Модели проведения мониторинга




Принципы системы мониторинга качества образования в НО

 

• Принцип социально-нормативной обусловленности

• Принцип повторяемости оценивания по тем же критериям

• Принцип диагностико-прогностической направленности

• Принцип «минимакса»

• Принцип согласованности действий педагогов

• Принцип «второго мнения» (объективности)

 

Организация мониторинга качества образования

Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации и категории участников мониторинга качества образования определяются и устанавливаются Министерством образования (в случае необходимости федеральными службами, учреждениями и организациями), органами образования муниципальных образований и администрацией общеобразовательных учреждений.

Модели проведения мониторинга

Модель соответствия нормам и стандартам. Наиболее простая модель мониторинга нацелена на сбор данных о процессе и ре­зультатах образовательной деятельности, включая их анализ пу­тем сопоставления с установленными нормами и стандартами. До­стоинство модели соответствия нормам и стандартам — в просто­те и оперативности реализации. Недостатки модели — ограничен­ные возможности интерпретации результатов мониторинга, свя­занные с отсутствием достаточного числа характеристик образо­вательной деятельности школ, процессов ее протекания и вход­ных данных об учащихся. В силу отсутствия важной информации модель соответствия нормам и стандартам не позволяет коррект­но сопоставить результаты обучения и сделать обоснованные вы­воды для управления качеством образования.

Модель «вход—выход». Классическая модель «вход—выход», используемая в большинстве стран в системах информационного и сравнительного мониторинга, основана на предположении о том, что входные данные учащихся существенно влияют на ре­зультаты их обучения в школе. К входным данным относят совокупность показателей, характеризующую начальные способности учащегося, социально-экономический статус семей учащихся, ресурсы школы (профессиональный уровень преподавателей школ, размеры финансирования на одного учащегося и т.д.). Выходные данные включают экзаменационные оценки учебных достижений учащихся и выпускников школ и полный перечень освоенных ими знаний и умений.

Учет входных данных позволяет выделить однородные группы школ, начинающих работу в одинаковых условиях, что гаранти­рует корректность внутригрупповых сравнений по конечным ре­зультатам образовательной деятельности. Сравнение, школ с раз­личными входными данными проводится с помощью уравнений множественной регрессии. Таким образом, модель «вход—выход» расширяет возможности мониторинга и позволяет проводить внутригрупповые и межгрупповые сравнения образовательных учреж­дений.

Модель «вход—процесс— выход». В настоящее время большое распространение получила так называемая модель с пятью факто­рами (модель «вход — процесс—выход»). Она включает в себя ком­бинацию характеристик не только результатов, но и процесса обу­чения. К факторам этой модели относятся:

1) сильное административное руководство;

2) наличие стабильного и хорошо организованного внутрен­него микроклимата в классе и в школе;

3).преимущественная ориентация в обучении на формирова­ние у учащихся базовых академических навыков;

4) повышенные требования к учащимся со стороны препода­вателей, ориентирующие учащихся на постоянный прирост учеб­ных достижений;

5) наличие системы внутришкольного мониторинга, обеспе­чивающей достоверную информацию о качестве образования.

Таким, образом, улучшенная модель системы мониторинга обра­зовательной деятельности — модель «вход—процесс—выход» — включает информацию относительно процессов, протекающих в школе при обучении и воспитании учащихся. В основе расширен­ной модели лежит предположение о том, что совершенствование процесса обучения запланированным образом неизбежно должно привести к более высоким учебным достижениям, что вполне отвечает реалиям в практике образования.

Динамическая модель мониторинга. Большинство сравнитель­ных оценок деятельности школ основывается на межгрупповом анализе и сопоставлении средних оценок учебных достижений, существенно зависящих от контингента учащихся школы и соци­ально-экономической характеристики района, в котором распо­ложена школа. В силу социальной неоднородности заселения раз­личных, районов некоторые школы из года в год получают значительную долю неблагополучного контингента учащихся. Поэтому достижения таких школ при сравнении по конечным результатам обучения могут оставаться незамеченными годами, несмотря на эффективную образовательную деятельность и усилия педагоги­ческого коллектива. Преодолеть этот недостаток можно, исполь­зуя динамическую модель мониторинга, основанную на анализе динамики изменений в образовательной деятельности школы, вы­явлении их позитивного или негативного характера и степени вли­яния школы на происходящие изменения.

Наиболее эффективная динамическая модель мониторинга стро­ится на измерениях скорости прироста учебных достижений уча­щихся в течение некоторого временного периода. Поскольку на темп развития учащихся существенно влияют начальные способности и характеристики семьи, то учет этих показателей обеспе­чивается без дополнительных усилий при измерениях скорости прироста учебных достижений. В этой связи многие специалисты настоятельно советуют использовать динамическую модель мони­торинга, основанную на измерениях изменений в учебных дости­жениях.

Наработки в статистике, теории педагогических измерений и дизайне тестов в последние десятилетия значительно усиливают преимущества динамического мониторинга. Благодаря теорииIRT у создателей тестов появилась возможность построения батарей тестов учебных достижений, включающих отдельные субтесты для учащихся на различных образовательных уровнях без потери со­поставимости результатов тестирования. С этой целью в тесты для двух смежных классов обычно включают блок якорных заданий, одинаковых для обоих тестов. Таким образом достигается связка при построении шкал учебных достижений предыдущих и после­дующих образовательных уровней. Благодаря этой связке резуль­таты мониторинга размещаются на одной непрерывной шкале, которая охватывает длительный период обучения в школе.

 

С помощью мониторинга предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

 

https://school631.spb.ru/res/docs/Prog_mont_k.pdf

 

Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие

. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.

 

https://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/lek18.htm

 

https://ippk.arkh-edu.ru/catalog/som/detail.php?ID=9977

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: