В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда. Некоторое подобие ее сохраняется сейчас лишь в стилизованных народных костюмах участников танцевальных и хоровых коллективов, членов национального общества народного танца. Большинство населения Великобритании носит в наши дни платье общеевропейского покроя. Но при всей нивелировке, происходящей в одежде европейцев, в ней остаются все-таки и свои специфические для каждого народа черты. Часто употребляется выражение "английский стиль", "английский костюм". Для традиционного английского стиля одежды характерны элегантность, строгость и простота линий покроя, отсутствие лишних деталей и мелких украшений, мягкие, спокойные тона тканей; популярна одежда спортивного покроя.
Сохраняются в Великобритании и некоторые профессиональные различия в одежде, в ее деталях. Рабочие, как правило, носят кепи, а докеры портовых городов, кроме того, имеют обыкновение повязывать на шею пеструю косынку; многие пожилые фермеры предпочитают носить давно вышедшие из моды костюмы-тройки и фетровые шляпы. Еще и сейчас в деловых кварталах Сити можно увидеть клерков, одетых по давней традиции совершенно одинаково: узкие брюки в полоску, черный пиджак, высокий белый воротничок, шляпа-котелок на голове, а в руках неизменный черный зонтик.
В некоторых, преимущественно официальных случаях используется еще и средневековая одежда. Старинные костюмы надевают, например, члены королевской семьи во время коронационной церемонии и должностные лица парламента в дни открытия сессии. Судьи и адвокаты на заседаниях суда сидят в мантиях, а головы покрывают средневековым напудренным париком. Черные мантии на алой подкладке и четырехугольные черные же шапочки носят профессора и студенты старейших английских университетов. Королевская гвардия до сих пор носит форму XVI в.
|
Народный костюм сохраняется еще в некоторых областях Шотландии. Так, большим своеобразием отличается парадный костюм горца-гэла. Он состоит из полотняной белой рубахи с отложным воротником, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой суконной куртки с отворотами и пледа, который набрасывается на одно плечо. На ноги надеваются гольфы и толстые грубые башмаки с металлическими пряжками, а на голову - темный берет с широким клетчатым околышем. Килт и плед делаются из особой клетчатой ткани - тартана, или шотландки, раньше каждый шотландский клан имел свою расцветку этой ткани. С конца XVIII в. эта одежда стала формой шотландских гвардейских полков.
Развитие национального движения среди шотландцев возродило интерес к кельтской культуре. Деятели этого движения стремятся подчеркнуть отличие шотландской культуры от английской, ее своеобразие. Поэтому-то и было обращено внимание на народную одежду гэлов; килт, плед, клетчатая ткань стали считаться национальным платьем всех шотландцев. Сейчас килт носят многие мальчики-подростки, его надевают и взрослые шотландцы, отправляясь в туристские походы, на народные праздники и спортивные игры. Килт носят также в официальных случаях и должностные лица шотландских учреждений.
Пища
В происходящем с каждым годом все интенсивнее процессе нивелировки быта наибольшую этническую стойкость сохраняет пища; до сих пор сохраняются и некоторые традиционные особенности английской кухни. Наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например, ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран.
|
Однако в рабочей среде мясо подают лишь на воскресный обед. В будни больше едят рыбу - свежую или копченую, которую перед употреблением отваривают. Очень любят жареную рыбу с картофелем, которую часто продают и едят прямо на улицах. Овощи не очень разнообразят английский стол; чаще всего готовят картофель, репу и капусту. Но крупяных блюд едят много. Практически ни один завтрак не обходится без овсяной каши (порриджа) или пшеничных, а иногда кукурузных хлопьев с молоком.
Национальное блюдо англичан - различные пудинги. Мясные и крупяные пудинги подаются как второе блюдо, а сладкие - фруктовые и ягодные -на десерт. В Великобритании вообще едят много сладкого.
В праздничные дни стол англичан становится намного обильнее. Некоторые традиционные блюда подают только в определенные праздники. На рождество, например, обязательно готовят плам-пудинг и жарят индейку (а в Шотландии и на севере Англии - гуся). Это блюдо очень дорогое, поэтому многие хозяйки из малообеспеченных семей вынуждены покупать рождественскую индейку в кредит. Из напитков больше всего распространен чай. Его пьют и за завтраком, и после обеда, и вечером. Чай заваривают крепким, пьют его сладким, как правило, с молоком. В последние годы англичане стали употреблять довольно много кофе. Из алкогольных напитков больше всего пьют пиво; особенно популярные его сорта - светлый легкий эль и крепкий черный портер. Даже за пределами страны известны английские крепкие спиртные напитки. Много экспортируется, например, шотландского национального напитка - виски. Для борьбы с пьянством спиртные напитки продаются лишь в строго определенные часы.
|
Брак и семья
Брак - одна из важнейших форм человеческих взаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития. Как и всякое официальное явление, становление института брака происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное время социально-экономических отношений, и естественно, что брак приобретал ту форму, которая более отвечала их требованиям. Я хочу предоставить Вам сведения касающиеся английского брака XIX века.
Вхождение в брачное состояние заключало много форм: письменную, закрепленную юридически; контракт - между родителями, оговаривавший финансовые деловые и касавшийся приданного (wedding needs); устные обещания партнеров, произнесенные в присутствии свидетелей; церковное венчание, при котором публично удостоверялось обоюдное согласие вступивших в брак и союз получал формальное благословение; сексуальное осуществление брачных отношений.
С 1754 г. в Англии действовало положение, по которому только венчание в церкви устанавливало полную законность брачного союза при записи в приходской метрической книге с подписями обоих партнеров. Но в 1863 г., несмотря на ожесточенное противодействие духовенства, был допущен гражданский брак и опять введены лицензии.
Средний возраст вступления в брак в XIX в. колебался в пределах от 27 до 29 лет.
Средняя продолжительность брака колебалась от 17 до 20 лет.
В английском обществе XIX в. существовало сильно развитое предубеждение против выхода девушки замуж за лиц не своей национальности; для английской девушки выйти замуж за иностранца означало признать свою полную несостоятельность. В целом английское общество XIX в. состояло из семей с однородным национальным составом, на изменение которого не могли повлиять спорадические случаи заключения национально-смешанных браков.
На протяжении XVII - XIX вв. у имевших достаточный доход слов населения вырисовываются в основном два мотива: коммерческая основа к браку и любовь или привязанность вступивших в брачный союз.
Отношение к добрачному сожительству у англичан на протяжении всего XIX в. было отрицательным.
В фермерских зажиточных кругах в период с XVI до 80-х годов XIX века существовал строгий контроль родителей или опекунов над выбором детьми брачного партнера. Но свобода выбора брачного партнера постепенно начала развиваться в середине XIX века, и в большей степени это относилось к мужчинам, нежели к женщинам.
В XIX веке стали встречаться браки социально смешанного характера. Они назывались "нестандартные" браки.
С середины XIX века в Англии, появилась тенденция к сокращению численности семьи. В начале XIX века большинство семей имело четырех и более детей, то к концу XIX такие семьи составляют меньшинство.
Развитие капиталистических отношений, поздний возраст вступивших в брак, - эти и другие причины привели к тому, то в XIX веке традиционный свадебный обряд почти полностью изчес и сохранился лишь в отдельных местностях Англии. Но помолвка соблюдалась во всех слоях английского общества, хотя период между помолвкой (engagement), на котором происходит обручение (betrothal) молодых, и свадьбой в силу указанных выше причин длится очень долго до 7-8 лет.
В более чистом виде и почти повсеместно сохранялись не свадебные обряды, а предбрачные поверья и обычаи у молодежи, проживавшей достаточно долго в одном коллективе и на одном месте. Наиболее ярко данные обычаи проявлялись в различного рода гаданиях и поверьях, приуроченных к определенным дням.
В конце дня св. Агнессы (20-21 января) являющейся патронессой молодых девушек, в Дербишире, Йорншире, Дюргейме, Корфолне, Нортумбермиде и в других английских девушки гадали на "ночное молчание", родниковую воду, чулки и повязки, сложенные крест-накрест, на ботинки, поставленные носками к постели и т.п.
Особенно следует выделить гадание на "немой пирог". Воздерживаясь от еды и разговоров, девушка ночью, в канун дня св. Агнессы, делала так называемый "немой пирог" (dumb-cake) из муки, соли и воды в разных пропорциях. После выпечки каждая девушка брала половину пирога, идя спиной вперед к постели, поедала пирог, надеясь во сне увидеть своего будущего мужа.
В день святого Валентина (14 февраля), девушка, повстречав первого мужчину, верила, что он станет ее супругом. Уже в XV - XVI вв. в Англии полагали, что в указанный день люди, как и птицы, выбирают себе брачных партнеров. Начиная с XIX в. в Норфолке, Терфордшире, Йоркшире, парни посылали девушкам, т.е. подарки в виде изящных безделушек.. В Дербишире и Ланнашире сельские парни и девушки, собравшись вместе устраивали жеребьевку, по которой на год назначались "мнимые супруги", после чего день заканчивался угощением и танцами.
Гадание с травой на суженного предпринимались и в наши дни св. Давида.
Практиковались гадания на суженного (promised husband) или суженную (promised wife) и в канун мая (30 апреля): на пучках боярышника, на улитках, на полную луну.
Все перечисленные виды гадания отражали пережитки дохристианских верований англичан: одновременно часть из них являлась и своеобразным типом ухаживания. Так, необычный формой ухаживания был старинный обычай, называемый "связанные в узе", наблюдавшийся в XIX в. у валлийцев и англичан. Одетых юношу и девушку связывали веревкой с закрепленным узлом и укладывали в постель. Если один из них не желал связывать свою жизнь с другим, он развязывал ночью этот узел. Если к утру узел оказывался невредим, то молодых людей признавали потенциальными женихом и невестой.
Выбор дня и месяца свадьбы (wedding) не был безразличен у англичан в XIX в. Май, как правило, считался неудачным месяцем для заключения браков и свадеб. Заключение брака в великой пост также предвещал неудачу. Наиболее благоприятным для этого дела временем считалась неделя после троицына дня. Из всех дней самым удачным днем называли среду.
Традиции правили всем свадебным днем (wedding-day). По пути следования свадебного поезда (marriage procession) разбрасывали цветы, главным образом болотный ирис, розмарин, ноготки. Нередко путь усеивали тростником, пшеницей. В свадебный поезд помимо жениха и невесты входили их родители, подружки невесты, друзья жениха, родственники. Подружки невесты, обычно человек шесть, были одеты в платье, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее матери следовало оплатить их стоимость. Среди подружек всегда имелась главная (best maid), которая несла букет невесты и в ходе церемонии венчания располагалась позади нее.
Все эти лица собирались утром у дома будущих новобрачных. В церковь отправлялись в сопровождении музыкантов. Исполнялись многие свадебные песни. Свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке - на счастье - церковь. Считалось неудачным, если во время венчания начинался бой часов.
При прибытии к церкви и перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек у входа в церковь. При этом невеста теряла повязку с ноги и мужчины подхватывали ее и с триумфом шли вокруг церкви. В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшенную цветами, или запирали перед ними церковные ворота. В этих случаях жених должен выкупить путь деньгами.
Венчание должно было состояться в течение трех месяцев после оглашения в церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточного окна. После церемонии венчания новобрачные (the gong couple) торжественно спускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, родственников, подружек невесты шли в ризницу подписывать свидетельство (marriage lines). Все перечисленные элементы венчания перешли из XIX в. в XX в. в нетрадиционном виде, несмотря на то, что одновременно существовала и неполная церемония, вызванная теми или иными обстоятельствами, что, например, описано в романе Чарльза Диккенса "Большие надежды". На венчание Уэмлина с мисс Скиффикс присутствовали лишь отец жениха, исполнявший роль посаженного отца, друг Уэмлина в качестве шафера, а также маленькая хлипкая привратница в детском чепчике, притворявшаяся закадычной подружкой мисс Скиффикс.
Венчание происходило обычно между 8 часами утра и 12 часами дня.
В свадебном застолье (bridal) главная роль отводилась пирогу (bride’s cane, wedding cane;). Свадьба никогда не кончалась без пирога, и это было обычным по всей Англии.
В Девоне пирог поливали кипятком и новобрачная смачивала в нем туфли на счастье.
На этом, собственно, и кончался весь свадебный цикл; на молодоженах лежала только моральная обязанность - одарить впоследствии тех, кто в будущем сам будет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки.
На всем протяжении XIX в. наиболее обычным для невест являлся белый цвет подвенечного платья (wedding-dress). С 1840 по 1880-е годы носили платье с высоким воротником. Материал подбирали преимущественно плотный - тяжелый шелк, бархат, атлас. На него нашивали белые кружева.
Мужчины с 20-х годов XIX в. для церемонии надевали сюртуки с длинными фалдами и короткой талией, голубого цвета, узкие из трико панталоны, не доходящие немного до щиколотки, черные чулки и лакированные башмаки; с 30-х годов длинные черные штаны со штрипками и фраки из черного сатина с белыми элементами. В 50-е годы мужчины вместо фрака надевали пиджак.
Подводя итог, можно констатировать, что у англичан в XIX в. функционировало одновременно несколько видов заключения браков.
Браки вели свое происхождение от послереформационной эпохи. Активную роль в сохранении и развитии описанных выше видов заключения браков сыграла политика церкви и государственных органов, начиная с XVI и конца XIX в. и все же новые ростки эмоциональных отношений, возникших уже на иной основе, продолжали развиваться у англичан и в XIX столетии.
Духовная культура
На протяжении многих веков в Великобритании формировалась богатая и разнообразная культура пользующаяся известностью во всем мире. Из всех созданных английским народом культурных ценностей наиболее богата английская литература, оказавшая большое влияние на развитие всей мировой литературы.
Своеобразные английские эпос, поэзия и драма развивались со времен средневековья на основе народного поэтического творчества. Наиболее распространенный его жанр - это баллада исторического, эпического или лирического содержания, исполняемая под аккомпанемент лютни или другого музыкального инструмента. Особенно известен в народе цикл баллад о похождениях вольного охотника, защитника бедных и борца против несправедливости Робин Гуда и его "зеленых братьев". Возникновение этого цикла баллад относится еще к XIII в. Своеобразны английские и шотландские баллады лирико-эпического содержания. Характерно, что многие народные песни были созданы рабочими; особенно интересны старые шахтерские песни.
Родоначальником английской литературы считается Дж. Чосер, особенно известный своими "Кентерберийскими рассказами", в которых отображена английская жизнь XIV в.
В XV - XVI вв., в период зарождения капиталистического способа производства, шло бурное развитие и новой буржуазной культуры, имеющей антифеодальную направленность. Характерной чертой этого периода Возрождения было развитие гуманизма - изображение в искусстве реального мира, человека, живущего в этом мире. Первым представителем гуманизма в Англии стал родоначальник утопического социализма. Томас Мор. Особенно важной вехой в развитии английской литературы этого периода было творчество великого драматурга и поэта У. Шекспира, который до сих пор остается непревзойденным мастером изображения всей сложности духовного мира и чувств человека.
В период установления в Англии буржуазно-аристократической монархии после победы буржуазной революции зарождается буржуазный роман, одним из создателей которого был Д. Дефо. В своей всемирно известной книге "Робинзон Крузо" он восхваляет творческие силы представителей нового класса, их деятельность. Но в этот же период появляется книга знаменитого сатирика Англии Дж. Свифта "Путешествие Гулливера", в которой впервые прозвучала критика буржуазной действительности. Это была едкая сатира на английское общество того времени.
В конце XVIII - начале XIX в. в Великобритании, как и в других европейских странах, разочарование в буржуазной действительности, в последствиях буржуазной революции выразилось в направлении романтизма. Писателей-романтиков привлекала фантастика, минувшие исторические эпохи, сильные страсти, народное творчество. Наиболее типичным романтическим произведением этой эпохи были "Поэмы Оссиана" - вольный стилизованный перевод народных кельтских сказаний шотландским поэтом Дж. Макферсоном. Другой шотландский писатель - Вальтер Скотт стал создателем жанра исторического романа. Наконец, мировую славу приобрела самобытная поэзия национального поэта Шотландии Роберта Бернса. Истинный демократизм и народность его поэзии тесно связаны с передовыми идеалами просветительства XVIII в. Главным представителем социально-бытовой сатирической комедии нравов стал Р. Шеридан, в своей пьесе "Школа злословия" остро вскрывший пороки современного ему общества.
Революционный романтизм, представители которого выражали в своих произведениях протест против буржуазно-аристократического общества и борьбу за свободу человека, был свойствен творчеству английских поэтов Д. Байрона и П. Шелли.
Рост промышленного капитализма, первое массовое политическое движение рабочего класса - чартизм - наложили свой отпечаток на развитие английской литературы 30-50-х годов XIX в. Демократическое движение этого периода подготовило почву для развития критического реализма. Его главными представителями стали Ч. Диккенс, У. Теккерей, создавшие неповторимые картины жизни буржуазного общества того времени. Критический реализм развивается и в творчестве более поздних писателей, например Т. Харди, писавшего о жизни сельской Англии.
Наряду с реализмом с конца XIX в. в английской литературе получил распространение приключенческий жанр. Широко известны стали приключенческие романы P. Стивенсона ("Остров сокровищ" и др.), псевдоисторические романы Р. Хатгарта ("Копи царя Соломона"), романы и рассказы создателя детективного жанра А. Конан-Дойля.
В эпоху империализма появляется все больше реакционных тенденций в литературе, нашедших, например, выражение в творчестве прославителя колониальной экспансии Англии Р. Киплинга. Но вместе с этим продолжает развиваться реалистическое направление. Верная характеристика фарисейского буржуазного общества дана в произведениях писателя и поэта О. Уайльда и знаменитого драматурга Б. Шоу. Своеобразно творчество Г. Уэллса, создавшего серию научно-фантастических романов, в которых подчеркивается противоречивый характер развития науки, техники в условиях буржуазного общества.
В XX в. большинство английских писателей продолжают лучшие реалистические традиции классической английской литературы. Среди них -Дж. Голсуорси, создавший яркие правдивые картины буржуазного быта ("Сага о Форсайтах"), Сомерсет Моэм, Р. Олдингтон, А. Кронин и др. Затрагивает социальные темы в своих произведениях известный английский писатель и драматург Дж. Пристли. Большую популярность получили романы на морально-бытовые темы, например произведения Г. Грина ("Тихий американец", "Наш человек в Гаване"). Современную социальную и интеллектуальную жизнь Великобритании отразил в серии своих романов "Чужие и братья" Ч. Сноу. В последние десятилетия в английскую литературу вступило новое поколение писателей-реалистов, которые получили название "сердитых молодых людей". Наиболее типичный их представитель - драматург Дж. Осборн, создавший получившую громадную известность пьесу "Оглянись во гневе". В произведениях писателей этой школы отразилось недовольство молодежи бесперспективностью и лицемерием буржуазной жизни. Острые социальные и политические проблемы вставят в своих романах Дж. Олдридж ("Дипломат" и др.), Дж. Соммерфильд ("Майский день"). Из авторов современного "рабочего" романа наиболее известны А. Силлитоу ("Субботний вечер и воскресное утро") и С. Барстоу ("Любовь... любовь"). Немало талантливых художников дало миру и английское изобразительное искусство. Из старейших мастеров его всеевропейскую известность имеют портретисты XVIII в. А. Рэмзи, Дж. Рейнолдс, X. Реберн и др. Но особенно прославили английскую живопись талантливые пейзажисты конца XVIII - начала XIX в. У. Тернер и Дж. Констебл. Эти реалистические традиции в искусстве продолжают и ведущие художники XX в., вереди которых особенно выделяется группа так называемых социальных реалистов 50-х годов. Графики П. Хогарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, Д. Гриве, скульпторы Л. Брэдшоу, Б. Ри и другие создали ряд реалистических произведений, многие из которых посвящены борьбе за мир, правдиво изображают жизнь народа. Широкую известность получили часто выполненные в абстрактной манере, но пластически выразительные скульптуры X. Мура. Меньшее место в мировой культуре занимает английская музыка. Хотя музыкальная жизнь в Великобритании всегда была развита, страна дала миру мало известных композиторов. Для развития английской музыкальной культуры много сделал немецкий композитор Г.Ф. Гендель (1685-1759); пятьдесят лет своей жизни проживший в Лондоне. Его оперы на античные и библейские сюжеты и особенно оратории впитали в себя много мотивов английской народной музыки и старинной английской хоровой культуры. С XVIII в. большинство композиторов Англии работали в оперном или хоровом (оратории) жанрах. К числу наиболее видных композиторов старшего поколения современной Англии относятся У. Уолтон; Л. Баркли и др. Особое место в музыкальном искусстве Великобритании занимает творчество композитора Б. Бриттена, получившего международное признание. Его оперы "Альберт Герринг", "Маленький трубочист", "Сон в летнюю ночь" включены в репертуар многих оперных театров Европы. Большое развитие в стране получило хоровое искусство; увлечение хоровым пением особенно характерно для уэльсцев. Распространена и духовая музыка. Часто устраиваются конкурсы и соревнования самодеятельных духовых оркестров. В последние годы особую популярность завоевала эстрадная музыка. Всему миру известен вокально-инструментальный поп-ансамбль "Битлз", выступавший в 60-х годах. Устраиваемые периодически фестивали рок- и поп-музыки всегда привлекают много молодежи. Английский драматический театр зародился как церковный; театральные представления были частью религиозного ритуала. Позднее, в эпоху Возрождения, он все более принимает светский характер, становится профессиональным. В XVI в. в театре "Глобус" играла труппа У. Шекспира, ставившая пьесы великого английского драматурга.
Английский театр в XX в. развивался преимущественно на реалистической основе. Немалое влияние оказала на него система К. С. Станиславского, режиссерские работы Ф.Ф. Комиссаржевского и Е.Б. Вахтангова. Видные английские режиссеры П. Брук; П. Холл, Дж. Бартон, Б. Майлс в последние десятилетия поставили пьесы Б. Шоу, С. Моэма, Дж. Пристли, П. Устинова, Д. Мерсера, А. Уэскера и других современных английских драматургов. Огромную популярность завоевали такие мастера сцены, как С. Терндайк, Дж. Гилгуд, Л. Оливье, А. Гиннес, Ф. Робсон, П. Скоффилд, Р. Бертон; Д. Тьютин, А. Финни.
2. Характеристика английского общества по роману Чарльза Диккенса "Большие надежды"
Для раскрытия этой темы я изучила историю, быт, нравы английского народа. Я поставила перед собой задачу проанализировать произведение Ч. Диккенса "Большие надежды", как этнографический источник для описания жизни горожан, ремесленников, буржуазии в Англии.
А сейчас немного о самом произведении. Писатель описывает жизнь подмастерье деревенского кузница Филлина Пиррина. Он мечтал сделаться джентельменом, ведущим личную и приятную жизнь, исполненную наслаждений и, как казалось Пипу, подлинного счастья. Эта мечта зародилась у Пипа, бедного сироты, после того, как он случайно попал в дом богатой и старинной барыни - старой девы Хэвишем, которая приглашает его к себе, чтобы скрыть свой унылый досуг. Неожиданно ему сообщают, что у него появился богатый патрон, который желает чтобы Пип переехал в Лондон, получил образование, стал бы вести беззаботную жизнь "настоящего" джентельмена, получившего большое состояние.
В произведении "Большие надежды" Чарльз Диккенс нарисовал широкую картину нравов имущих классов английского общества.
Жилище
Во всей Великобритании преобладает традиционное вертикальное расположение квартир на двух этажах. В таком доме жил и наш герой Пип Пиррин. На первом этаже находились кухня и гостиная, на втором, две спальни.
"А миссис Джо тем временем повесила на окна чистые занавески, сменила пышную цветастую оборку над очагом и открыла взорам маленькую парадную гостиную, где в остальное время года никто не бывал и все недвижимо покоилось в холодном блеске серебряной бумаги - далее четыре белых фарфоровых собачки на камине, совершенно одинаковые с черными носами и с корзиночками в зубах".
Из-за обилия осадков в Англии ильские дома обычно имели очень высокие и крутые двухскатные крыши.
Дом мисс Хэвишем, имел совершенно другой вид.
"Мы подошли к ее дому - кирпичному мрачному, сплошь в железных решетках, некоторые окна были замурованы; из тех что еще глядели на свет божий, в нижнем этаже все были забраны ржавыми решетками; перед домом был двор, тоже обнесенный решеткой. В глубине двора была большая пивоварня".
Мисс Хэвишем, знатная богатая дама, судьба которой была глубоко несчастной и поэтому дом ее выглядел запущенным и старым.
"В старомодном отсыревшем камине, как видно, только что зажгли огонь, но он более склонен погаснуть, чем разгореться, и дым, лениво нависший над ним, казался холоднее воздуха - как туман на наших болотах. С высокой каминной полки несколько свечей похожих на голые ветки, едва освещали комнату, вернее - едва рассеивали царившую в ней тьму. Это была просторная зала, когда-то, вероятно, богато убранная, но сейчас все предметы, какие я мог в ней различить, вконец обветшали, покрылись пылью и плесенью. На самом видном месте, стоял стол застланный скатертью. Посредине стола красовалось нечто вроде вазы, так густо обвешанной паутиной, что не было возможности разобрать какой оно формы; и, глядя на желтую ширь скатерти, из которой ваза эта, казалась, вырастала как большой черный гриб, я увидел больших пауков".
Дом мисс Хэвишем выглядел так заброшено, не потому что у нее не было средств на обновление стен дома, мебели, разной утвари, а потому что она не хотела это делать. У нее не было на это ни сил, ни желания.
Мне бы хотелось представить к вашему вниманию еще несколько описаний английского дома. Мое внимание привлек дом мистера Уэммика (секретаря Джеггерса). Уэммин жил в Уокворте. Уокворт предоставляет собой множество переулков, каналов и садиков, - место, очень тихое и скучное.
"Дом Уэммина маленький, деревянный стоял в саду, фасад его вверху был выпилен и раскрашен наподобие артиллерийской батареи. Я, кажется, никогда не видел такого маленького домика, таких забавных стрельчатых окошек (по преимуществу ложных) и стрельчатой двери, такой крошечной, что в нее едва можно было пройти.
Перед домом был построен мостик. Он представлял собой доску, перекинутую через ров в четыре фута шириной и два глубиной, которая поднималась и опускалась.
В десять часов вечера стреляет пушка, которая была установлена на крыше крепости, построенной из фанерной решетки. От дождя ее защищало замысловатое брезентовое сооружение вроде зонтика.
-...позади дома я держу свинью, и кой-какую птицу, и кроликов; еще я соорудил парничок и сажаю огурцы, - сказал Уэммик.
Затем он повел меня к беседке, которая стояла на берегу - декоративного озерца. Посреди этого круглого озерца Уэммик устроил фонтан".
Уэммик собирал уголовные реликвии: перо; две - три прославленные бритвы. Все эти безделушки были со вкусом разложены среди фарфоровых и стеклянных фигурок, разнообразных изделий, искусно выполненных самим владельце музея. Выставка разместилась в том покое замка, который судя по кастрюльке в камине и по изящному бронзовому крюку над огнем, явно предназначенному для вертела, служил не только гостиной, но и кухней.
Стены замка были немного трухлявые не оставляла желать лучшего и маленькая спаленка на верхушке башни, потолок которой был чрезвычайно тонок.
Жилище мистера Джеггерса, который заботился о Пипе, от имени опекуна Пипа представляет для нас так же этнографический интерес. Стряпчий Джеггерс жил на Джеррард - стрит, в Сохо, в особняке на южной стороне улицы. Особняк был довольно внушительным, но с грязными окнами и сильно облупившимся фасадом.
"Достав из кармана ключ, он отпер дверь, а мы вошли в каменные сени, мрачные и чалые, как в пожилом доме, а оттуда по темной дубовой лестнице поднялись в анфиладу из трех темных обшитых дубом комнат на втором этаже. На деревянных панелях по стенам вырезаны были гирлянды.
Обед был сервирован в лучшей из этих трех комнат, во второй помещался гардероб и умывальник мистера Джеггерса, третья была его спальней. Остальными комнатами он почти не пользовался.
Стол был накрыт богато, - хотя серебра на нем не было видно, но зато к столу хозяина была придвинута этажерка, на которой красовался целый набор бутылок и графинов.
У стены стоял шкаф с книгами; по заглавиям на корешках я увидел, что это жизнеописания преступников, труды по уголовному праву, парламентские акты, трактаты о свидетельских показаниях.
Вся мебель мистера Джеггерса была добротная и массивная. Однако вид у нее был сугубо деловой, и ни один предмет в комнате не служил просто для украшения. В углу помещалось небольшое, заваленное бумагами бюро и на нем - лампа под абажуром.
Дом, в котором жила мисс Эстелла, возлюбленная Пипи, интеллектуальная, тщеславная воспитанница мисс Хэвшием, несколько
отличался от уже описанных мной выше домов. Дом находился на Ричмоидском лугу в Лондоне. Это был важный, старинный дом, помнивший пижмы и мушки; пудренные парики и расшитые камзолы, чулки до колен и шпаги. Несколько очень старых подстриженных деревьев своей неестественной формой до сих пор напоминали парики и роброны.
Одежда
Английская народная одежда уже давно вышла их употребления. Как в городе, так и в деревне распространению платье общеевропейского покроя, имеющее все же некоторые своеобразные черты. Английский костюм характеризуется строгостью линий покроя. Ему присущи не пестрые, яркие окраски, а спокойные тона.
Конечно, одежда, простого народа, например ремесленников отличается от одежды, которую носили среди буржуазии.
Сначала, к вашему вниманию, я хочу предоставить описание одежды миссис Джо, сестры Пипа.
"Была она рослая, костлявая женщина и почти всегда ходила в толстом переднике с лямками на спине и квадратным нагрудником вроде панциря, сплошь утыканными иголками и булавками".
Муж миссис Джо, в своем рабочем платье кузнеца выглядел справным мужчиной. Но когда он одевал парадный костюм, то тогда напоминал расфранченное огородное пугало. Все, что он надевал по праздникам, было ему не впору, словно с чужого плеча, все ему жало, тянуло.
Герой романа Пип был самым обыкновенным деревенским мальчишкой, руки у него были шершавые, а башмаки - грубые... Даже когда ему заказывали новое платье, то от портного требовали, чтобы оно являло собой нечто вроде колодок и нив коем случае не оставляло свободу движений.
Когда же Пип получил известия об опекуне, и у него появилась возможность поехать в Лондон и сделаться джентльменом он тут же поехал заказывать себе новый, модный костюм. Пип приехал в лавочку мистера Грэбба, который посоветовал ему выбрать легкий летний материал, который весьма в ходу у дворянства и аристократии. Новый костюм очень шел Пипу. Он выглядел в нем элегантно. Костюм состоял из темных узких брюк, темного пиджака и на голове котелок.
Очень интересное зрелище, предстоит нашему глазу при виде костюма мисс Хэвишем, этой богатой и странной барышни.
"Она была одета в богатые шелка, кружева и ленты - сплошь белые. Туфли у нее были тоже белые и длинная белая фата свисала с головы, а к волосам были приколоты цветы померанца, но волосы белые. На шеи и на руках у нее сверкали драгоценные камни, и какие-то сверкающие драгоценности лежали перед ней на столе. Вокруг в беспорядке валялись платья не такие великолепные как то, что было на ней, и громоздились до половины уложенные сундуки. Туалет ее был не совсем закончен, - одна туфля еще стояла на столе, фата была плохо расправлена, часы с цепочкой не надеты, а перед зеркалом вместе с драгоценностями было брошено какое-то кружево, носовой платок, перчатки, букет цветов и молитвенник. Она была похожа на скелет или на восковую фигуру, казалось, обрели темные глаза, которые смотрели на меня".
Уэммик, друг Пипа и секретарь Джеггерса выглядел совершенно обычно.
"Судя по обтрепанному воротничку и манжетам, я решил, что он холост, он видимо, понес в жизни немало утрат, - у него было по меньшей мере четыре траурных перстня, да еще брошь с изображением девицы и плакучей ивы, склоненных над погребальной урной. Я также заметил, что на его цепочке от часов болталось несколько колец и печаток".
Что касается самого героя романа, то он стал одеваться у лучшего портного, брать уроки вежества и "основ наук". Он стал настоящим джентльменом. Пип даже завел себе слугу, которого одел также по последний моде, в синий фрак, канареечного цвета жилет, белый шейный платок, кремовые панталоны и высокие сапоги.
Пища
В питании англичан существует национальная специфика. Диккенс в своем произведении "Большие надежды" ярко описывает английскую кухню. Диккенс показывает различия в питании буржуазии и средних классов английского общества от простого народа, например, семьи ремесленников. Естественно было различие в питании в праздничные дни и в обычные дни. Особенно ярко бросается это различие на примере питания семьи Пипа (нашего героя).
Семья Пипа готовилась к празднованию сочельника. Миссис Джо выбивалась из сил, готовя дом к праздничному пиршеству.
"Обед нам предстоял поистине роскошный, - соленый окорок с гарниром и фаршированные куры. Фруктовый пирог, и пудинг уже стоял на огне".