Добрым быть совсем не просто




конспект урока толерантности

для учащихся 9-11 классов

Ребята, сегодня мы собрались здесь для необычного разговора. Тема нашей беседы – толерантность. Скажите, как вы понимаете значение этого слова?

Молодцы, вы назвали много значений и синонимов термина «толерантность»! Попробуем теперь обобщить все вышеперечисленное.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Толерантность – это и культура человеческих взаимоотношений, предполагающая доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.

Как вы думаете, давно ли мы стали употреблять термин «толерантность»? Каковы причины его появления?

Появление понятия «толерантность» связано с эпохой религиозных войн. В то время, оно понималось как какое-то соглашение, на которое вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее, в эпоху Просвещения толерантность понимается уже как принцип согласия. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, согласия между религиями и народами.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».

В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Ребята, как вы считаете, какое место в современной жизни занимают проблемы взаимоотношений между людьми? Часто ли вы сталкиваетесь с враждебностью, грубостью, равнодушием окружающих?

Да, я с вами полностью согласна: из-за враждебности окружающих часто вспыхивают конфликты, люди выясняют отношения между собой не путем диалога, а с помощью грубости и силы. Очень часто те, кто хочет просто оказать помощь, проявить участие в судьбе другого человека, сталкивается с его враждебностью и настороженностью. Это происходит от того, что в современной жизни общество в целом, а иногда и мы с вами, проявляем чудовищное равнодушие по отношению к чужому горю, чужой беде. Конечно, кому-то может показаться, что так жить гораздо проще и легче, но ведь это только до того момента, пока нас самих не коснется беда. А если коснется? Что тогда? Ведь если мы не протянули руку помощи, тому, кто в ней нуждался, то и нам помощи будет ждать не от кого.

Ярким примером человеческого эгоизма, жестокости и равнодушия может служить ситуация описанная Даниилом Александровичем Граниным в очерке «О милосердии». Сейчас я хочу прочитать вам небольшой отрывок из этого очерка.

«В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным пониманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь».

Согласитесь, ребята, такая ситуация могла произойти с каждым из нас. Возможно, кто-то уже испытал на собственном примере, как ранит равнодушие, эгоизм и враждебность окружающих?

Действительно, ваши рассказы еще раз доказывают, что это те проблемы, над которыми необходимо серьезно задуматься и попытаться найти пути их решения. Я предлагаю подумать над двумя важными, на мой взгляд, вопросами. В чем вы видите причины снижения человеческой отзывчивости? Что нужно сделать, для того чтобы чувство милосердия никогда не уходило из нашей жизни?

Закончить сегодняшнюю беседу мне хочется выдержкой из сочинения ученицы десятого класса, которая тоже размышляла над проблемами толерантности и милосердия: «Прочитав статью, я нашла в памяти случаи, похожие на тот, который описал Даниил Гранин. И их предостаточно. Это лишнее доказательство тому, что люди – большинство из них – утратили свою способность к милосердию. Думая об этом, понимая это, хочется выбежать на улицу и закричать: «Люди, остановитесь, оглянитесь вокруг! Помогите ближним! Ведь, если что-то случится с вами, вам тоже никто не поможет». Я считаю, что человек, не имеющий чувства милосердия, не достоин такого высокого звания».

 

Рука помощи

конспект урока толерантности

для учащихся 5-8 классов

Сегодня, у нас с вами необычный урок, мы все вместе будем рассуждать над очень важными вопросами, попытаемся проанализировать собственную жизнь и жизнь других людей, а главное, попробуем найти выход из казалось бы неразрешимых ситуаций!

Наш урок – это урок толерантности. Что означает это слово, кто-нибудь знает?

В разных языках термин толерантность понимается по разному. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческого характера. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. Наш урок называется «Рука помощи» и это не случайно. Ведь все проблемы решать гораздо проще, если кто-то протянет тебе руку помощи, поддержит в сложной ситуации, проявит простое внимание и сочувствие. Сегодня это происходит далеко не всегда, люди часто остаются один на один со своей бедой, замыкаются в себе и не могут найти выход.

Подумайте, ребята, с какими проблемы на сегодняшний день сталкивается человек? Передо мной висит ватман, на котором я предлагаю нарисовать «пирамиду проблем». Задача каждого из вас, подойти к ватману и вписать в пирамиду ту проблему, которую вы считаете наиболее важной. Молодцы, все проблемы, которые вы написали действительно очень важны. Это – бедность, наркомания, смертельные болезни, войны, дети, оставшиеся без родителей, одиночество и многое другое. Каждая проблема имеет свои причины и последствия. Кажется, что она неразрешима, и помочь тем людям, кто с ней столкнулся очень сложно, но давайте попробуем разобраться, так ли это.

Первая проблема, о которой мы поговорим, – это проблема войн. В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле... В этих войнах погибает огромное количество солдат и мирных жителей. Но и тем, кто остается жив, тоже приходится очень нелегко, ведь их дома, села, города оказываются разрушенными и им приходится искать новое место для жилья – они становятся беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, им просто необходима помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Эстонии, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в том, что в их стране идет война.

Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории. Но страдает от этого ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?

Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Сегодня, создаются различные благотворительные фонды, пункты выдачи вещей первой необходимости, приюты и места временного пребывания. Внести свой вклад в нелегкое дело помощи людям, оставшимся без определенного места жительства, можем и мы с вами – помочь вещами, игрушками, продуктами, деньгами.

Я думаю, каждый из вас встречал на улицах или вокзалах, бедно одетых людей из других стран? Какие чувства вы испытывали при этом?

Вторая проблема – это болезни, лекарств от которых еще нет. В настоящий момент существуют сотни самых разнообразных смертельно опасных болезней, с некоторыми из них человечество не может эффективно бороться. В первую очередь, это касается инфекционных заболеваний, распространяющихся с большой скоростью благодаря активности бактерий или вирусов. Список самых опасных смертельных болезней таков: лихорадка Эбола, малярия, холера, СПИД, брюшной тиф, чума и так далее. Лихорадка Эбола, являясь опаснейшей смертельной болезнью, имеет вирусную природу, и она характеризуется высокой летальностью и тяжелым течением с развитием геморрагического синдрома. Человек даже с мощной иммунной системой умирает всего за одну неделю. Данная болезнь характерна для африканских стран.

Малярия (ранее она называлась «болотной лихорадкой») является опасной смертельной болезнью, которая вызывается микробами -малярийными плазмодиями. Эта болезнь характеризуется сильной лихорадкой, высокой температурой тела и малокровием. В тяжелых случаях смерть может наступить на третий день болезни. Только вовремя начатое лечение спасает жизнь больному.

Необходимо упомянуть и еще об одной болезни, охватившей абсолютно все страны мира, и угрожающей всему человечеству. Это - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Он просто проникает в организм, медленно разрушает иммунные клетки, в конечном итоге причиняя смерть человеку. Ежедневно от этого вируса умирает восемь тысяч человек, которые могли бы сделать еще много полезного и важного в своей жизни.

Еще одной из самых смертельных болезней является холера, которая за всю историю человечества унесла миллионы жизней. Это острая кишечная инфекция, которая вызывается бактериями Vibrio cholerae. Она характеризуется быстрой потерей жидкости (до 15 литров в сутки), сильной рвотой, поносом, судорогами, изменением цвета кожных покровов, который становится пепельным. Данная болезнь распространена в странах Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

К сожалению, вирусы и бактерии хорошо приспосабливаются к изменяющимся условиям. Постоянно появляются все новые и новые штаммы. Иногда вирусы передаются от животных к человеку, вызывая трудно поддающиеся лечению инфекции. Примером этому служат следующие случаи: вспышка инфекции птичьего гриппа среди людей, вызванная вирусом H5N1, и заражение людей вирусом свиного гриппа А(H1N1). Эти вирусные атаки были успешно отбиты медиками всего мира, но необходимо помнить, что угроза реальна.

Главное, понять, что даже при таких страшных заболеваниях, люди, прикладывая максимальное количество усилий в борьбе со смертельной болезнью, могут помочь, заболевшему человеку. Как это сделать спросите вы? Конечно, мы с вами не создадим лекарства, излечивающего от всех болезней, но мы можем протянуть руку помощи человеку, который в ней нуждается. Это может быть, как сам заболевший, так и его родственники. По всему миру действуют волонтерские организации, ставящие своей целью оказание всевозможной помощи нуждающимся людям: они дежурят в больницах, помогают в уходе за больными, заботятся о пожилых и одиноких людях, занимаются с детьми. И это действительно нужная и реальная помощь. Ведь иногда психологическая и моральная поддержка, несколько теплых слов, вселяющих в человека уверенность в собственных силах, бывают гораздо важнее, чем помощь вещами или деньгами.

Ребята, кому-нибудь из вас приходилось ухаживать за больными родственниками? Представьте себя на месте больного. Подумайте, какие слова смогли бы вас приободрить?

Еще одна проблема, которую мне бы хотелось с вами обсудить – это проблема одиночества. Да, именно проблема одиночества сегодня является одной из самых важных и распространенных, с ней столкнулись очень многие люди. Признайтесь, ведь у каждого из вас были моменты, когда вы чувствовали, что вам не с кем поговорить, не с кем куда-то сходить, не от кого получить поддержку. И именно в такие моменты, мы понимаем, что одна из самых главных наших ценностей – ценность общения. Конечно, лучше всего общаться с теми, кто тебе дорог, кто тебя понимает и принимает таким, какой ты есть – это твои друзья, близкие тебе люди. Но в том то и проблема наших дней – люди сегодня стали меньше общаться, стали более замкнутыми, скрывающими свои переживания и чувства.

Согласитесь, большую часть свободного времени мы проводим, глядя в компьютер, общаясь не в реальной жизни, а в социальных сетях, обмениваясь сообщениями по мобильному телефону, играя в виртуальные компьютерные игры. Сегодня реальная жизнь заменяется виртуальной, вместо настоящих друзей появляются друзья по переписке. Но даже при наличие большого количества таких друзей, мы все равно нуждаемся в живом общении, которое никаким другим не заменишь.

К проблеме одиночества относиться и проблема скованности, стеснительности, замкнутости в себе. Представьте себе ситуацию, обычный школьный урок, середина учебного года, вдруг в класс входит незнакомый мальчик или девочка и педагог говорит вам, что это новый ученик или ученица теперь будет учиться в вашем классе. Подумайте, какие чувства испытывает человек, который первый раз входит в класс, где сидят около тридцати совершенно незнакомых ему людей? Что бы вы чувствовали на его месте? Да, это очень нелегко! Ведь в классе все уже давно друг друга знают, дружат, ссорятся, выясняют отношения, мирятся, а этот новичок ничего этого не знает и потому, ему ужасно страшно и одиноко.

Именно в этот момент вы и можете протянуть ему руку помощи – предложить дружбу, общение, помочь сориентироваться в новой для него обстановке. Поверьте, для новенького мальчика или девочки ваше расположение гораздо важнее, чем расположение учителя, хорошие отметки в журнале и все остальное. Потому что благодаря вашей протянутой руке проблема одиночества исчезает, на ее место приходит благодарность, приветливая улыбка и поддержка.

Что для вас означает слово «одиночество»? Скажите, ребята, какие чувства вы испытываете, когда вам не хватает общения? Мне хотелось бы услышать от каждого из вас, что лично вы могли бы сделать, протягивая руку помощи нуждающимся в ней людям?

А закончить наш урок толерантности я хочу словами древнеримского политика и философа Марка Тулия Цицерона: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

 

«Мир, в котором я живу»

конспект конкурсной программы

для учащихся 5-7 классов

Ребята, сегодня вас ждет веселый и интересный урок, вы станете участниками игры «Мир, в котором я живу». Игра называется так не случайно, в конце нашей встречи каждому из вас кратко нужно будет охарактеризовать мир, который вас окружает. Конечно, сделать это нелегко, так же как пройти все испытания и конкурсы, но я уверена – вы справитесь!

Для начала, я предлагаю разделиться на две команды и придумать для них названия. Молодцы, итак, мы начинаем!

Задание № 1. Ребята, перед вами вывешены плакаты со словами: «милосердие», «благотворительность», «добро», «толерантность». Командам дается по пять минут, по истечении которых необходимо будет объяснить, что же значат эти слова.

(Варианты ответов: Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям. Добро – все, что честно и полезно, что дарит радость окружающим. Толерантность – это терпимость, уважение чужих взглядов, происхождения, национальности, особенностей поведения.)

Задание № 2. На нашей планете живут миллионы людей, естественно, что все мы разные, но все же, у нас есть и общие черты. Подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. Нам с вами необязательно что-либо о нем знать: ни его местожительство, ни национальность, ни возраст. Он просто человек.

(Варианты ответов: Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный и другие.)

Задание № 3. Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о доброте, милосердии, терпении? Назовите их. Таких пословиц много и знать хотя бы некоторые очень важно, ведь именно в произведениях фольклора заложена народная мудрость, заветы наших предков, передающиеся из века в век.

Возможно, эти пословицы и поговорки вы уже слышали:

Без худа, добра не бывает.

Всяк добр, да не до всякого.

Добро наживай, а худо изживай.

Доброе дело без награды не остается.

Без друга в жизни туго.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Жизнь дана на добрые дела.

Но не только в пословицах кроется глубокий смысл, он также скрыт и в высказываниях известных людей: писателей, философов, художников. Каждой команде, по очереди, я буду зачитывать какое-либо высказывание. Задача команды подумать и сказать, какие мысли пытался донести до нас автор.

«Будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе». (Римский философ Плиний)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». (Французский философ Монтень)

«Честь нельзя отнять, ее можно потерять». (Русский писатель А. П. Чехов)

«Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Русский писатель Л. Н. Толстой)

Задание № 4. Сейчас мы с вами проведем небольшой тест. Он позволит определить, насколько вы толерантны. Я буду зачитывать вам разные предложения. Ваша задача из двух вариантов предложения выбрать либо желтый вариант, либо красный.

1. Дима плохо одет...

Желтый: Это неважно.

Красный: Ты подсмеиваешься над ним.

2. Аня питается не так, как ты, по причине своей религии...

Красный: Ты говоришь, что она выглядит смешно.

Желтый: Ты просишь, чтобы она объяснила это.

3. Цвет кожи у Джона отличается от твоего...

Желтый: Ты стремишься лучше узнать его.

Красный: Ты говоришь: «У тебе темная кожа, я не стану с тобой дружить».

4. Пожилая женщина медленно идет…

Красный: Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Желтый: Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

Красный: Ты говоришь, что все девочки – глупые.

Желтый: Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

Красный: Ты говоришь, что все мальчики – глупые.

Желтый: Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

Желтый: Ты пытаешься защитить его.

Красный: Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

Желтый: Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Красный: Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Теперь можем подвести итоги нашего теста. Те из вас, кто чаще выбирали желтый вариант, могут по праву считать себя толерантными людьми. А вот те, кто чаще склонялся к красным вариантам, должны серьезно подумать: хотели бы они оказаться на месте того, к кому отнеслись враждебно и грубо.

В вашей школе учатся разные ребята: девочки, мальчики, толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Конечно, всегда к кому-то возникает симпатия, а к кому-то нет, да мы и не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Ведь каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их различиями, особенностями, достоинствами и недостатками, быть внимательными к окружающим людям.

Ребята, завершая нашу игру, мне хочется, чтобы вы сказали несколько слов о том, каким вы видите мир, в котором мы живем. Какой он для вас?

У каждого из нас есть свой мир, и совсем не обязательно, чтобы он был похож на другие. Главное, чтобы в нашем общем мире всегда царили доброта, уважение и понимание!

Приложение 1.

Цитаты

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». (Б. Шоу)

«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание». (Л. Толстой)

«...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». (Ф. Бэкон)

«Сострадание правит миром». (Древнеиндийская пословица)

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

«Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства». (Л. Толстой)

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций)

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Толстой)

«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон)

«Мы пришли в этот мир, чтобы помогать друг другу в нашем путешествии по жизни». (Дж. Уильям)

«Наша главная цель в этой жизни - помогать другим людям. Если же вы не в состоянии помогать им, то хотя бы не вредите». (Тензин Гьятсо)

«Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту». (Аврелий Марк)

 

 

Приложение 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: