СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.
Социальное познание
· это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
· Вид научного познания, связанный с развитием и приобретением знаний о человеке
Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания:
· Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.(в ходе социального познания общество познает себя)
· Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
· Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
· Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал, никогда в анкете в этом не признается, а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
· Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Принципы социального познания
· Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.
· Все процессы, происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
· В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Источники социального познания
· Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
· Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
· Общественная практика, в ходе которой происходит развитие, изменение, преобразование общества.
· Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
· Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
· Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
· Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Цели социального познания
· Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
· Стремление понять место и роль человека в обществе
· Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции» (представление человека о самом себе).
Методы социального познания
ü Эмпирические
· Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
· Опрос (анкетирование, интервью)
· Тестирование
· Экспертная оценка
· Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
· Эксперимент
· Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).
ü Теоретические
· Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
· Обобщение
· Классификация
· Умозаключение
· Статистический метод
· Выдвижение гипотезы
· Научная абстракция
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
1. Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
2. Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
3. Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
4. Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
v Прогноз на ближайшее будущее — 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
v Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить). Прогноз носит общий и вероятный характер.
v Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.
Методы социального прогнозирования
· Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
· Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
· Экстраполяция – (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.
Важнейшие социально-гуманитарные науки:
Ø История-наука, изучающая прошлое человеческого общества
Ø Культурология-наука, охватывающая совокупность знаний о культуре
Ø Политология-наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни
Ø Правоведение (юриспруденция)-наука, изучающая право как особую систему социальных норм
Ø Социология – наука о закономерностях развития природы, общества и познания
Ø Философия- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Ø Экономика –наука, которая исследует как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Ø Эстетика- философская наука, о сущности и формах творчества по законам красоты
Ø Этика- философская наука, объектом изучения которой является мораль
Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.
САМОПОЗНАНИЕ
Самое трудное — познать самого себя. Так говорили древние. Да, действительно, понять человеку, каков он, с каких позиций подходить к самооценке – это очень сложно, но необходимо. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, а значит, нужно научиться познавать себя самого.
Ø Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.
Ø Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.
Я-концепция(или образ «Я») — это представления человеке о самом себе.
Я-образы:
Ø Я-открытое (я знаю о себе, все знают обо мне)
Ø Я- закрытое (я знаю, другие не знают этого обо мне)
Ø Я- слепое (другие знают, а я не знаю)
Ø Я- непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я)
Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей. Самооценка всегда субъективна.
Факторы формирования самооценки:
1. сопоставление образа реального «я» с образом того идеала, каким человек хотел бы быть
2. оценка других людей
3. отношение личности к собственным успехам и неудачам
Может быть адекватной(реалистичной) и неадекватной(нереалистичной): завышенной или заниженной.
Этапы самопознания
Ø Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
Ø Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.
Методы самопознания(пути):
v Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
v Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
v Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
v Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов. Самооценивание – оценивание своих действий. Не всегда он бывает объективным, самокритичным.
Средства самопознания
· Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)
· Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.
· Изучение психологической литературы
· Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.
· Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.
· Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.
Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализовать себя, радоваться жизнью, быть счастливым человеком.