Объясняет ли Священное Писание само себя?




Баптизм. Диспут о Предании и Церкви

Миссия в инославной среде. Беседа 3-я

«Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

(из утренних молитв)

 

О предании человеческом и Предании апостольском, о том, какие тексты Священного Писания говорят о необходимости следовать Преданию, почему учение о «невидимой Церкви» противоречит тому, что заповедал Христос, и что есть Церковь Христова, а также о том, как вести диспут с сектантами на эти темы, в очередной лекции-беседе рассказывает сектовед Андрей Иванович Солодков.

Здравствуйте уважаемые читатели портала Православие ру.

В прошлых двух беседах-лекция в рубрике "Миссия церкви в инославной среде", мы говорили о "Отношению к инославным" и "Опыте организации центра реабилитации попавших под сектантское влияние". В первой лекции рассмотрели возникновение протестантизма в Европе и необходимые условия для благовестия неповрежденного Евангелия людям, оказавшимся в сектах. Во второй, я поделился опытом организации и работы центра реабилитации и методикой возвращения опавших в лоно Церкви. Сегодня в рамках статьи мы рассмотрим кратко историю баптизма, а так же коснёмся некоторых практических аспектов методики диспута о Святом Предании и Церкви.

Баптизм возник в Англии в 1609 году и как религиозное направление был выдвинут партией пуритан[1] и конгрегационалистов[2]. Основателем баптизма был Джон Смит, который организовал небольшую общину в Голландии. Сначала он сам крестил себя через обливание, а затем, познакомившись с меннонитами, принял от них крещение. В 1612 году Смит и его последователь Томас Хельвис организовали небольшие общины в Англии и крестили всех членов общины. Это были общие, или генеральные, баптисты. Позже появились партикулярные, или частные, баптисты.

Генеральные баптисты в своих взглядах в вопросе предопределения в спасения придерживались учения одного из деятелей реформации Якова Арминия, который считал, что Бог всех людей определил ко спасению, но принять его или нет — зависит от свободной воли человека. Партикулярные баптисты в этом вопросе опирались на учение Кальвина, по которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других — к осуждению и погибели. Примерно в 1641 году у баптистов уже сложилось учение, характерное для современного баптизма. Крещение как у частных, так и у общих баптистов стало совершаться через погружение.

Первое время баптисты преследовались в Англии Епископальной церковью, а также были гонимы гражданской властью, подвергались жестоким наказаниям за освободительное движение, потому как они ассоциировались в анабаптистами учинившими насилие и погромы, об этом было сказано в первой лекции. Известный баптист Джон Буньян просидел в тюрьме двенадцать лет, где и написал свои книги «Путешествие Пилигрима в небесную страну» и «Духовная война», пользующиеся популярностью у современных баптистов.

В 1869 году в Англии вышел «Акт веротерпимости», благодаря которому баптисты стали пользоваться покровительством правительства вместе с другими инославными. В 1905 году в Лондоне был создан «Всемирный союз баптистов», центр которого находится в Вашингтоне. Целью его было распространение баптизма по всему земному шару. В настоящее время во всем мире насчитывается более 30 миллионов человек, 25 миллионов из которых проживают в США.

В результате Русско-Турецкой войны в России баптизм распостранился на северных берегах Черного моря. К ней были присоединены области на юге Украины, включающие Крым, а также Херсонскую, Таврическую, Екатеринославскую губернии. Для освоения новых земель правительство Екатерины II решило заселить окраины страны иностранными переселенцами — колонистами. Первые общины украинских баптистов появились в 1873 году. Так же баптизм проникал в Россию через Кавказ, Санкт-Петербург...

 

Всё вероучение современного баптизма основано только на Священном Писа­нии, которое они трактуют и понимают в духе ереси, полагаясь на свой разум, не принимая огромного духовного опыта Святой Православной Церкви. Отвергая Священное Предание, называя его «лжеучением и творением рук человеческих» [1]

Винс Я.Я. Наши баптистские принципы. https://rus-baptist.narod.ru/vins.html#01

 

 

Что такое Предание Церкви

 

Объясняет ли Священное Писание само себя?

 

Мы говорили уже, что все инославные, в том числе и баптисты - верят - Библия объясняет сама себя и не нуждается в Предании. Известный реформаторский принцип 1517 выдвинутый М. Лютером - «Sola Scriptura», Библия и только Библия. Если внимательно читать тексты Библии, и не прибегать к методике Лютера, (напомню - Лютер исключил послание ап. Иакова из канона Библии, т.к. оно не совпадало с его идеей - оправданием по вере (см. 1 беседу), то мы увидим, что принцип - Библия достаточна для понимания текстов библейских текстов, опровергает сама Библия. В послании апостола Петра, мы находим следующие слова:

«и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3: 15–16).

Из этих слов мы видим, что в посланиях апостола Павла есть нечто непонятное, неудобовразумительное, – что невежды и неутвержденные превращают к собственной своей погибели. Невеждами называются люди которые совсем не слышали слова Благовестия, а не утвержденными названы те, кто слышал слово о Христе, но принял его не из уст Церкви, а в поврежденном состоянии и таким образом отпал от единства с Церковь и не утвердился в чистоте истины. Сказано:"Церковь, дом Бога живого, столп и утверждение истины" (Тим.3.16). К вопросу о Церкви мы еще вернемся. Итак мы видим из этого текста, что можно читать Библию и исказить понимания ее текста как утверждает ап. Петр "...к собственной своей погибели".

Правильное понимание Священного Писания – это одно из важных условий дела нашего спасения. " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Ин.5.39). Апостол начиная свое увещевание по этому поводу обращает на это особое внимание. Вернемся еще раз к началу текста прочитанного выше: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Пет. 3: 15). Критерий понимания текстов Библии вопрос не отвлеченный ни философский, но самый серьезный, касающийся нашего спасения!

 

Держитесь Предания!

 

Критерий правильного понимания Священного Писания - Священное Предание. Все без исключения сектанты отвергают Предание и подтверждают свое отвержение некоторыми текстами Библии и такие тексты действительно есть.

В Евангелии от Марка, в главе 7, говорится о предании, которое Христос отвергает.

«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками (у евреев был целый обряд омовения рук. – А.С.), укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук… Есть и много другого, чего они привыкли держаться» (Мк. 7: 1–4).

И Христос их осуждает за это, говоря:

«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» (Мк. 7: 7–8)

И далее: «И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою (это пятая заповедь. – А.С.); и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7: 9–13).

Есть параллельное место в Евангелии от Матфея 15 главы.

В диспуте о Священном Писании и Священном Предании, оппонент приведет именно эти тексты Библии на основании их будет утверждать не нужность Предания. Вспомним высказывание свт. Иринея Лионского: "Невозможно лечить людей больных не зная причину их не здоровья, поэтому некоторые были намного искусней меня, но не могли одолеть ересь Валентина, потому что в точности не знали их учения". В чем причина нездоровья в этом вопросе у баптистов? Они берут только часть библейского откровения и выдают ее за полноту истины. Но в Библии, есть тексты которые говорят о необходимости Св.Предания. У апостола Павла мы находим следующие слова: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2). Апостол хвалит христиан держащихся Предания. И еще в послании к Фессалоникийцам, пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим » (2 Фес. 2: 15). Из этого текста очевидна необходимость Предания. Сказано - 1. держитесь Предания, которым научены. 2. Словом. 3. Посланием. Надо сказать, что Предание всегда первично. Откуда Моисей знал как Бог творил этот мир? Бог открыл ему, и он записал. Откуда Ной знал какие животные чистые, какие нет, ведь об этом говориться намного позже, после потопа? И Моисей и Ной знали об этом не из написанного в Библии, а из Предания устного.

Часто оппонент говорит, что Предание это канон Библии - 39 книг Ветхого и 27 Нового Заветов. Нет. Сново надо повторить. Апостол Павел детализирует и уточняет - научены

преданием (παραδόσεις), словом (λόγου - Библия - слово Божие), посланием (ἐπιστολη̃ς - которое читаем). То есть три сотавляющих настаивает держаться апостол Павел в на учении истине - "предание, слово, послание". И тут уместно задать вопрос. Как вы протестанты, говоря, что живете по Библии соблюдаете Предание? Более того апостол Павел предупреждает: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию (παραδόσεις ), которое приняли от нас » (2 Фес. 3: 6). Таким образом - Предание это не то что Церковь придумала, а что приняла с апостольских времен и сохранила.

Подчеркнем: православные тоже не принимают человеческого предания. А у инославных человеческих преданий много. К ним относятся измышления и сочинения их «учителей», на которых строится вся сектантская догматика, опираясь на их авторитет и дается истолкование Библии. У адвентистов, например, это книги Елены Уайт, у свидетелей Иеговы – журналы «Сторожевая башня» и «Пробудись!». Есть свои писатели у баптистов - Джон Буньян и проч. авторы и толкователи. Предание, которого держится Православная Церковь, – и это надо снова и снова повторять, – не сводится только к своду книг и творений. У инославных ложное представление о православном Предании. Они думают, что мы хотим прикрепить к Библии еще какие то книги и апокрифы. И здесь будет к стати напомнить о каноне Священного Писания и можно задать такой вопрос: а откуда известно, что Евангелие от Марка написал Марк? откуда известно, что Евангелие от Иоанна написал Иоанн? Почему четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна – считаются каноническими, а Евангелие от Фомы, например, книга неканоническая? Или Евангелие от Андрея? Ведь вы, не читаете эти Евангелия и не признаете. Почему? Потому что они не канонические. А кто сказал, какие книги канонические, а какие нет? Церковь сказала на основании Святого Предания и Соборного Разума! Церковь утвердила этот канон, определив, что ложное, а что истинное. На основании чего Церковь утвердила этот канон? На основании Предания.

К сожалению отпав от единства с Церковью, утратилась способность воспринимать Библейское учение в полноте Святого Духа, который со времен Пятидесятницы непристанно наставляет Церковь созданную Христом на земле. Отпавшие, утратили способность воспринимать полноту откровения и самого Христа в присущем ему свете.

Владимир Лосский, русский богослов пишет о нераздельности Священного Писания и Священного Предания следующее: «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или иными символами, суть различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор.12:3)... Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума".

Всякий человек или общество разорвав связь с Церковью утрачивает способность, слышать, принимать и познавать Истину. Эти способности возвращаются человеку только при воссоединении со Христом в Таинствах. Тему о Таинствах Церкви мы рассмотрим позже, в следующих лекциях, сейчас только напомню евангельскую историю о Луцеи и Клеопе путешествующих в Эммаус:

"В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях.

И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни. И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его". (Лук.13.31).

Мы видим, что Господь Иисус Христос объяснял им пророчества из Писаний Ветхого Завета о Себе, но они оставались "несмысленные и медлительные сердцем" и только после того как Сам Христос преподал им Причастие и Они воссоединяются с Ним то:..."открылись у них глаза, и они узнали Его". (прмч. о таинствах будет отдельная тема диспута)

Скажу еще несколько слов о конфессиональных переводах Библии. Например перевод Библии сделанный в п. Заокском адвентистами. Об адвентистах седьмого дня их истории заблуждений, будет следующая лекция, сейчас лишь затронем вопрос о Предании. Переводчики института Библии в адвентистской семинарии пошли путем редактирования текстов Библии, согласно своему учению заблуждения. Если в их переводе мы рассмотрим тексты о Предании, то увидим следующее. Слово Предание с греческого как мы видели выше - παραδόσεις (парадосис). Адвентисты, как известно в своем вероучении, так же отвергают Предание как и баптисты. Делая свой перевод они по видимому решили раз и навсегда удалить понятие о апостольском Предании, раз оно не вмешается в их догматическое заблуждение. Подобный прецедент в общем то уже был. Мы видели его из истории реформации, как Лютер выбросил из канона Библии целое послание ап. Иакова, объявив его апокрифом, потому что оно не совпадало с его идеей "оправдание только по вере", а в послании есть стихи говорящие "Вера без дел мертва". Адвентисты в своей редакции не столь решительны, но тем не менее в текстах где говорится положительно о необходимости Св.Предания(1Кор.11.2; 2Фес.2.15; 3.6.) словоπαραδόσεις, они заменили словами - учение, истина..., а где о предании говориться отрицательно, как о предании человеческом, там слово - παραδόσεις - оставили. Если мы откроем греческий текст, то увидим, что во всех текстах выше приведенных относительно Предания стоит слово - παραδόσεις, без всякой альтернативы какого либо другого прочтения или отсутствия данного слова, дающего право на его замену по смыслу по определенным правилам перевода. Попытка воспринять Божественное Откровение рациональным мышлением и не вместив истину о предании человеческом и Предании апостольском, приводит мягко говоря к такой не чистоплотности в переводе Библии. И так во многих вопросах, в которых заблудились сектантские сообщества.

Итак еще раз. В Библии есть такие понятия как - предание человеческое и Предание апостольское, церковь - вавилонская блудница и Невеста Христова, идолы других богов и Святые изображения, чаша бесовская и Святая Евхаристия.

Есть другое возражение протестантов по поводу вопроса contra traditia. Они говорят, как вы православные определяете, что истина что ложь у ваших отцов Церкви. В их трудах можно встретить противоречия по разным вопросам. Это вопрос по отношению к Православной Вселенской Церкви не совсем корректен. К Римо-католикам -да, вполне уместен. Подтасовки в католических преданиях в результате отклонения от Вселенского вероисповедания римского епископа в связи с чем в общем то и было такое явление, как реформаторское движение в Европе. В пред идущих лекциях было уже сказано, что протестанты и их последователи протестуют против католической догматики, перенося этот протест автоматически к православию. Здесь один совет протестантам - познакомиться с начала с Православием, а потом и выдвигать протест. Если говорить о так называемой contra traditia и некоторых разногласиях в учении Отцов, то последнее слово в вопросе, что истина а что ересь, не за папой, епископом Рима, против чего протестовали и протестуют протестанты. Этот вопрос решается в Церкви - Соборно и по средством принципа - "согласия отцов" (Consensus patrum). Соборность не выдумка последующих веков христианства. Основа Соборного решения вопросов, заложена еще в апостольский период. Когда возникли разногласия в Церкви, в частности, как принимать язычников и что они должны соблюдать после крещения. Собор постановил: " Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". (Деян.15.28). Как видим, Собор и его определение есть голос Святого Духа:..."ибо угодно Святому Духу и нам"... Так же решением V -VI Вселенского Собора было установлено, что если усматриваются какие либо разночтения в суждении по тому или иному вопросу у Отцов не изложенному в Соборных определениях (оросах и канона), то необходимо руководствоваться мнением 12 отцов. В дальнейшем Собор постановил руководствоваться тремя Отцами и их учение по тому или иному вопросу считать образцовым. Таковые святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Все остальные мнения идущие в разрез с Соборными определениями и тремя святителями - не являются учением Церкви, а лишь частные суждения. При́нцип «согла́сия отцо́в» (Consensus patrum) был сформулирован в V в. прп. Викентием Лиринским:
«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Из всего сказанного видно, что Предание есть Дух Святой живущий в Церкви. Отвержение Церковного Предания, есть хула на Святого Духа которая по словам Спасителя: "не проститься ни в этом веке ни в будущем". Есть над чем задуматься.

Что есть Церковь

Обычно инославные в том числе и баптисты, для утверждения своего понимания Церкви ссылаются на текст из Евангелия от Матфея, 18: 20: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Мол, вот и основания для организации Церкви. Рассмотрим подробнее контекст и выясним, о чем тут идет речь, а для этого обратимся к предыдущим стихам этой главы, потому что стих 20 является завершением наставления Христа своим ученикам.

Итак, читаем с 15-го стиха:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 15–20).

Весь этот фрагмент – о том, как нужно поступать в Церкви. Сначала Спаситель говорит, как нужно поступать в Церкви с братом согрешающим: стихи 15–17. Потом – как нужно молиться в Церкви: стихи 18–20. В Мф. 18: 20 – о соборной молитве.. Христос нас не учил молиться: «Отче мой» – но: «Отче наш». Здесь ничего не говорится о создании Церкви. Речь идет о силе соборной молитве.

Баптисты учат о невидимой церкви. Они говорят, что в каждой конффесии, есть искренне верующие люди, которых Господь соберет во время страшного Суда. То есть - искренность, критерий истины. Но можно искренне и заблуждаться. Если мы искренне поверим лжи, от нашей искренности она не сделается правдой. И если церковь невидимую составляют искренне верующие во всех христианских конфессиях, то как мне исполнить заповедь Христа: "Если не послушает, скажи церкви". Это что, я должен бегать по всем коффессиям и искать искренне верующих, что бы исполнить слова Христа:...скажи церкви"? Как сказать, если не видима, и где индикатор и принцип проверки искренности? Не удивлюсь, если будет предложен для этой процедуры индикатор лжи. Так же, где двое или троя собраны во имя Мое...там еще совсем не церковь. Такое собрание изучающих Писание, трудно назвать церковью, в лучшем случае его можно назвать библейским кружком. Православный человек не мыслит спасение вне Церкви, а значит вне Христа, у баптистов все иначе, и при ведении диспута это надо знать. Для спасения, по баптистскому учению, необязательно принадлежать к какой-либо церкви. Вот как они об этом говорят в своих принципах, опираясь на стих из Послания к Ефесянам: "человек, мертвый по преступлениям и грехам получает спасение через Иисуса Христа (Еф. 2, 5) и добавляют от себя: «находясь вне церкви»[3]. В другом месте: «Должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину, что спасает нас не Церковь (какая бы она ни была), а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе»[4].

В баптистском сознании Церковь отделяется от Христа. Церкви просто не существует если мы не собрались на очередной кружок изучения по принципу "двое-трое". Разошлись по домам и нет церкви - собрались и снова есть. Фольклор какой то. Играй гармонь какая то получается. Объединяет нас собрание по вере во имя Христа, вот принцип и основание церкви в инославном понимании.

Зная их заблуждение в этом вопросе, рассмотрим на основании Священного Писания, соответствует ли такая интерпретация Библейских текстов учению о Церкви.

Итак, в диспуте о Церкви приведём следующий текст Евангелие от Матфея, 16: 18. Когда апостол Петр от лица всех апостолов исповедовал Христа: «Ты – Сын Бога Живаго», то Христос сказал ему:

«Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Очень важные слова которые необходимо объяснить: во-первых, слова: «создам Церковь», и во-вторых – «врата ада не одолеют ее».Что значит «создам Церковь»? Христос говорит "создам Церковь Мою" а не «создам церкви Мои ». Сказано в единственном числе: οἰκοδομήσω μου τὴν ἐκκλησίαν «создам Церковь Мою ». Так же и апостола Павла находим такие слова: " «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 4–6).

Иногда оппонент может с нами согласиться, что мол Христос действительно создал Церковь в апостольские времена, но она повредилась отступив в угоду язычеству от чистоты Евангелия. Это неправда. Такое ложное понимание о возможном повреждении церкви, происходит в результате ложного понимания природы Церкви. Церковь, по словам Христа, непобедима, а значит и не повреждаема. Зададим вопрос: «Вы верите Христу и словам Христа?» Ответят: «Конечно». Так вот, Христос говорит: «Создам Церковь [одну] Мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь, по определению Христа - Одна и непобедима. Церковь – это не только ἐκκλησίαν, то есть собрание людей, как учат сектанты. Церковь собрал Сам Христос. Не достаточно уверовать во Христа, как рассуждают баптисты, собраться и стать христовой церковью. В Евангелие от Иоанна сказано:" И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им". (Ин.2.23-24). Кому же Христос вверил себя и кого избран на свое служение? Апостолов. «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (Ефес, 2, 20. 21-22). Быв утверждены на основании Апостолов и пророков. В следующих лекциях, мы рассмотрим вопрос избрания законного священства, вопроса рукоположения и благодати, сейчас только скажу лишь кратко, что основанием Церкви является не вера, не Библии, а Сам Христос: " Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос".(1Кор.3.11). Для основания новой церкви нужно чтобы Христос снова родился, избрал себе учеников, пострадал на кресте, умер и воскрес и в пятидесятый день Дух Святой сошел бы на церковь. Устроение церкви по своеволию не возможно. Нет повторения этих событий, нет и церкви. Церковь не прерывается в истории человечества, а через апостольское рукоположение существует до сего дня: "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь"(Мф. 28.20). "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас"(Ин.15.16). Христос избирает и поставляет Сам на свое служение. И благодать избранности передается через рукоположение. Апостол Павел пишет своему приемнику Тимофею:"Возгревай дар Божий который в тебе через моё рукоположение". (1Тим.1.6). Дар преемства, Русская Православная Церковь может показать от апостола Андрея до патриарха Кирилла. Святейший Патриарх 179 по преемственности. "Я знаю которых избрал" (Ин.13.18).

Есть по этому поводу возражение, мол апостол Павел был избран Христом по дороге в Дамаск (Деян.9), так и нас избрал Христос. Но если мы внимательно прочтем события, не выборочно, а полностью, то увидим что к апостолу Павлу, ослепшему после встречи со Христом, посылается ученик Христов из 70 ти - Анания, чтобы присоединить его к Церкви через крещение и возложения рук апостольства." Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился"(Деян.9.17-18). Не смотря на то, что Христос явился ему лично в введении, апостол Павел нуждается в соединении с Церковью, через избранного Христом преемника, через крещение и возложение рук апостольства по благодати Святого Духа.
Христос и Основание, Он и Основатель Церкви. Церковь - не просто собрание единомышленников, Церковь - тело Христово, как сказано у апостола Павла в послании к Колоссянам:"И Он есть глава тела Церкви". (Кол.1.18). Церковь – тело Христово, Христос – Глава Церкви. Отделение Главы от Тела, мягко говоря - кощунственное богословие. А может ли быть победим Христос? Нет! Церковь - Богочеловеческий организм. Христос - Глава, присутствует в Церкви в ее Таинствах, посредством которых мы как живые клетки, соединяемся с Ним по благодати в Его Богочеловечество. «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»... (Иоан. 15, 4-6).

(О Таинствах будет отдельная беседа-диспут).

Часто звучит как аргумент-обвинение православных, что они грешат. Да, никто не застрахован от впадение в грехи, сказано: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.(1Кор.10.12). Но если и есть грех в Церкви, то это не грех Церкви, а грех против Церкви. Разве Христос говорил: «Создам Церковь Мою, а если вы будете плохо себя вести, то создавайте другую»? Нет! Ничего такого не сказано. Впадение в грехи отдельных членов, не может повредить Церкви, таковой приходит на исповедь для исправления. От сектантов не раз приходилось слышать, что уверовав во Христа, они уже не впадают в согрешения. Апостол Иоанн пишет, что утверждающий подобное - обманщик: "Кто говорит, что без греха, тот лжец и нет в нем правды"(1Ин.1.8). Если же речь идет о еретическом заблуждении православного, то он сам разрывает общение с Церковью, если не раскаивается в своем заблуждении и упорствует. Церковь не побеждается и не повреждается, т.к. ни Христос, ни Дух Святой управляющей и обитающий в Церкви повредиться не может. Всякий утверждающий обратное, скорее сам поврежден.

В следующих лекциях-беседах, говоря о диспуте с сектантами по вопросам, спасения, крещения младенцев, иконопочитании но так или иначе, мы будет возвращаться к вопросу о Церкви. Сегодняшнюю беседу, хотел бы завершить словами священномученика Киприана Карфагенского: "Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец" и всех крещенных но отпавших от Матери Церкви, часто по недоразумению, впавших в заблуждение призовем к покаянию и возвращению домой в: " Церковь Бога Живого, (которая есть) столп и утверждение истины". (1Тим.3.16), особенно в это благоприятное время, в дни Великого Поста.

А.И. Солодков

 

Источники и литература.

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ­ М.: Рос. библ. об-во, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: