Зависит только от вас. В.А.Сухомлинский




 

Я получаю много писем от студентов, главным об­разом от участников Пе­дагогических секций научных студенческих обществ. Почти во всех письмах - вопрос, oтвет на который, мне кажет­ся, будет представлять определенный интерес для многих завтрашних учителей. Этот вопрос звучит так: что самое важное, самое главное в пе­дагогическом труде?

Я тридцать два года думаю над этим вопросом. Ответить на него не так легко, потому что в нашем деле нет второстепенного. Но есть все-таки и сердцевина педагогического труда.

Дорогой друг, завтрашний учитель! Самое важное в на­шем труде - видеть в сво­ем ученике живого человека. Учение - это не переклады­вание знаний из головы педа­гога в голову школьника. Учение - этo прежде всего жи­вые человеческие отношения между педагогом и детьми.

Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в уче­нии - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого мо­жет привести к печальным ре­зультатам. Помните, что самая могучая сила, заставляющая школьника учиться, пробужда­ющая у него интерес к труду, усидчивость и настойчивость - это вера в самого себя, чувство уважения к самому себе. До тех пор, пока в дет­ском сердце живет эта сила, Вы - мастер-воспитатель, Вы - человек, которого ребенок уважает. Но как только угас огонек этой, ни с чем несрав­нимой духовной силы, Вы становитесь бессильным; самые мудрые, самые тонкие сред­стве воздействий на душу ре­бенка остаются мертвыми.

В одной школе не так дав­но произошел такой случай. Ученик никак не мог понять, как питается и как дышит ра­стение, как из почки разви­вается листок, плод. Учитель биологии часто вызывал его и укорял: «Неу­жели ты не можешь понять простых вещей? Что же ты вообще можешь?»

Постепенно в душе мальчика зрело неверие в самого себя. Элементарные вещи казались ему сложными, потому, что путь к знанию стала преграждать стена неверия в собственные силы. На уроке биолог сказал: через несколько дней начнут распускаться почки, мы пойдем всем классом к каштановой ал­лее, и если уж там Алеша не расскажет то, что понятно ка­ждому, тогда дело безнадежно.

Учитель очень любил свое детище - аллею маленьких каштанов, выращенных из семян... Когда класс пришел к каштановой аллее, учитель был поражен: все почки на деревьях сорваны. Дети стояли удрученные. В глазах у Алеши на мгновение вспыхнул огонек злорадства.

Что стоит за этим поступком? Глубокая сердечная боль, обида, бурная вспышка духовных сил, взрыв. Мальчик выразил свой протест. Он чувствовал в словах учителя зло. А за зло ребенок платит злом, иногда чудовищным, нелепым, бессмысленным.

Но чаще бывает так, что школьник, получающий двой­ку за двойкой, примиряется со своей участью, свыкается с мыслью, что он ни на что не способен. Мое сердце охва­тывает гнев и возмущение, когда я вижу такого равнодушного, безропотного ребен­ка, готового терпеливо спу­шать укоры и «распекание» учителя. Больше огня бойтесь этого, мой юный друг. Бой­тесь безропотного, бессловес­ного, готового со всем согла­ситься ученика. Это самое страшное в человеке. Пусть радует вас строптивость и ершистость, пусть и к Вашей мысли ребенок подходит как бы с недоверием, пусть про­веряет, исследует. «Да здравствует строптивость!» - эти слова я бы написал яркими буквами и вывесил бы в учи­тельской...

Вы - завтрашний учитель. Помните, что каждый ребенок приходит в школу с искрен­ним желанием хорошо учиться. Оно как яркий огонек, озаряющий мир детских забот и тревог. Ребенок несет его нам, учителям, с безграничной доверчивостью. Этот огонек легко потушить резкостью, грубостью, равнодушием, неверием в него, ребенка. Если бы мы, учителя, несли в своем сердце ту же безграничную доверчивость к ребенку, какую он несет нам! Была бы чудесная гармония человечности, гармонии взаимного уважения.

В чем же она должна выражаться - вера учителя в силы ученика? Диалектика на­шего труда такова, что никогда не может наступить та­кой момент, когда бы учитель имел право сказать: благодаря моим трудам и моим заботам ребенок достиг пре­дела, больше ничего от него не добьешься. Многие беды школьного воспитания как раз и имеют в своей основе эту неверную мысль. Помните, что возможности и силы че­ловеческие неисчерпаемы. Школьник может целый год чего-то не понимать, чего-то не уметь, но вот наступил момент, когда он понял, су­мел. Внутренние духовные си­лы для такого «озарения» - я так бы назвал это пробуждение мысли - накапливают­ся в детском сознании постепенно, и накапливаем эти си­лы мы, педагоги своей верой. Никогда не надо спешить и разочаровываться. Не умеет сегодня - будет уметь через три года, и все эти три года я буду верить в неисчерпае­мость человеческих сил.

В связи с этим хочется посоветовать Вам, мой юный друг: как у хирурга в чистом металическом ящичке тончайщиe инструменты и ожидают своего часа - операции, так и Ваши самые тонкие, самые мудрые, самые острые и небезопасные инструменты - оценки - пусть больше «лежат в ящике», чем пускаются в дело. Я считаю признаком дремучего педагогического бескультурья привычку ставить оценку чуть ли не за каждое слово. При таком отношении к делу тончайший инструмент превращается то в пряник, то в дубинку; одного он развращает, другого уязвляет. Хочется, чтобы не было в школах ненужной погони за оценками, так называемого «накопления оценок». Сколько у ученика должно быть оценок в течение четверти - это дело учителя.

Помните, что и для взрослого напрасный, безрезуль­татный труд постыл, отупляющ. Мы же имеем дело с детьми. Если школьник не ждет успехов от своей работы, он теряет веру в свои си­лы, становится дерзким или равнодушным.

От того, как ученик относится сам к себе, в ог­ромной мере зависит его моральный облик. В школе пока еще много кустарщины в той сфере воспитания, где успех зависит от педагогиче­ской культуры учителя: уче­ник познает мир, окружающий его, и очень мало познает и очень мало знает себя. Я твердо убежден: познавая окружающий мир, ребенок должен познать самого себя, проникнуться чувством глубо­кого уважения к себе. Самоуважение - это мать самовоспитания. В чувстве собственного достоинства - один из самих сильных источников человеческой чести, доброго имени, здорового самолюбия. Вступая на поприще педагогического творчества, помни­те, что вам надо научить ребенка умственно трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, чувствовать в ре­зультатах умственного труда свои духовные силы.

Переступая порог школы, вы становетесь не только преподавателем своего предмета, но прежде всего воспита­телем. Вы должны уметь вос­питывать желание учиться. Не все дети одинаково думают, одинаково воспринимают, одинаково запоминают. У од­ного уже получается то, чему Вы хотите его научить, у дру­гого еще не получается, но это не значит, что он не хочет учиться, дайте ему возмож­ность подумать, не задувай­те, не гасите слабый огонек жажды знаний. Оценивайте умственный труд ребенка лишь тогда, когда он прино­сит хотя бы незначительные положительные результаты. Умейте видеть и чувствовать в каждом неповторимую человеческую индивидуальность. Когда кто-нибудь из учителей говорит: «Этот ребенок без­надежен, такова его судьба - быть отстающим», мне вспоминаются слева Генриха Гейне: «Каждый человек - это мир, который с ним рож­дается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Студентку Алма-Атинского Педагогического института Тамару Шашкову волнует вопрос о методах обучения. «Меня страшит то, что появ­ляется обилие методов обу­чения, - пишет она. - Поч­ти каждый день читаешь: но­вый метод, новый методиче­ский прием... Как разобраться в этом обилии методов и приемов? Какие из них в самом деле наиболее эффективны‽»

И Тамаре Шашковой и другим студентам, которых тревожит «рождение и не очень продолжительная жизнь отдельных методов» (так и пишет студент из Волгограда), надо понять, что любой метод обучения, пока он существует лишь в нашем представлении, пока мы анализируем его достоинства и недостатки на бумаге - в учебнике, в конспекте, - это еще не метод. Представим себе набор тонких слесарных инструментов все они лежат - каждый на своем месте, каждый имеет свое назначение. Но что представляют собой все эти инструменты, пока к ним не прикоснулась человеческая рука? Металл - не больше. Каждый из этих кусочков метала становится инструментом только в руках мастера. Так и с методами обучения.

Метод появляется тогда, когда есть мастер. От вас и только от вас зависит, как он будет воздействовать на юно­го человека. Настоящий твор­ческий труд в школе - это прежде всего живая, пытли­вая мысль, исследование. Самая прекрасная, самая тонкая методика действенна лишь тогда, когда есть живая инди­видуальность педагога, когда в общее он вносит что-то свое, глубоко продуманное. Как не вспомнить слова муд­рого польского педагога Януша Корчака: «Велеть кому-ни­будь дать тебе готовые мысли - это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные».

Если хотите быть настоящим ма­стером, не ждите, когда кто-то родит вам ваше дитя. На­илучшим, наиболее эффектив­ным будет тот метод, в кото­рый вы вдохнете свой ум, свою живую мысль.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: