. Для этого используются коэффициенты пересчета КП, которые определяются как отношение объема продаж (реализации) продукции в оптовых ценах предприятия ВРЦ к объему продаж (реализации) этой продукции по производственной себестоимости ВРС:

 

КП = ВРЦ / ВРС . (5)

 

При этом для определения коэффициента пересчета на начало планируемого года принимаются данные IV квартала отчетного года, а для определения коэффициента пересчета на конец планируемого года – данные IV квартала планируемого года.

Размер остатков готовой продукции на складе нормируется предприятием и устанавливается в виде нормы запаса остатков готовой продукции в днях.

Чтобы определить размер остатков готовой продукции в натуральных единицах на складе предприятия, можно применить следующую формулу:

 

ОГП = (ТВ / ТП) · НЗ, (6)

 

где ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало или конец планируемого периода, нат. ед.; ТВ – объем производства (товарный выпуск) продукции по плану, нат. ед.; ТП – продолжительность планируемого периода, дни (год – 360 дней, квартал – 90, месяц – 30); НЗ – норма запаса (остатка) готовой продукции на складе, дн.

Остатки готовой продукции ОГП на складе учитываются по производственной себестоимости и рассчитываются по каждому виду продукции как произведение производственной себестоимости единицы продукции по плану Сплед на нормативный запас этого вида продукции на складе ОГП:

 

ОГП = Сплед · ОГП. (7)

 

План производства разрабатывается на основе плана сбыта продукции.

План производства продукции включает в себя:

● ассортимент выпускаемой продукции;

● объем производства продукции каждого вида, нат. ед.;

● планово-отпускные цены предприятия, р.;

● стоимость товарной продукции, тыс. р.

Объем производства продукции каждого вида определяется на основе данных об объеме продаж и остатках нереализованной продукции на

начало и конец планируемого периода по формуле:

 

ТВ = ОП – ОГПНП + ОГПКП, (8)

 

где ТВ – объем производства продукции каждого вида, нат. ед; ОГПНП, ОГПКП – остатки нереализованной готовой продукции на складе предприятия на начало и конец планируемого периода, нат. ед.

Стоимость товарной продукции ТП определяется методом прямого

счета:

ТП = ∑ Ц ⋅ ТВ, (9)

 

где Ц – плановая отпускная цена единицы продукции без НДС, р.; ТВ – объем производства продукции каждого вида по плану, нат. ед.

Если у предприятия имеются запасы нереализованной готовой продукции на складе, стоимость товарной продукции ТП рассчитывается по формуле:

ТП = ВР – ОГПНП + ОГПКП. (10)

 

Объем товарной продукции определяется по заводскому методу, т. е. в стоимость товарной продукции не включается стоимость готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд.

Для обоснования производственной программы в практике планирования производства продукции на предприятиях используют величину производственной мощности. Для этого плановые объемы продукции по всему ассортименту производственной программы необходимо сопоставить с производственной мощностью предприятия, чтобы соизмерить потребности рынка и возможности предприятия.

Производственная мощность характеризует потенциальную возможность предприятия по выпуску максимального количества продукции при оптимальном режиме работы в единицу времени (год, месяц, час).

Основным фактором расчета производственной мощности могут являться либо оборудование, либо производственные площади, либо и то и другое. Выбор способа расчета производственной мощности в каждом случае определяется конкретными условиями.

Производственная мощность предприятия на год, исходя из мощности ведущего оборудования, определяется по формуле:

 

ПМ = МR · a ·ТЭФ, (11)

 

где ПМ – годовая производственная мощность предприятия, нат. ед.; МR – часовая максимальная производительность единицы ведущего оборудования, нат. ед.; а – количество единиц ведущего оборудования; ТЭФ – годовой эффективный фонд времени работы единицы оборудования, ч.

Производственную мощность предприятия ПМ, среди оборудования которого нельзя выделить ведущее, определяют исходя из производственной площади по формуле:

, (12)

 

где S – производственная площадь предприятия, м2; SН – нормативная площадь одного рабочего места, м2; tн – нормативная трудоемкость единицы продукции, ч.

Эффективный годовой фонд времени работы единицы оборудования

Тэф.об. определяют с учетом режима работы предприятия.

Для условий прерывной рабочей недели Тэф.об. определяют по формуле:

 

Тэф.об. = (ТК – ТП– ТВ)*m*tсм, (13)

 

где ТК – календарная продолжительность года, дн.; ТП – число дней праздников в году; ТВ – число выходных дней в году; m – сменность работы предприятия; tсм – продолжительность рабочего дня (смены), ч.

Для условий непрерывной рабочей недели ТЭФ.ОБ. можно рассчитать

по формуле:

Тэф.об. = (ТК – ТПЛ)*m*tсм,, (14)

 

где ТПЛ – число дней плановых простоев в году.

Применительно к отдельным видам производства и отдельным предприятиям можно использовать другие методы расчета производственной мощности.

Возможность выполнения плана производства продукции необходимо обосновать уровнем использования производственной мощности, который характеризуется коэффициентом использования производственной мощности КПМ и определяется как отношение планового годового выпуска продукции ТВ к размеру годовой производственной мощности ПМ:

 

КПМ = ТВ / ПМ. (15)

 

Если КПМ = 1, то плановый объем производства полностью обеспечен

производственной мощностью.

Если КПМ < 1, то предприятие имеет запас производственной мощности

и при необходимости может увеличить объем производства продукции.

Если КПМ > 1, то плановый объем производства превышает производственную мощность. Это означает, что предприятие не может обеспечить производственной мощностью плановый объем производства. В этом случае либо корректируется объем производства, а также объем его реализации в сторону уменьшения, либо намечаются конкретные мероприятия по увеличению производственной мощности в планируемом году.

Тесты

1.1. Выберите правильный вариант ответа

Величина выручки от реализации продукции на планируемый период при плановом уровне цен зависит от следующего фактора:

а) способа реализации продукции;

б) объема продаж продукции;

в) рекламы;

г) послепродажного обслуживания.

 

Дополните

При планировании выручки от реализации продукции методом прямого счета необходимы следующие данные: ассортимент реализуемой

продукции, объем продаж каждого вида продукции и _________________.

 

Установите соответствие

Показатель Содержание
1. Ассортимент продукции А. Количество продукции в натуральных единицах, подлежащее реализации
2. Цена Б. Денежное выражение стоимости товара
3. Выручка от реализации В. Перечень видов продукции, подлежащей реализации
4. Объем продаж Г. Объем продаж продукции в денежном выражении

Дополните

Для планирования выручки от реализации используются два метода:

прямого счета и ________________________________________________.

 

1.5. Выберите правильный вариант ответа

Показателем производственной программы является:

а) прибыль;

б) численность персонала;

в) объем производства продукции;

г) производительность труда.

 

Дополните

Для планирования сбыта продукции (работ, услуг) необходимо использовать информацию, содержащую анализ конъюнктуры рынка, оценку положения предприятия на рынке и оценку уровня ___________________.

Дополните

При анализе емкости рынка сбыта каждого вида продукции производится оценка потенциальной емкости рынка (спроса), потенциального объема продаж (предложения) и ______________________________________.

 

Установите соответствие

Показатель Содержание
1. Производственная программа А. Перечень видов выпускаемой продукции
2. Производственная мощность Б. Стоимость продукции, подлежащей реализации
3. Товарная продукция В. План производства продукции
4. Ассортимент продукции Г. Максимально возможный выпуск продукции в определенном периоде

1.9. Выберите правильный вариант ответа

Производственная программа предприятия на планируемый период представляет собой:

а) программу деятельности предприятия по реализации его цели;

б) план производства продукции (работ, услуг);

в) план формирования ресурсов предприятия;

г) программу экономического развития предприятия.

 

1.10. Выберите правильный вариант ответа

Показатель производственной мощности используется:

а) для оценки финансового состояния предприятия;

б) расчета численности персонала;

в) обоснования возможности выполнения производственной программы;

г) для определения прибыли.

 

1.11. Выберите правильный вариант ответа

Не являются характеристиками производственной программы:

а) номенклатура и ассортимент выпуска продукции;

б) показатели качества продукции;

в) показатели объема выпуска продукции;

г) текущие затраты на производство продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: