ПОГОВОРКИ, ПРОЗВИЩА МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ




ЛИТЕРАТУРА

Смолицкая Г. П. Топонимический словарь Центральной России /

журнал «Русская Речь» за 1994–99 гг.

 

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.

 

Города России: энциклопедия. М., 1994.

 

Вартаньян Э. А. История с географией, или Жизнь и

приключения географических названий. М., 1986.

 

Русская ономастика и ономастика России. Словарь /

под ред. О. Н. Трубачёва. М., 1994.

 

Трубе Л. Л. Наши города. Горький, 1954.

 

 

На фото – вид Троицкого собора г. Городца (построен в XVII веке, снесён

в сер. 1930-х гг.). Автор макета – Владимир Никифоров (1990-е гг.)

МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс»

Городецкий краеведческий музей

 

 

ГОРОДА РОССИИ

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ,

ПОГОВОРКИ, ПРОЗВИЩА МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

ИЗ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

Г. П. СМОЛИЦКОЙ

 

Составитель: А. Н. Еранцев,

научный сотрудник Городецкого краеведческого музея

 

 

 

 

Алексин (1348*). Город в Тульской области (знак * здесь и далее в тексте указывает на то, что история города отсчитывается от даты его первого упоминания в письменных источниках – А. Е.).

"Алексинцы – стрельцы". Такая характеристика жителей Алексина связана, вероятно, с тем, что в XVI–XVII веках многие из них уходили в Москву и там становились стрельцами.

 

Ардатов (1780). Город в Мордовии ("Орданьбуе" – мордовская орфография). В 1688 г. на его месте было основано село Новотроицкое, ставшее с 1780 г. уездным городом Ардатовым Симбирской губернии. Расположен на берегу реки Алатырь (левый приток Суры).

Название, видимо, происходит от мужского мордовского имени "Ардат". По-мордовски оно звучит как "Орданьбуе" и состоит из "Ордань" – имя первопоселенца Ордаша (Ордата) и "буе" – "мальчик, сын, мужчина" или современное мордовское "род, племя; местожительство, территория родовых владений". Таким образом "Ардатов" – "место, где живут потомки Ордата". Начальное "а" вместо "о" появилось под влиянием акающего произношения, характерного для местного русского населения.

"Ардатовца по поговорке узнаешь". Так говорили нижегородцы, вероятно, имея в виду специфическую русскую речь выходца из мордов-ской среды.

 

Арзамас (1578). Город на юге Нижегородской области. Расположен на высоком правом берегу реки Тёши (правом притоке Оки). С 1779 г. – уездный город. Он имел выгодное географическое положение: здесь пересекались до десятка трактов, соединявших Нижний Новгород с сосед-ними губерниями (одними из главных были дороги Казань – Москва, Нижний – Пенза, Нижний – Тамбов и др., а также дорога на Макарьев-скую ярмарку). Арзамас в XVIII и первой половине XIX веков был главным экономическим, культурным и религиозным центром южной части Нижегородского края. Упадок города к концу XIX века был связан с изменением торговых путей, вызванным бурным развитием волжского пароходства, а затем и железнодорожным строительством.

Название "Арзамас" окончательно не объяснено. Существует несколько версий его происхождения и значения и почти все они связываются с названием одного из мордовских племён "эрзя". Вполне возможно, что название города происходит от личного мордовского имени "Арзамас" ("Орземас"), поскольку известна практика именования мордовских селений от старинных мордовских личных имён: "Ардатово" – "Ардат", "Алемаево" – "Алемай", "Атемасово" – "Атемас" и др. (Русская ономастика. С. 19-20)

 

До 1991 г. существовал город с названием Арзамас-16 – центр ядерных исследований, возникший на месте селения "Саров", в прошлом "Саровская пустынь" (т. е. небольшой монастырь, уединённая обитель в местности Саров). В основе топонима мордовское слово "сар" – "болото, заболоченная река", очень активное в топонимии Мордовии: г. "Инсар", "Саранск" (столица Мордовии), река "Сара", "Саранка", "Сарма" и др.

"Саровская пустынь" – место, известное в русской истории и культуре. Здесь жил и совершал свои деяния известный православный святой Серафим Саровский.

"Арзамасцы – гусятники, луковники", т. е. занимаются разведением гусей и лука. "Арзамасские гуси" – гуси местной высокопродуктивной породы, выведенной в Арзамасском уезде. Широко славились по всей России, их разводили тысячами и отправляли на продажу в Петербург и другие города.

"Арзамасцы – малеваны", т. е. иконописцы. Богатство арзамасских купцов способствовало большому церковному строительству, которое, в свою очередь, дало толчок иконописному и золотошвейному промыслам. В 1802–1862 гг. в Арзамасе существовала первая в России провинциальная школа живописи (так называемая арзамасская школа), основанная местным живописцем А. Я. Ступиным и давшая ряд крупных художников, в том числе знаменитого В. Г. Перова.

 

Астрахань (1556). Город расположен в верхней части дельты Волги. В районе Астрахани издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, татаро-монголов. По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль – столица Хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965 г.

Первые письменные известия об Астрахани относятся к XIII веку, когда среди татарских поселений упоминается Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитархань, Цытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современного города. В 1395 г. Астрахань сожжена войсками Тамерлана (Тимура). В 1459–1556 гг. Астрахань была главным городом Астраханского ханства. С 1556 г. – в составе России. В 1582 г. был выстроен каменный Астраханский кремль. С 1717 г. Астрахань – губернский город. Главным богатством здешнего края является рыба, отсюда и такие поговорки:

"Не учи астраханца рыбу потрошить".

"В Астрахани и корову кормят рыбой".

"Астраханская селёдка". Так называют худых девушек.

 

Балахна (1536). Город в Нижегородской области. Стоит на низ-менном правом берегу Волги, на полпути между Городцом и Нижним Новгородом (в 34 км к северу от Нижнего). В XVI–XVIII вв. Балахна стала крупным центром солеварения и видным городом Поволжья. Кроме того в городе занимались хлебной торговлей, судостроением, кирпичным делом, изготовлением цветных изразцов, кружевоплетением. С постепен-ным упадком местного солеварения всё большее значение приобретала постройка волжских судов. Это занятие нашло отражение в гербе уездного города Балахны, утверждённом в 1781 г.: "В верхней части щита герб Нижегородский. В нижней – две кокоры в серебряном поле, означа-ющие собою знатное строительство судов".

В настоящее время убедительного объяснения топонима "Балахна" нет. В основе его, вероятно, прозвище человека, носившего непривычно широкую одежду – "балахон" или переносное значение этого слова "разиня". В московских говорах "балахоном" называли короткий зимний кафтан со сборками, воротником и опушкой на рукавах. Эта фамилия или прозвище известны у русских с XVI века: например, кузнец Балахна жил в Новгороде в 1564 г. Современное название жителей Балахны – балахнинцы, а устарелое – балахонцы.

"Балахна стоит полы распахня". Так говорили о небольшом городе Балахне, который раскинулся на правом берегу Волги на несколько километров. Так же говорили о человеке в широкой, неподпоясанной одежде, а ещё о неловком, рассеянном человеке.

 

Белозерск (862*). Город в Вологодской области. Один из древнейших русских городов. Впервые упоминается в летописи под 862 г. Расположен на южном низменном берегу Белого озера.

"Белозерцы – ершееды". Рыболовство издавна было одним из основ-ных занятий местных жителей. Это нашло своё отражение в эмблеме и гербе Белозерска. Известна древняя эмблема города, изображённая на печати царя Ивана Грозного: это рыба головой вправо (вокруг неё надпись: "Печать белозерская"); в 1672 г. эмблемой города были две перекрещенные рыбы, над ними месяц и крест (Соболева Н. А. Старинные гербы российских городов. М., 1985. С. 138). На гербе Белозерска (1781 г.) было изображено "озеро, в нём две стерляди, над оными месяц с крестом". И теперь в городе есть рыбозавод, выпускающий консервы. (См. Селигер)

 

Болхов (1556). Город в Орловской области. В основе топонима личное мужское имя "Болх", так же, как и в "Болохове" (город в Тульской обл.) Имена "Болх" и "Болох" известны у русских с XV века. Болхом называли, например, князя Ивана Андреевича Звенигородского, ставшего

родоначальником князей Болховских. В основе имени Болох несомненно

 

русское диалектное слово "болох" ("болых", "болух"), что означает – "крикун, бестолковый человек".

"Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт". В этой присказке отражены характерные черты болховчан (или по старому "болховитян") – поспешность, сумасбродство, не очень большой ум.

 

Борисоглебск (1646). Город в Воронежской области.

"Борисоглебцы – кислогнёздые". Это прозвище дано жителям Борисоглебска потому, что они были потомственными скорняками и клейщиками. Оба занятия связаны с неприятным, дурным, постоянно стоявшим в их дворах и домах запахом, который шёл от обрабатываемых шкур, кож и сопутствовал приготовлению клея.

 

Боровичи (1770). Город в Новгородской области.

"Город Боровичи – гам-город", т. е. населён неспокойными, шумливыми людьми.

"Боровичане – волнушечники, водохлёбы". Это означает большое пристрастие жителей к грибам волнушкам (которых много в окрестных лесах), а также к чаепитию.

"Боровичане – луковники. Луку, луку зелёного". Это прозвище (дразнилка) говорит о том, что одним из главных занятий жителей было выращивание на продажу зелёного лука.

 

Брянск (1146*). Расположен на правом высоком берегу Десны. Находился во владении северских и черниговских князей, позднее Литвы. С 1500 г. – в составе Московского государства. С 1778 г. – уездный город Орловской губернии.

Традиционно в основе этого топонима исследователи видят слово "дебрь". Слово имеет широкий круг значений: "глубокий крутой овраг, заросший лесом", "непроходимый густой лес, чаща", "долина между холмами и ручьём, заросшая лесом" и др. c общим признаком труднопро-ходимости. Это подтверждается и наиболее ранними из дошедших до нас формами (XI – XIV вв.) этого топонима: "Дъбряньск", "Дьбряньск", "Дебряньск", в которых в результате выпадения краткого "е" в начальном слоге образовалось трудно произносимое сочетание трёх согласных "Дбр". С развитием языка произошло упрощение этой группы согласных в "Бр" и исчезновение краткого "е" в суффиксе. Слово "дебрь" часто встречается в названиях русских рек: Дебрь, Дебря, Дебренка, Дебревка.

"Брянцы – куролесы", т. е. шутники, весельчаки.

"Брянский волк тебе товарищ (а не я)". Так говорят по отношению к тому, кого не считают равным себе по положению, поведению, авторитету и отвергают его как недостойного себе.

 

"Брянский волк" (нахальный, смелый).

 

Буй (1536). Город в Костромской области. Расположен в Верхнем Заволжье, на реке Костроме, при впадении в неё реки Векса. С 1778 г. – уездный город Костромского наместничества (позднее – губернии). Одним из главных занятий жителей города был сплав леса. Современное название жителей города – буевляне.

"Буевцы – домоседы". Имеется в виду замкнутый, малоподвижный образ жизни жителей Буя.

"Буй да Кадуй (село рядом с Буем) чёрт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял". Речь идёт о том, что эти селения находились в глухом лесу и поэтому их было трудно найти, хотя они и были рядом.

 

Валдай (1770). Город в Новгородской области. Название получил по горам "Валдай" (Валдайские горы, Валдайская возвышенность).

"Валдайка глядит, что зайка". Имеется в виду кротость и покорность валдайских женщин.

"Валдайский колокольчик", "Дар Валдая" – ямской колокольчик с необыкновенно благозвучным и нежным звоном. Город славился своими промыслами: изготовлением ямских колокольчиков, печением кренделей и баранок.

 

Верея (1371*). Город в Наро-Фоминском районе Московской области и ряд населённых пунктов в центральной части России. В основе названия слово "верея" – возвышенное сухое место на пойме" (В. И. Даль). Верея – поселение, возникшее на сухом возвышенном месте в пойме реки. Действительно, город Верея расположен на высоком (сухом) правом берегу реки Протвы (приток Оки), напротив него на другом берегу находится низменный, заливной левый берег. Первое летописное упоминание о Верее связано с рассказом о походе на Москву литовского князя Ольгерда в 1371 г. В XV веке был центром Верейского удельного княжества. С 1782 г. – уездный город Московской губернии.

Неправомерно распространенное объяснение названия города из "верея" – столб, на который навешивают створки ворот. Это значение отражено в гербе города (1782 г.), на котором изображены "две дубовые воротные вереи с навесными золотыми крючьями, означающими собою имя сего города". В краеведческой литературе часто указывают, что название якобы отражало пограничное положение города. Однако такое объяснение представляется искусственным и не имеет аналогий в русской топонимии. (Русская ономастика. С. 123)

"Верейцы – сачевники". Вероятно, имеется в виду то обстоятельство,

что верейцы ловили рыбу своим излюбленным способом – "сачем" (или

 

 

"саком"), т. е. специальным мешком – сеткой на обруче в шестах, а также специальным черпаком в виде сетки на обруче, которым доставали рыбу из садка.

 

Ветлуга (1778). Город в Нижегородской области. В начале XVII века на его месте существовала деревня Шулепниково. В XVIII веке с постройкой церкви она выросла в село Верхнее Воскресенье, преобразованное в 1778 г. в уездный город Костромской губернии. Город имел видное экономическое значение, т. к. стоял на берегу судоходной реки Ветлуги, а также на пути из Костромы в Вятку. Ветлуга – родина известного философа и писателя В. В. Розанов.

Название дано по реке Ветлуге (левый приток Волги), на правом берегу которой стоит город. Считается, что гидроним – это переделанное русскими марийское название. Упрощённое толкование названия города нашло отражение в его гербе (1779 г.): "В 1-й (верхней – А. Е.) части щита часть герба Костромского: в голубом поле корма галерная с тремя фонарями и опущенными лестницами. Во 2-й (нижней – А. Е.) части в серебряном поле куст дерева ветлы, означающей имя сего города". Ветла – род ивы.

О происхождении названия реки Ветлуги существует такая легенда: (приводим её в ироничном пересказе Э. А. Вартаньяна): "Жила-была девушка Луга. Никто в тех краях не мог сравниться с ней – красы неописуемой, характер ангельский – словом, лебедь белая и так далее. Сон, покой потерял из-за неё властный мурза. Преследовать её стал, грозить. Но, гордая, она отвергла ухаживания ненавистного притеснителя. "Лучше смерть! " – подумалось Луге, и, не откладывая дела в долгий ящик, бросилась она в речной омут под ветлой (ивой – А. Е.). "Ах, вот оно что! – догадались вы. – Значит, река Ветлуга, вернее, её название образовалось от слова "ветла" и имени Луга?" Так, по крайней мере, передает легенда" (Вартаньян Э. А. Указ. соч. С. 182).

"Ветлужане – санники". Имеется в виду один из промыслов местных жителей – изготовление саней. Поскольку лес является главным богатством этого края, здесь занимались заготовкой леса и его сплавом по р. Ветлуге, а также судостроением, смолокурением, изготовлением из рогож и мочал.

"Санники да тележники, а выехать не на чем".

 

Владимир. Один из древнейших русских городов, бывшая столица Северо-Восточной Руси. Происхождение названия связывается с именем князя Владимира Мономаха (начало XII века). Для отличия города от Владимира Волынского его называли Владимир-на-Клязьме.

 

 

"Владимирцы – каменщики, клюковники, стерлядники". Имеется в виду основное занятие населения – кладка каменных зданий и особенности питания: клюква, которой много на владимирских болотах; и стерлядь, которую ловили в Клязьме и её притоках.

"Во Владимире деревянные печи, золотые ворота и железные церкви". Деревянная печь была в архиерейском Успенском соборе, знаменитые Золотые ворота в городе и железная церковь у Рождественского монастыря.

"Во Владимире и лапшу топором крошат" – такую поговорку приводит В. И. Даль, делая уточнение: "обычай, только в казённых деревнях". Вероятно, имеется в виду, что государственные крестьяне жили зажиточнее помещичьих (прим. А. Е.).

 

Вологда (1147*). Центр Вологодской области. Один из древнейших городов Русского Севера. Основан новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухоны и Шексны. С 1708 г. – в составе Архангельской губернии, с 1719 г. становится центром одной из её провинций, с 1780 г. – уездный город Вологодского наместничества (с 1796 г. – губернии). В XIX веке Вологда стала известным центром кружевоплетения.

О местных жителях В. И. Даль приводит такие поговорки:

"Вологодские толоконники". (См. Порхов)

"Вологодцы толокном реку месили" (толокно – мука из поджаренного, предварительно протёртого, т. е. очищенного овса). (См. Углич)

"Вологжане телёнка с подковой съели".

 

Воронеж (1568). Центр Воронежской области. Происхождение названия неясно. Вероятно, город назван по реке Воронеж, поскольку он основан как крепость на её берегу, в 12 км от впадения в Дон. Более раннее название реки Воронеж – "Великая Ворона". Это обстоятельство даёт основание связать этот гидроним с названием одного правого притока Дона ("Ворона"). Связь со словом "ворона" (птица) исключается, т. к. в этом случае была бы другая форма названия, например, "Воронья". Видимо, в каком-то несохранившемся языке существовал географический термин "вор", давший основу этим гидронимам.

В XIX веке Воронеж был одним из значительных провинциальных центров России. Воронеж – родина писателей И. А. Бунина, А. П. Плато-нова, поэтов А. В. Кольцова, И. С. Никитина.

"Воронежские молодки все берут на глотки", т. е. крикливы (В. И. Даль).

 

Вязники (1778). Город во Владимирской области. Село Вязники впервые упоминается в письменных источниках под 1608 г. В ходе

 

губернской реформы 1775–1780 гг. Вязниковская слобода становится уездным городом Владимирского наместничества (с 1796 г. – губернии). Наибольшую известность ему принесло искусство местных иконописцев. В XIX веке Вязники – один из центров льняной промышленности России, а искусство иконописи перемещается в близлежащие сёла Мстёру, Палех, Холуй.

В основе названия, вероятно, слово "вязник" – вязовая роща; место, поросшее вязами. В русской топонимии довольно часто топоним приобретает форму множественного числа, если отражает особенности местной флоры: "Березняки", "Липки", "Осинники".

"В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться". Действительно, Вязники всегда славились своими празднич-ными гуляньями, весельем.

 

Вязьма (1239*). Город в Смоленской области. В XVII веке становится пограничным городом Русского государства с Речью Посполитой. С 1776 г. – уездный город Смоленской губернии. Под стенами Вязьмы проходили ожесточенные сражения во время войны с Наполеоном, а также в годы Великой Отечественной войны (в ходе Московской битвы 1941–1942 гг.)

Название дано по реке Вязьме (в бассейне Днепра), на которой город основан. Название часто повторяется в бассейнах других рек, например, Оки и в самом бассейне Днепра. Окончательно происхождение названия не установлено. Связь с деревом "вяз" наименее вероятна.

"Вязьмичи – прянишники, коврижечники. Вязьма в пряниках увязла". Это прозвище и пословица обязаны особым вяземским пряникам, известным на всю Россию, издавна выпекавшимся в этом городе. В. И. Даль: "Коврижка – битый пряник, с узорами; известны "вяземские коврижки". Большая, круглая и узорная коврижка почётно подносится на свадьбах и других обрядах".

"Вязьмичи неграмотные, а пряники писаные едят". Сравните: "Мы люди неграмотные, пряники неписаные едим". (См. Тула)

"Вязьмичи – ракоеды", т. е. едят раков. В. И. Даль указывает на это прозвище как бранное. Кроме жителей Вязьмы подобное прозвище было у итальянцев: "Итальянцы – ракушники, едят всякую ракушку".

 

Галич (1235*). Город в Костромской области. Более раннее название "Галич Мерьский", т. е. Галич в земле народа меря. В XIII веке город был центром Галицкого княжества. В 1708 г. вошёл в состав Архангельской губернии, в 1719 г. – провинциальный город той же губернии, с 1778 г. – уездный город Костромского наместничества (позднее губернии).

Происхождение топонима окончательно не установлено.

"Галичане – овчинники, меховщики". Имеется в виду основное занятие жителей Галича – выделка овчин и меховых шкурок.

 

"Галичане толокно в решете веслом мешали". Так говорят окрестные жители, когда хотят подчеркнуть небольшие умственные способности галичан.

"Галичане свою ворону в Москве узнали".

Городец (1171*). Город в Нижегородской области. Расположен на высоком левом берегу Волги, в 60 км выше по течению от Нижнего Новгорода. Городец – один из древнейших русских городов. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1171 г. как уже существую-щий город. В 1216 г. назван в летописях Городцом-Радиловым. В краевед-ческой литературе такое название объясняется как производное от назва-ния реки Волги – "Ра", т. е. "Городец-Радилов" – это "Городец-на-Волге". Однако в России Волгу нигде и никогда так не называли.

Топоним "Радилов" имеет совсем иное происхождение. В русских летописях X века упоминается личное мужское имя "Радил", а фамилия или отчество "Радилов" встречается в документах более позднего времени (см. Веселовский С. Б. Ономастикон). По мнению современных историков, именование Городца-на-Волге Радиловым под 1216 г. было ошибкой летописца. Городок Радилов существовал на территории Тверского княжества ещё в XIV веке. Населённый пункт с названием Радилов находится сейчас в Судогодском районе Владимирской области.

14 ноября 1263 г. в Городце скончался Александр Невский. В городе хорошо сохранились земляные валы и рвы XII века – памятники древнерусского фортификационного искусства. С XVI века и вплоть до начала 1920-х гг. Городец был волостным селом Балахнинского уезда, хотя во уже второй половине XIX века приобрёл все черты зажиточного купеческого города. С 1922 г. Городец – уездный город (с 1929 г. – районный центр). Одна из достопримечательностей Городца – кварталы купеческой застройки, занимающие почти всю центральную часть города. Сейчас Городец известен в России как центр различных художественных промыслов: вышивки, резьбы по дереву, городецкой росписи, жбанниковской свистульки и др.

"Что положат на Рогоже – на том стоит Городец. А на чём Городец, на том – Керженец". Поговорка связана с большим распространением в Городце и его округе старообрядчества. В XIX веке город был главным религиозным центром старообрядцев Нижегород-ского Заволжья (много их жило на берегах рек Узолы и Керженца). Через Городец староверы поддержали связь с Центральной Россией, а Рогож-ское кладбище в Москве являлось главным центром старообрядцев беглопоповского согласия. Название жителей Городца – городчане.

 

Данилов (1777). Город в Ярославской области. Расположен на берегу реки Пеленда (приток р. Лунка). Известен с конца XVI века как Данилова

 

(Даниловская) слобода. В 1777 г. село Даниловское становится уездным городом Даниловым в составе Ярославского наместничества (с 1796 г. – губернии). Сейчас через город проходит автомобильная дорога Ярославль – Вологда.

Топоним представляет собой фамилию как имя прилагательное от личного мужского имени "Данил (-ла, -ло) " из "Даниил", первопоселенца или одного из владельцев селения.

"Даниловцы – любимые ловцы", т. е. хорошие, лучшие ловцы, рыбаки.

 

Дединово. Село в Московской области на Оке. Это село с давних пор поставляло свежую рыбу к царскому столу. Устарелое название жителей этого села – дедновцы, дедновец.

"Дедновцы – Макары". Это прозвище связано якобы с приездом Петра Первого в Дединово, где первый встреченный им мужчина, на вопрос как его зовут – назвался Макаром. Пётр ответил "хорошо". Вероятно, это имя ассоциировалось у него с голландским словом maakez – "мастер". И тогда все мужики, желая угодить царю, на его вопрос "как зовут" отвечали "Макар". Такова легенда.

 

Демянск (1960). Рабочий посёлок в Новгородской волости. Происхождение и значение топонима неизвестно.

"Деменцы – горшечники". Это означает, что основным занятием населения Демянска было изготовление глиняной посуды.

 

Дмитров (1154). Город в Московской области. Основан князем Юрием Долгоруким в честь родившегося сына Дмитрия, известного впоследствии под именем Всеволода Большое Гнездо. Легенда связывает название с тем, что князь приказал заложить город на том месте, где получил известие о рождении сына.

"Дмитровцы – лягушечники, болотники". Это прозвище жителей отражает болотистый, сырой характер местности вокруг города.

 

Дон. Река, берет начало в Тульской области, впадает в Азовское море.

"Донцы – осетерники, балычники, станичники". Имеется в виду то, что жители Дона и Донской области употребляют в пищу много рыбы, в частности осетра, и живут в станицах, так как большинство их – казаки.

 

Дорогобуж (1150*). Город в Смоленской области, в верховьях реки Днепра. Впервые упоминается в грамоте смоленского князя Ростислава в 1150 г. В XVI–XVII веках Дорогобуж – город на границе России и Речи Посполитой.

С большой долей вероятности можно считать, что название является формой притяжательного прилагательного от мужского имени "Дорогобуд", известного во всём славянском мире. Само личное имя

 

состоит из "дорогой" и "будь", т. е. "буду дорогим" или "будь дорогим". Аналогичные топонимы известны и в других славянских странах

"Дорогобужане – квасники". Квасниками называли тех, кто делал, варил квас и торговал им. (В. И. Даль)

 

Егорьевск (1778). Город в Московской области. В прошлом – это старинное село "Егорий Высокий" или "Егорье Высокое". Первая часть названия по храму святого Егория (Георгия), вторая часть отражает или расположение села (на высоком, возвышенном месте), или величину церковной колокольни, превышающие окрестные храмы.

"Егорьевцы – коновалы". Это значит, что основным занятием жителей было лечение лошадей.

 

Елец (1146*). Город в Липецкой области. Впервые упоминается в летописи под 1146 г. как укреплённый пункт для защиты рубежей Рязанского княжества от половцев. С 1778 г. Елец – уездный город Орловского наместничества (позднее – губернии).

В основе топонима, видимо, слово "елец" – дубовый или еловый лесок, поросль, роща. В условиях лесостепной местности, в которой находится Елец, наличие рощи, небольшого леса вполне могло мотивировать название селения, возникшего около него. Происхождение названия города отразилось в гербе, утверждённом в 1781 г.: "В белом поле красный олень под зелёной елью".

"Елецкое кружево" – тонкое и изысканное кружево своеобразной техники плетения и рисунка, которое изготовляют только в Ельце с начала XIX века.

"Елецкая" – особенно мелодичная, но не грустная плясовая музыка для гармони (в отличие от бряночки или страдания), под которую две девушки пляшут и одновременно поют частушки.

"Ельчане – сычужники". Это значит, что жители Ельца любили употреблять в пищу сычуг – один из желудков жвачного животного, из которого они приготовляли различные блюда.

"Елец – всем ворам отец". Речь идёт о том, что Елец в XVI–XVII веках был местом прибежища государственных преступников.

 

Ельня (1776). Город в Смоленской области, известный с XII века. Со второй половине XVII века Ельня – дворцовое село. В 1776 г. становится уездным городом Смоленского наместничества (с 1796 г. – губернии).

В основе топонима слово "ельня" в значении: место вырубки хвойного (елового) леса; молодая поросль на нём. Это нашло отражение в гербе города (1780 г.): "В верхней части щита герб Смоленский... В нижней – три дерева ели в белом поле, означающие имя сего города".

"Ельники – бездельники" (В. И. Даль).

 

Ефремов (1672). Город в Тульской области. В основе названия, несомненно, фамилия или отчество "Ефремов" (от личного имени "Ефрем"), которые, видимо, принадлежали некоему Ефремову, главному лицу в укреплённом сторожевом пункте, получившем впоследствии название "Ефремов".

"Ефремовцы в кошеле кашу сварили". Кошель здесь – сумка сплетённая из лыка (В. И. Даль).

 

Жиздра (1777). Город в Калужской области. Название дано по реке Жиздра, левом притоке Оки. До прихода славянских племен на Средне-русскую возвышенность здесь жили племена древних балтов. Как считают исследователи, название самой реки восходит к литовскому zizdras "крупный песок, гравий". В Литве же есть и озеро Жиздра, и река Жиздрас.

Существует и народная этимология этого топонима, что косвенно свидетельствует о его нерусском (и неславянском) происхождении. Когда Жиздра была порубежной рекой Русского государства в XVI веке, на обоих её берегах стояли сторожевые посты (сторожи), которые должны были предупреждать об опасности. Часто с одного берега на другой слышался вопрос: "Жив-здрав?", а в ответ: "Жив-здрав". Так и стала называться река – Жиздра.

 

Ишим (1782). Город в Тюменской области. Ежегодно в декабре в Ишиме проходила Никольская ярмарка, одна из крупнейших в Западной Сибири, на которую местными торговцами свозились сало, масло, кожа, меха.

"Ишимцы – блинники". Так дразнят жителей г. Ишима (по В. И. Далю, "за подделку ими встарь ассигнаций"). Ассигнации – бумажные деньги.

 

Кадом. Рабочий посёлок в Рязанской области.

"Кадомцы – сомятники, сома в печи поймали". Это обстоятельство связано с тем, что река Мокша, на которой стоит посёлок, во время разлива настолько сильно затопляет дома жителей, что под водой оказываются печи. Однажды якобы с такой водой в печь попал сом, а выбраться оттуда не смог. Вода сошла, а сом остался в печи.

 

Калуга (1371*). Центр Калужской области. Наиболее вероятно происхождение названия от слова "калуга", имеющее разные значения в русских диалектах и славянских языках: "топь, болото, поемный луг, пойма, большая лужа, лужа после дождя" и др., а также значение "полуостров, сток", зафиксированное в калужских и тульских говорах. Необходимо учитывать тот факт, что город стоял на мысу у впадения реки Калужку в Оку. В основе гидронима "Калужка" та же "калуга", т. е.

 

 

полуостров или рукав реки, речная излучина, огибающая полуостров.

Слово, обозначающее мыс при впадении одной реки в другую, часто становится названием этого притока, мыса и поселения, появившегося на нём. Вероятно также, что название город получил от гидронима "Калужка", "Калуга", т. е. река, берущая своё начало из топи, болота, или река, имеющая топкие, болотистые берега.

В 1777 г. Калуга стала центром Калужского наместничества (с 1796 г. – Калужской губернии). В Калуге долгие годы жил и работал основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). В городе открыт Дом-музей К. Э. Циолков-ского и Государственный музей истории космонавтики его имени.

"Калужане – скорняки". В этом прозвище отражается профессиональ-ная занятость населения Калужского края – обработка и выделка кожи, меха.

"Калужане – щёголи".

"Калужанин поужинает, а туляк ляжет и так". Речь идёт о том, что жители Калужского края обязательно едят на ночь, чего не делают туляки, т. е. жители соседнего Тульского края.

"Наши калужане никогда не ужинают, а поедят и спать ложатся".

 

Калязин (1775). Город в Тверской области. До получения статуса уездного города Тверского наместничества Калязин считался слободой, стоявшей на берегу Волги напротив Калязинско-Троицкого (Макарьев-ского) монастыря. Такое название монастырь получил потому, что возник в XV веке на земле владельца по имени Коляга. В XIX веке большое значение в жизни города получили судоходство и судостроение, кузнеч-ное дело, плетение кружев.

Сейчас Калязин расположен на берегу Угличского водохранилища (1940). Часть территории старого города и постройки Калязино-Троиц-кого монастыря (XVI–XVII веков) были затоплены при строительстве Угличской ГЭС; над зеркалом водохранилища на высоту в несколько десятков метров возвышается многоярусная колокольня бывшего город-ского Никольского собора (1800 г.).

"Калязинцы – толоконники". В этом прозвище отражена особенность питания жителей Калязина – любовь к толокну, т. е. к блюду из толчёной или молотой овсяной муки с водой, молоком или маслом. (См. также Вологда, Порхов).

 

Карачев (1146*). Город в Брянской области.

"Орёл да Кромы – первые воры, да и Карачев на поддачу". Смысл этой поговорки сводится к тому, что антиправительственные элементы, преступники – воры, как их называли в старину, бежали от наказаний в Орёл, Кромы, Карачев и другие пограничные южнорусские города.

 

Касимов (1467). Город в Рязанской области. В ранних источниках он упоминается как Городец, Городок Мещерский. Мещера или Мещерская низменность – это регион, включающий Среднее и Нижнее Поочье между реками Клязьмой и Мокшей, названный "Мещерой" по этнониму "мещера" – одному из предполагаемых финноугорских племён, проживавших здесь. "Касимов" – от имени татарского царевича "Касыма", получившего город в подарок за то, что был сторонником Москвы в Казанском ханстве.

"Касимовский бухарец" – прозвище касимовцев, известное в XIX веке, т. е. татарин, торгующий мелким товаром (мылом, халатами и т.п.) в разнос и к тому же нечистый на руку.

 

Кашин (1238*). Город в Тверской области, стоит на реке Кашинке. Название города может быть связано с личным именем "Каша" или с фамилией "Кашин" (эти имена известны в источниках XVI–XVII вв). Другая версия – название города происходит от реки Кашинки; в таком случае неясно происхождение названия самой реки.

"Кашинцы – водохлёбы", т. е. любят пить чай. (См. Боровичи)

"Кашинцы собаку за волка убили, да деньги заплатили". Так дразнят кашинцев за их несообразительность, наивность, неумение правильно понять ситуацию.

 

Кашира (1356*). Город в Московской области. Название получил по реке Каширке (Кошире), на берегу которой был первоначально основан как крепость, контролирующая броды через реку Оку. В документах XVI века река упоминается как &quo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: