Национальный праздник – не повод для сецессии




 

«Поддерживаете ли вы, что 9 января отмечается и празднуется как День Республики Сербской?»[1] – спросил Национальный парламент Республики Сербской, одного из Образований государства Боснии и Герцеговины (БиГ), на референдуме, который состоялся 25 сентября 2016 года.

Данный референдум был вынужденным ответным шагом правительства Республики Сербской на решение Конституционного суда БиГ от 26 ноября 2015 года. Суд признал неконституционным пункт закона «О праздниках Республики Сербской», касающийся провозглашения 9 января Днем Республики Сербской[2]. По результатам проведенного референдума 99,81 % избирателей одобрили в качестве народного праздника Республики Сербской дату 9 января, однако, государственные образования Боснии и Герцеговины, а также Верховный представитель, который является международным должностным лицом, призванным исполнять Дейтонские соглашения, Европейский Союз, и ряд европейский стран вместе с США не признали это политическое событие и осудили действия президента Республики Сербской Милорада Додика, как основного лидера, выступающего за независимость Республики.

Согласно пункту VIII Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «Все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.»[3]. Поскольку на территории Республики Сербской живет около 83% сербов, определение даты празднования Дня Республики должно быть их собственным волеизъявлением. К тому же, в пункте 3 статьи III Конституции Боснии и Герцеговины, которая устанавливает обязанности Образований, не указаны полномочия, касающиеся празднования национальных праздников, а, наоборот, функции, не прописанные в Конституции БиГ, выполняют Образования[4], что говорит о правомерности Республики Сербской в рамках своих компетенций решать вопрос об установлении даты национального республиканского праздника.

Однако власти Боснии и Герцеговины, включая Высокого представителя Валентина Инцко и Председателя Президиума Бакира Изетбеговича, при поддержке Госдепа США намерены привлечь к уголовной ответственности организаторов референдума и главу Республики Сербской. Следовательно, с одной стороны, непризнание референдума нации, которая выражает собственные интересы, - это нарушение реализации международного принципа равноправия и самоопределения народов, призванного уважать и соблюдать права этносов, их социальную и культурную траекторию развития. Объявление референдума незаконным со стороны В. Инцко, посла США в Сараево, который прокомментировал новость о референдуме как об угрозе безопасности Боснии и Герцеговины[5], ведет к несоблюдению международного принципа и вмешательству во внутренние дела чужого государства, которое решает республиканские интересы сербского народа. Более того, МИДы стран Европейского Союза, куда Босния и Герцеговина намеревается вступить, подчеркнули, что проведение референдума может подорвать суверенитет и территориальную целостность государства БиГ[6]. Однако есть страны, которые поддержали инициативу Народной Скупщины Республики Сербской. Например, российский президент В.В. Путин заявил, что «референдум – это право народа»[7].

Но, с другой стороны, принцип равноправия и самоопределения народов сталкивается с принципом территориальной целостности. В докладе В. Инцко к Генеральной Ассамблеи Совета Безопасности ООН содержатся примечания, где задокументированы смелые высказывания президента Республики Сербской Милорада Додика по поводу того, что Республика Сербская – это государство, которое когда-нибудь сможет стать независимым, поскольку в Боснии и Герцеговине, которая, по его мнению, только международная граница, ни один народ не может реализовывать свои интересы[8].

Также Народная скупщина Республики 15 июля 2015 года приняла решение провести референдум о подотчётности федеральных законов на территории Республики Сербской[9]. Т.к. они были введены Высоким представителем на всей Боснии и Герцеговины, их применение должно распространяться и на территории Образования Республики Сербской, которая хотела признать их неконституционными. Эти действия, ведущие к несоблюдению международного принципа территориальной целостности государства, основанного на воздержании от действий против единства одной страны и обретения политической независимости[10], подрывают устойчивость государства Боснии и Герцеговины и подталкивают народы БиГ к началу нового межэтнического конфликта, который был остановлен международными усилиями в конце 1990-х годов подписанием Дейтонских мирных соглашений.

Несмотря на то, что Устав ООН, Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и ряд других международных соглашений содержат статьи, предлагающие меры для сохранения мира и безопасности, в реализации международного сотрудничества возникают противоречия между принципами международного права, которое призвано разрешать спорные вопросы.

Пример проведения референдума в Республике Сербской доказывает двойственность интересов политических субъектов и неспособность международного права регулировать взаимоотношения между государствами-участниками по средствам глобальных общеустановленных принципов. На одной чаше весов – интересы национального большинства Республики Сербской, которые стремятся активно отстаивать их и пользоваться международным правом за равноправие и самоопределение собственной национальной политики, на другой – интересы политиков Республики Сербской, желающих получить автономию, независимость и суверенитет на территории всего Образования, что сталкивается с государственными интересами всей Боснии и Герцеговины, которая является единым территориальным образованием, чьё нарушение целостности уголовно наказуемо.

 

 

Список источников

1. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Утверждена 1 августа 1975 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. – 1975. – 1 августа.

2. Письмо Высокого представителя по Боснии и Герцеговине от 18 апреля 2016 года на имя Генерального секретаря. Принято 27 апреля 2016 года Генеральным секретарем Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. – 2016. – 27 апреля. – С. 12.

3. Конституция Боснии и Герцеговины. Принята приложением к Дейтонским соглашениям 21 ноября 1995 года// Дейтонские мирные соглашения. – 1995. – 14 декабря.

4. Лайон Д. Балканы на грани войны? [Электронный ресурс]: сайт «Россия Сегодня». URL.: https://inosmi.ru/world/20151027/231042523.html (дата обращения: 04.03.2018)

5. Министры иностранных дел Евросоюза отклонили босне-сербский референдум [Электронный ресурс]: сайт «Балканский международный суд». URL.:https://www.balkaninsight.com/en/article/european-foreign-ministers-warns-against-bosnian-serb-referendum-10-12-2015 (дата обращения: 01.03.2018)

6. Референдум в Республике Сербской: конец "пирамиды западной политики" в БиГ [Электронный ресурс]: сайт «Россия Сегодня». URL.: (дата обращения: https://ria.ru/world/20160926/1477873427.html 04.03.2018)

7. Республика Сербская: спорный референдум [Электронный ресурс]: сайт «Евроньюс». URL.: https://ru.euronews.com/2016/09/25/bosnian-serbs-defy-top-court-to-hold-statehood-day-referendum (дата обращения: 01.03.2018)

 


[1] Республика Сербская: спорный референдум [Электронный ресурс]: сайт «Евроньюс». URL.: https://ru.euronews.com/2016/09/25/bosnian-serbs-defy-top-court-to-hold-statehood-day-referendum (дата обращения: 01.03.2018)

[2] Письмо Высокого представителя по Боснии и Герцеговине от 18 апреля 2016 года на имя Генерального секретаря. Принято 27 апреля 2016 года Генеральным секретарем Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. – 2016. – 27 апреля. – С. 12.

[3] Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Утверждена 1 августа 1975 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. – 1975. – 1 августа.

[4] Конституция Боснии и Герцеговины. Принята приложением к Дейтонским соглашениям 21 ноября 1995 года// Дейтонские мирные соглашения. – 1995. – 14 декабря. Ст.3. п. 3.

[5] Лайон Д. Балканы на грани войны? [Электронный ресурс]: сайт «Россия Сегодня». URL.: https://inosmi.ru/world/20151027/231042523.html (дата обращения: 04.03.2018)

[6] Министры иностранных дел Евросоюза отклонили босне-сербский референдум [Электронный ресурс]: сайт «Балканский международный суд». URL.:https://www.balkaninsight.com/en/article/european-foreign-ministers-warns-against-bosnian-serb-referendum-10-12-2015 (дата обращения: 01.03.2018)

[7] Референдум в Республике Сербской: конец "пирамиды западной политики" в БиГ [Электронный ресурс]: сайт «Россия Сегодня». URL.: (дата обращения: https://ria.ru/world/20160926/1477873427.html 04.03.2018)

[8] Цит. по: Письмо Высокого представителя по Боснии и Герцеговине от 18 апреля 2016 года на имя Генерального секретаря. Принято 27 апреля 2016 года Генеральным секретарем Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. – 2016. – 27 апреля. – С. 10-11.

[9] Там же. С. 12.

[10] Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Утверждена 1 августа 1975 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. – 1975. – 1 августа. – Ст. 4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: