Музыкально-теоретический анализ




Аннотация

Русской народной песни «Уж я золото хороню» в обработке

А. Копсова

 

Выполнила:

Студентка 3 курса ХНП

Агейкина О.А.

Преподаватель:

Видениктов А.А.

 

Сызрань 2020

Содержание

1. Общие сведения о композиторе и авторе литературного текста
2. Общий анализ содержания, основная идея и сюжет произведения
3. Музыкально-теоретический анализ
4. Вокально-хоровой анализ
5. Исполнительский анализ
6. Основные дирижёрские задачи и трудности

 

 

Общие сведения о композиторе и авторе литературного текста

Копосов Алексей Павлович (1902—67) — русский композитор; руководил хором русской песни Всесоюзного радио и др., был консультантом Омского народного хора. Среди сочинений хоры с сопровождением (фортепиано, баяна) и a cappella, свыше 100 обр. для хора с орк. нар. инструм. и a cappella, (русские, белорусские, современные народный песни, старинные русские вальсы). Обработки Копосова отличаются вокальным удобством, напевностью, естественностью и свежестью приемов, использованием подголосочной полифонии. Некоторые из них включают и авторские мелодии, органично сливающиеся с народной темой ("Мавлина", "Ах, Самара-городок", "Волжское страданье" и др.). Многие обработки Козака входят в репертуар профессиональных и самодеятельных хоров ("Я вечор млада", "Уж я золото хороню", вальс "На сопках Маньчжурии" и др.). Автор статей о хоровом искусстве.

Общий анализ содержания, основная идея и сюжет произведения

Хор представляет собой русскую народную песню в обработке Копосова. Написана с использованием вариаций. Содержание произведения – святочная подблюдная песня. Исполнялась во время подблюдных гаданий на Святки.

Общий анализ содержания, основная идея и сюжет произведения
Праздничные дни Перезимья, когда совершался «солнцеворот» и солнце поворачивало на лето, а зима на мороз, у молодёжи были самыми любимыми. Ведь это время, когда все осенние работы для парней уже были позади, а для девушек зимняя работа по прядению и тканью была только впереди. Вечерами собиралась молодёжь на посиделки - пели, плясали, заводили игры. Более всего играли в «Золото хоронить»: играя, прятали кольцо и, пока один из играющих его искал, пели:

Уж я золото хороню, чисто серебро хороню
Я у батюшки в терему, я у матушки во дому.
Пал, пал перстень в калину, в малину, в красную рябину.
Гадай, гадай, девица, в какой руке былица –
Через поле едучи, русу косу плетучи, шелком уплетаючи, златом увиваючи!
Уж вы, кумушки, да вы, голубушки,
Вы скажите, не утайте, мое золото отдайте!
Гадай, гадай, девица, в какой руке былица.
Былица достанется, жизнь пригожей срядится –
Молодцу достанешься, век с ним не расстанешься!

Кольцо находилось у какой-нибудь девушки. Когда-то в древние годы кольцо в этой игре имело символ угасания и зимнего возрождения «золота-солнца», со временем превратилось в забаву.

Музыкально-теоретический анализ

Жанр:

Обработка русской народной песни. Музыка такого жанра отличается незначительной сложностью формы, опорой на народные лады и гармонию, широким диапазоном исполнительских и композиторских средств, характерной трактовкой формы поэтического текста, а также драматургией, идущей от содержания данной песни.

Форма и структура:

Произведение написано в куплетной форме народного типа. Начинается небольшим вступлением, в котором проводится основная мелодическая линия куплета.
Соло сопрано на piano исполняет куплет («Уж я золото хороню…»). Партия сопровождения в целом дублирует партию голоса, гармонически дополняя ее.
Хоровой отклик (те же слова) также строится на основе этой мелодии и дополняется аккордами staccato в сопровождении.
Внесколько более оживленном темпе начинается средний раздел этой обработки, исполняемый всем хором ("Гадай, гадай..."). Его отличают более мелкие длительности, вносящие в музыку дополнительное оживление. По форме этот раздел можно сравнить с танцевальным припевом народной песни. На это указывает и изменившийся характер сопровождения (плясовые интонации), и акцентирование слабых долей.
Постепенное crescendo от pp до f приводит припев к кульминационной зоне "Пал, пал перстень…", которая строится на более выдержанных длительностях, чем первая часть. Партия сопровождения в этом месте носит очевидный плясовой характер за счет акцентированных аккордов на слабую долю.
На ff исполняется завершающий раздел припева "Ах, вы кумушки…", в котором накопление динамического и внутреннего развития достигает апогея, что подчеркивается характерной мелодией. Сопровождение в этом месте имитирует распевы русской гармони на основе "бас-аккорд". Завершается этот раздел на динамике pp.
После второго куплета звучит варьированный припев, отличающийся более короткими размерами и ярким ростом динамики от p до ff на выдержанном аккорде. Смещенные по времени на слабую долю аккорды в заключительном построении с последующим заполнением каждой доли имитируют характерные для русской народной музыки плясовые финалы, логично завершая это сочинение.

Мелодия:

Мелодическая линия отличается в большей степени народным характером с интонационной вариативностью. На это указывают, прежде всего, такие ее особенности, как опевание тонического трезвучия, поступенное движение в моменты развития, распевы на коротких длительностях и острый ритмический рисунок.

Метроритм:

В ритмическом рисунке использует четверти, восьмые, шестнадцатые на фоне ровного исполнения хором в оркестре используются синкопы (характерно для народной песни).

Запев спокойный, используются четверти и восьмые. В припеве
танцевальный характер, использование штрихов, акцентов («пал, пал перстень»).Размер простой, 2/4, но на словах «в чёрную смородину» используется размер 3/4, потому что в тексте переменный размер.

Ладотональный план:

Основная тональность произведения - G-dur. В припеве появляется тональность a-moll, которая помогает высветлить звучание музыки и создать контраст между куплетом и припевом.
В ходе исполнения припева происходит отклонение в параллельную основной тональность e-moll. В остальном же гармонический план произведения строится на традиционных диатонических оборотах, также характерных для обработок народной музыки.

Фактура:

гомофонно-гармоническая. Все голоса связаны между собой четкими гармоническими вертикалями. Мелодия звучит в верхнем голосе, в то время как в остальных голосах звучит гармонический подголосок.

Форма произведения:

Куплетная. Запев (соло + хор) период + периодПрипев (I - 3 периода – 3строфы, II припев сокращённый – период 1 строфа).

Анали з мелодии:

Мелодическая линия в "Уж я золото..." отличается в большей степени народным характером с интонационной вариативностью. На это указывают прежде всего такие ее особенности, как опевание тонического трезвучия, поступенноедвижение в моменты развития, распевы на коротких длительностях и острый ритмический рисунок.

Ладотональный план:

Тональность – G-dur, припев («ах, вы кумушки») в e-moll.
Минор помогает создать контраст между куплетом и припевом.
Используется приём, характерный для народной музыки, т. е. взаимопроникновение dur и moll (G-e), т.к. эти тональности родственные.

Роль аккомпанемента:

Фортепиано играет большую роль в озвучивании хорового произведения. Хор начинается 4-х тактовым вступлением фортепиано, в запеве гармоническое сопровождение, дублирование хора. В припеве активное использование синкоп, гармоническая поддержка.

Вокально-хоровой анализ

Тип и вид хора

Написан для женского однородного 4-х голосного хора с сопровождением (фортепиано).

Женский хор, исполняющий это сочинение, позволяет достоверно изобразить картину гадания на любовь молодой девицы.
Диапазон
Сопрано: ми 1 октавы – соль 2 октавыАльт: соль малой октавы – до 2 октавы
Тесситура
Хоровые партии находятся в достаточно удобных тесситурных условиях. Низкие ноты в партии альта (соль малой октавы) звучат на небольшой динамике, что позволяет артистам хора исполнять их в доступной тесситуре.
Атака звука

Звукообразование при исполнении этой музыки должно строиться на смешанной атаке - мягкой в начале куплета, твёрдой - в припеве.
Звуковедение
Запев –legato («уж я золото хороню»), в припевах nonlegato («гадай, гадай девица»), markato («пал, пал перстень»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: