Возрождение, гуманизм и реформация




Эпоха Великих географических открытий

Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

· Рост европейских городов в XV веке

· Активное развитие торговли

· Активное развитие ремесел

· Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра

· Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности

· Распространение и улучшение огнестрельного оружия

· Открытия в навигации, появление компаса и астролябии

· Успехи картографии

БарталомеуДиаш (Португалия, 1450-1500) — мыс Доброй Надежды

Васко да Гама (Португалия, 1460-1524) — путь в Индию вокруг Африки

Педро Кабрал (Португалия, 1467-1526) — Бразилия

Христофор Колумб (Генуя, Испания, 1451-1506) — Америка

Нуньес де Бальбоа (Испания, 1475—1519) — Тихий океан

Франсиско де Орельяна (Испания, 1511-1546) — река Амазонка

Фернандо Магеллан (Португалия, Испания (1480-1521) — первое кругосветное плавание

Возрождение, гуманизм и реформация

Возрождение, или Ренессанс, — это целая эпоха в развитии европейской культуры, знаменовавшая со­бой кризис религиозного, католического, мировоззре­ния. На смену ему Возрождение выдвигало новое ми­ровоззрение, светское, т. е. свободное от влияния ре­лигии. Это и было секуляризацией (обмирщением) со­знания, о которой мы уже говорили. Изначально Воз­рождение опиралось на классические образцы антич­ной культуры, как бы возрождало их (отсюда и его название), но и по своему содержанию, и по формам оно довольно быстро переросло эти исходные рамки. Возникнув почти одновременно с появлением нового мировоззрения, Возрождение было и его отражени­ем, и питательной средой для дальнейшего развития. Культура Возрождения сложилась в середине XIV в. в многочисленных развитых городах Италии — именно там античные традиции были наиболее проч­ными. Ренессанс охватывал различные области куль­туры, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и живописи, а также в литературе и философии. Имен­но литература и философия Возрождения вызвали к жизни гуманизм. Гуманистическое (т. е. человечес­кое, человечное) мировоззрение было направлено против господства церкви над духом человека, ут­верждая его особую ценность как свободной и само­стоятельной личности.

Хотя гуманизм развивался в рамках Возрождения, фактически он выходил далеко за них, становясь само­стоятельным явлением. Во многом гуманизм и Возрождение были неразрывны; как основа и опора нового мировоззрения гуманизм был глубже и после­довательнее Возрождения.

Идеи Возрождения и гуманизма довольно долго развивались только в Италии. Но ближе к концу XV з, они стали проникать во Францию, Нидерланды, Германию, затем — в Англию и Испанию, в другие страны.

Блестящие произведения, пронизанные идеями гуманизма, создали писатели, поэты и философы Ита­лии и Франции, Англии и Испании, других европейских стран. Такие титаны Возрождения, как Микеланджело и Петрарка, Шекспир и Сервантес, Томас Мор и Фрэнсис Бэкон, Леонардо да Винчи и Никколо Макиавелли, самой своей жизнью доказывали безграничность возможностей человека, как бы призывая его к их пре­дельной реализации.

Это ощущение всемогущества человека, неисчер­паемости его энергии, таланта и разума вызвало к жиз­ни множество великих открытий в области науки и тех­ники, медицины. Например, открытия астрономов (прежде всего Николая Коперника, Галилео Галилея и др.) совершили переворот в представлениях о Земле и Солнечной системе, обо всей Вселенной.

Культура и идеология Возрождения и гуманиз­ма, научно-технические открытия этой эпохи прямо или косвенно подрывали религиозное мировоззрение, вели к секуляризации сознания. А поскольку проис­ходило все это в конкретное время и в конкретном географическом пространстве — Европе, то главный удар наносился по католической церкви.

В этом смысле рядом с Возрождением и гуманиз­мом можно поставить третье важнейшее явление ранне­го нового времени — Реформацию (преобразование, ре­форму). Но если Возрождение и гуманизм были явления­ми светской культуры и мировоззрения, то Реформация по своей сути была религиозным явлением. Тем не менее она тоже отражала мировоззрение зарождавшегося об­щества, которое позднее назовут буржуазным. Это миро­воззрение и возникшие в ходе Реформации протестантс­кие религии вскоре стали мощной основой борьбы с фео­дальным укладом и его идеологической опорой — като­лической церковью. Правда, взамен Реформация порой вводила еще более суровые и безжалостные по отноше­нию к отступникам религиозные нормы.

В октябре 1517 г. немецкий профессор-богослов Мартин Лютер (1483—1546) вывесил на дверях цер­кви городка Виттенберга в Саксонии 95 тезисов, на­правленных в основном против массовой продажи индульгенций. Но в более широком смысле тезисы Лютера означали протест против растущего обогаще­ния католического духовенства, чрезмерной роскоши его быта, да и самих католических обрядов. Критика католической церкви еще до Лютера стала одной из главных тем литературных и философских трудов гуманистов. Но именно Лютер впервые попытался систематизировать основные претензии к католициз­му и католическому духовенству.

Индульгенции (в буквальном переводе с латыни — "милость") — грамоты с "отпущением грехов", кото­рые с XII в. распространяла среди верующих католи­ческая церковь. Поскольку индульгенции обычно про­давались, они были важным источником обогащения духовенства.

Власти решили арестовать Лютера, но саксонский курфюрст (духовный или светский правитель) Фрид­рих Мудрый, пригласивший Лютера преподавать в Виттенбергском университете, спрятал его в своем зам­ке. В этом убежище Лютер перевел с латыни на не­мецкий язык Библию, что сыграло огромную роль в распространении идей Реформации в Германии.

Реформация довольно быстро стала выходить за рамки идей Лютера. В рядах ее сторонников стали возникать различные течения. В итоге наряду с пра­вым, лютеровским крылом Реформации сформиро­валось и ее левое, демократическое крыло. Его пред­ставители значительно последовательнее Лютера на­стаивали на обмирщении церкви, упрощении ее норм и обрядов.

Лютер считал, что Реформация должна осуще­ствляться не кем попало, а только властями. В сво­их проповедях он предостерегал верующих от "мя­тежа и возмущения". Но даже его огромный авто­ритет уже не мог остановить бурно развивавшихся событий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: