Федеральный Государственный Образовательный Стандарт




Использование предметов в другом качестве

В основе лежит подход Е.П. Торренса, предложившего данный метод развития творческого начала в детях:

· необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);

· использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в которые входят заданные геометрические фигуры);

· «спроси — угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия изображаемой ситуации).

Преодоление стереотипности мышления — ТРИЗ

Автор теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) — Г.С. Альтшуллер. Главное место в ней занимает курс РТВ — развития творческого воображения [44], включающий методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:

· мозгового штурма, активизирующего перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее), на основе которого отбираются оригинальные решения;

· стектиш (по У. Дж. Гордону): объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций).

Развитие словесного творчества

Основу этой группы методов составляют рекомендации, данные Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей:

· игра в рассказчика;

· бином фантазии;

· техника «фантастических гипотез»;

· деформирование слова;

· «продолжи стих»;

· «рисунок в несколько рук»;

· «перевирание сказки»;

· «придумывание историй»;

· «сказки наизнанку»;

· «салат из сказок»;

· «карты на стол»;

· «начало и конец»;

· «ассоциативное поле» [40].

Развитие логики

Педагог В.А. Бухвалов выделяет следующие виды творческих заданий:

· выбор требуемой информации из предложенной;

· исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

· объединение (систематизация);

· сравнение;

· доказательство, опровержение;

· составление плана деятельности;

· моделирование;

· установление причин;

· определение последствий;

· определение новых функции;

· решение противоречий;

· поиск проблемы.

Для решения этих задач автор предлагает использовать различные методы активизации мышления: мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов (преобразование систем с помощью признаков случайно выбранных объектов), морфологический метод.

Метод творческих преобразований

Предполагает использование последовательных вопросов, позволяет описать изменения, происходящие в изучаемом явлении, если применить к нему то или иное преобразование.

Вопросы о предметах и объектах

Альтернативное применение

· Можно ли данный объект использовать иначе?

· Как использовать по-другому, если немного изменить?

· На что данный объект похож, что он напоминает?

· На кого данный объект похож, кого он напоминает?

♦ Какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?

Изменение

· Можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?

· Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?

· Можете ли вы изменить свой голос, прическу, свой внешний вид?

· Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

Уменьшение

· Можно ли сократить данный процесс по времени?

· Как сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?

· Можно ли сделать этого человека менее заметным?

· Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?

Увеличение

· Как увеличить продолжительность этого процесса?

· Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?

· Что сделать, чтобы человек стал заметнее, ярче?

· Что еще можно усилить, увеличить, добавить?

Замещение

· Можно ли заменить название?

· Что еще можно использовать вместо этого?

· Кто мог бы успешно заменить этого человека?

· Можно ли вместо этого использовать другой механизм?

· Можно ли это сделать в другом месте, в другое время?

Перемещение

♦ Могут ли эти люди поменяться своими местами, своими делами?

· Можно ли поменять части местами?

· Как это сделать в другой последовательности?

♦ Можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?

Следующий, немаловажный момент — необходимость создания

развивающего комплекса упражнений. Особенность детского творчества заключается в игре (предэстетической деятельности), но эта игра — исходный пункт, из которого начинает развиваться личность. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Творческие игровые задания и ситуации должны помогать создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Так как игра — процессуальный, а не продуктивный вид деятельности — ребенок по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству. Поэтому в основе нашей работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность.

К средствам творческого развития дошкольника можно отнести дидактические игры и упражнения, формирующие интеллект и продуктивные виды деятельности. При проведении этих игр используются определенные методы и приемы, которые можно классифицировать по содержанию деятельности.

 

Список литературы:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.

3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.

4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.

7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.

8. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.

9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.

10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.

11. Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.

12. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.

13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.

14. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009. 86 с.

15. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 1986. 112 с.

16. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

17. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 2003. 184 с.

18. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.

19. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.

20. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.

21. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. 62 с.

22. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.

23. Полуянов Д. Воображение и способности. М.:3нание, 1985. 50 с.

24. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.

25. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007. 202 с.

26. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005. 210 с.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: