Принципы системы мониторинга качества образования в НО
• Принцип социально-нормативной обусловленности
• Принцип повторяемости оценивания по тем же критериям
• Принцип диагностико-прогностической направленности
• Принцип «минимакса»
• Принцип согласованности действий педагогов
• Принцип «второго мнения» (объективности)
Организация мониторинга качества образования
Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации и категории участников мониторинга качества образования определяются и устанавливаются Министерством образования (в случае необходимости федеральными службами, учреждениями и организациями), органами образования муниципальных образований и администрацией общеобразовательных учреждений.
Модели проведения мониторинга
Модель соответствия нормам и стандартам. Наиболее простая модель мониторинга нацелена на сбор данных о процессе и результатах образовательной деятельности, включая их анализ путем сопоставления с установленными нормами и стандартами. Достоинство модели соответствия нормам и стандартам — в простоте и оперативности реализации. Недостатки модели — ограниченные возможности интерпретации результатов мониторинга, связанные с отсутствием достаточного числа характеристик образовательной деятельности школ, процессов ее протекания и входных данных об учащихся. В силу отсутствия важной информации модель соответствия нормам и стандартам не позволяет корректно сопоставить результаты обучения и сделать обоснованные выводы для управления качеством образования.
Модель «вход—выход». Классическая модель «вход—выход», используемая в большинстве стран в системах информационного и сравнительного мониторинга, основана на предположении о том, что входные данные учащихся существенно влияют на результаты их обучения в школе. К входным данным относят совокупность показателей, характеризующую начальные способности учащегося, социально-экономический статус семей учащихся, ресурсы школы (профессиональный уровень преподавателей школ, размеры финансирования на одного учащегося и т.д.). Выходные данные включают экзаменационные оценки учебных достижений учащихся и выпускников школ и полный перечень освоенных ими знаний и умений.
|
Учет входных данных позволяет выделить однородные группы школ, начинающих работу в одинаковых условиях, что гарантирует корректность внутригрупповых сравнений по конечным результатам образовательной деятельности. Сравнение, школ с различными входными данными проводится с помощью уравнений множественной регрессии. Таким образом, модель «вход—выход» расширяет возможности мониторинга и позволяет проводить внутригрупповые и межгрупповые сравнения образовательных учреждений.
Модель «вход—процесс— выход». В настоящее время большое распространение получила так называемая модель с пятью факторами (модель «вход — процесс—выход»). Она включает в себя комбинацию характеристик не только результатов, но и процесса обучения. К факторам этой модели относятся:
1) сильное административное руководство;
2) наличие стабильного и хорошо организованного внутреннего микроклимата в классе и в школе;
|
3).преимущественная ориентация в обучении на формирование у учащихся базовых академических навыков;
4) повышенные требования к учащимся со стороны преподавателей, ориентирующие учащихся на постоянный прирост учебных достижений;
5) наличие системы внутришкольного мониторинга, обеспечивающей достоверную информацию о качестве образования.
Таким, образом, улучшенная модель системы мониторинга образовательной деятельности — модель «вход—процесс—выход» — включает информацию относительно процессов, протекающих в школе при обучении и воспитании учащихся. В основе расширенной модели лежит предположение о том, что совершенствование процесса обучения запланированным образом неизбежно должно привести к более высоким учебным достижениям, что вполне отвечает реалиям в практике образования.
Динамическая модель мониторинга. Большинство сравнительных оценок деятельности школ основывается на межгрупповом анализе и сопоставлении средних оценок учебных достижений, существенно зависящих от контингента учащихся школы и социально-экономической характеристики района, в котором расположена школа. В силу социальной неоднородности заселения различных, районов некоторые школы из года в год получают значительную долю неблагополучного контингента учащихся. Поэтому достижения таких школ при сравнении по конечным результатам обучения могут оставаться незамеченными годами, несмотря на эффективную образовательную деятельность и усилия педагогического коллектива. Преодолеть этот недостаток можно, используя динамическую модель мониторинга, основанную на анализе динамики изменений в образовательной деятельности школы, выявлении их позитивного или негативного характера и степени влияния школы на происходящие изменения.
|
Наиболее эффективная динамическая модель мониторинга строится на измерениях скорости прироста учебных достижений учащихся в течение некоторого временного периода. Поскольку на темп развития учащихся существенно влияют начальные способности и характеристики семьи, то учет этих показателей обеспечивается без дополнительных усилий при измерениях скорости прироста учебных достижений. В этой связи многие специалисты настоятельно советуют использовать динамическую модель мониторинга, основанную на измерениях изменений в учебных достижениях.
Наработки в статистике, теории педагогических измерений и дизайне тестов в последние десятилетия значительно усиливают преимущества динамического мониторинга. Благодаря теорииIRT у создателей тестов появилась возможность построения батарей тестов учебных достижений, включающих отдельные субтесты для учащихся на различных образовательных уровнях без потери сопоставимости результатов тестирования. С этой целью в тесты для двух смежных классов обычно включают блок якорных заданий, одинаковых для обоих тестов. Таким образом достигается связка при построении шкал учебных достижений предыдущих и последующих образовательных уровней. Благодаря этой связке результаты мониторинга размещаются на одной непрерывной шкале, которая охватывает длительный период обучения в школе.
С помощью мониторинга предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.
https://school631.spb.ru/res/docs/Prog_mont_k.pdf
Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие
. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
https://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/lek18.htm
https://ippk.arkh-edu.ru/catalog/som/detail.php?ID=9977