МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФГБОУ ВО
«Санкт-Петербургский государственный университет
Гражданской авиации»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы логистики»
на тему: «Материальный поток и идентификация его элементов»
Выполнил:
студент Плотичкина А.В.
Учебный шифр: ОПУВТ-0915.0278
Проверил:
преподаватель Прутков Г.М.
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………...3
1. Материальный поток………………………………………...4
2. Виды материальных потоков……………………………….6
3. Функции материального потока в логистике…………...10
Заключение……………………………………………12
Список использованной литературы…………...............13
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.
Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш.
|
Данная темя является актуальной в наше время, поскольку изучение материальных потоков является основой для оптимизации технологических процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки и сбыта продукции, рационализации документооборота, проектирования производственных, складских и вспомогательных помещений, создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур управления.
В данной работе будут рассмотрены существующие понятия материального потока, его виды и классификация…..,на основе ознакомления с литературой по выбранной теме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК
Когда говорят и пишут о потоках в логистике, обычно, подразумевают материальные потоки. Особенно это верно для производственных и торговых компаний, где логистика имеет дело с перемещающимися массами материалов, комплектующих, продукции. То есть с материальными потоками. Что же такое логистический материальный поток? Если просмотреть литературу по теме, то окажется, что определений довольно много. Авторы многих работ по логистике дают сходные определения материального потока. Так, к примеру, И. И. Бажин определяет материальный поток как совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка) операций.
А. М. Гаджинский под материальным потоком понимает грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных
к временному интервалу.
В терминологическом словаре «Логистика» термин «материальный поток» (material/low) определяется как «продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу».
Далее нет необходимости перечислять и приводить формулировки других авторов, ибо все они очень похожи.
|
По своей природе указанный поток материален (лат. materialis – вещественный, реальный). Он может проявляться в различных физических формах, а именно в виде:
· сырья, материалов, исходных или первичных заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования и т. п. (все перечисленное можно определить как материально-технические ресурсы);
· готовых изделий (товаров);
· продуктов конечного потребления;
· отходов производственной сферы и отходов потребления.
Названные физические формы материального потока отражают не что иное, как отдельные циклы (этапы) жизнедеятельности любой системы: поиск, закупка и потребление ресурса - переработка (трансформация) ресурса в готовый продукт (товар) - распределение продуктов (товаров) -использование (поглощение) продукта (товара).
Материальный поток характеризуется следующими параметрами:
§ номенклатура, ассортимент и качество продукции;
|
§ габаритные размеры (объем, площадь, линейные размеры);
§ весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
§ физико-химические характеристики груза;
§ характеристики тары (упаковки);
§ условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
§ финансовые (стоимостные) характеристики и пр.
ВИДЫМАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Большое количество грузов и логистических операций заставляет нас четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач изучается груз – это к примеру, при проектировании распределительной сети складов и их количества. При решении других задач, например, при организации внутрискладского логистического процесса, детальноизучается каждая операция.
Основные признаки материальных потоков:
1. отношение к логистической системе;
2. натурально-вещественный состав потока;
3. количество образующих потоков грузов;
4. удельный вес образующего поток груза;
5. степень совместимости грузов;
6. консистенция грузов (степень вязкости, степень хрупкости).
Деление материальных потоков по признакам.
1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входящим и выходящим.
Внешний – это материальный поток, протекающий во внешней для предприятия среде. Это не любые грузы, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
Внутренний – это материальный поток, образующийся в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной – это материальный поток, который поступает в логистическую систему из внешней среды. В примере к рисунку 3 входной материальный поток складывается из: разгрузи железнодорожных вагонов; выгрузки контейнеров; разгрузки автомобильного транспорта.
Выходной – это материальный поток, который поступает из логистической системы во внешнюю среду. В нашем примере его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по разгрузке различных видов транспортных средств. Она определяется путём сложения величины материального потока по погрузке автотранспорта, погрузке контейнеров и погрузке железнодорожных контейнеров (т/год).
Грузооборот склада – это общепринятое название входящего на склад или выходящего со склада материального потока за соответствующий период времени.
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.
2. По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на:
1. одно ассортиментные;
2. много ассортиментные.
Такое распределение необходимо, потому что ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, на складе из нашего примера логистический процесс связанный с мясом будет значительно отличаться от логистического процесса картофелехранилища.
3. По количественному признаку материальные потоки делятся на: массовые, крупные, мелкие и средние.
1. Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин и тому подобное.
2. Крупные потоки – несколько вагонов, автомашин.
3. Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъёмность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
4. Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относятся потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.
4. По удельному весу образующих потоков грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и лёгковесные.
1. Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъёмности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объёма. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 тонну для водного транспорта и 0,5 тонны для железнодорожного транспорта.
2. Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъёмность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объём более 2 м. кубических. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.
5. По степени совместимости образующих потоки грузов материальные потоки делятся на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузо-переработке продовольственных товаров.
6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки: насыпные; навалочные; тарно-штучные; наливные грузы.
1. Насыпные грузы (зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специальных транспортных средствах: вагонах бункерного типа; открытых вагонах; на платформах; в контейнерах; в автомашинах.
2. Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары.
3. Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объём. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках.
4. Наливные грузы – грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.