Методологические принципы научного исследования.




1. Принцип объективности требует всестороннего учета фактов, порождающих то или иное явление, условий развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте.

2. Учет непрерывного изменения, развития исследуемых явлений. Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследовательского процесса. Поучение и познание, раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.

3. Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.

4. Системность изучения процесса с учетом всех его требований, и прежде всего требования целостного подхода к исследованию процесса.

5. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

 

Метод (греч. - способ познания) - “путь к чему-либо”, способ дости­жения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объ­екта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к со­вокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и дей­ствия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, дос­тижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) эко­номить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный ме­тод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и дей­ствия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Понятие “научный метод ” понимается как “целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это ком­плекс различных познавательных подходов и практических операций, на­правленных на приобретение научных знаний ”. В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отве­чающих предмету и задачам данных наук.

Понятие “метод” применяется в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле слова - оно обозначает познавательный процесс, кото­рый включает в себя несколько способов. Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле “метод” означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике - метод науч­ного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

Во все времена значение метода познания высоко оценивалось всеми исследователями. Так, Френсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчиты­вать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Фило­соф стремился создать такой метод, который мог бы быть “органоном” (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. В ка­честве такого метода он рассматривал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл “точные и простые правила”, соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании, ка­ких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно, без дедуктивно-рационалистического метода.

Существенный вклад в методологию научного познания внесли немец­кая классическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) философии, дос­таточно глубоко разработавшие диалектический метод - соответственно на идеалистической и материалистической основах.

Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоен­ных) методологических идей были сформулированы представителями рус­ской философии. Это, в частности, идеи:

• о неразрывности метода, истины и недопустимости “пренебрежения методом” у Герцена и Чернышевского;

об “органической логике” и ее методе - диалектике у В. Соловьева;

о “методологической наивности”, о диалектике как “ритме вопросов и ответов” у П. Флоренского;

о законах логики как свойствах самого бытия, а не субъекта, не “мышления”; о необходимости “преодоления кошмара формальной логи­ки” и о необходимости освобождения научного познания “от кошмара ма­тематического естествознания” у Бердяева и др.

Важную роль метода для деятельности людей подчеркивали многие крупные ученые. Так, выдающийся физиолог И. П. Павлов писал, что ме­тод - это самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия за­висит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хо­рошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не по­лучит ценных, точных данных. Известный психолог Л.С. Выготский гово­рил, что методология, как совокупность методов научного познания, по­добна “костяку в организме животного”, на котором весь этот организм держится.

Следовательно, метод научного познания - безусловно, важная и нуж­ная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, “от­влекающим” от настоящей работы, подлинной науки и т. п. (методологи­ческий негативизм); преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую “универсальную отмычку” ко всему и вся, в простой и дос­тупный “инструмент” научного открытия (“методологическая эйфория”). Дело в том, что ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования.

В.П. Кохановский утверждает, что любой метод окажется неэффектив­ным и даже бесполезным, если им пользоваться не как “руководящей ни­тью” в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекрашивания фактов. Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практиче­ских проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и раз­витие тех или иных объектов”.

В связи с этим необходимо иметь в виду следующее:

Метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. А это значит, что конечный резуль­тат научной деятельности во многом определяется тем, насколько умело и эффективно используется “в деле” эвристический потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех их во взаимосвязи. Каждый элемент метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое. Вот почему очень важным является методологический плюрализм, т. е. способность овладеть многообразием методов и умело их применять. Особое значение имеет способность освоения противоположных методо­логических подходов и их правильное сочетание.

Всеобщей основой, “ядром” системы методологического знания яв­ляется философия как универсальный метод. Ее принципы, законы и кате­гории определяют общее направление и стратегию исследования, “прони­зывают” все другие уровни методологии, своеобразно преломляясь и во­площаясь в конкретной форме на каждом из них. В научном исследовании нельзя ограничиваться только философскими принципами, но и недопус­тимо оставлять их “за бортом”, как нечто, не принадлежащее природе дан­ной деятельности. Очевидно, что если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей, наиболее широкой форме, то ее можно счи­тать матерью всех научных исканий”. История познания и практики под­твердили этот вывод.

В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, осо­бенностей объекта, той или иной сферы применения метода (природа, об- ществои т.д.), специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явле­ний и процессов (материальные или духовные, объективные или субъек­тивные) и т. п. Тем самым содержание системы методов, используемых для решения определенных задач, всегда конкретно, ибо в каждом случае содержание одного метода или системы методов модифицируется в соот­ветствии с природой исследуемого процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: