Предмет, цели, задачи, методы специальной психологии и связь с другими науками.
Специальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими нарушениями.
Предмет: психическое развитие.
Задачи:
1. Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития в разных условиях.
2. Разработка методов психологической диагностики нарушений развития.
3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития, создание коррекционных технологий.
4. Оценка эффективности содержания и методов обучения детей с нарушением развития.
5. Изучение психологических проблем интеграции.
Клиническая психология рассматривает нарушения с точки зрения медицины, ее знания нужны для оказания медецинской помощи.
Специальная - с точки зрения педагогики, знания нужны не для лечения, а для обучения.
С психологией, медициной, коррекционной или специальной педагогикой.
Дефектология: 20 г 20 в, пользовался Выготский, наука не комплексная, педагогическая, состоит из двух блоков: педагогический и психологический.
Методы:
Общепсихологические и специальные.- наблюдение- эксперимент- анкеты (для взрослых, находящихся рядом с ребенком)- тесты- проективные методики (особоцелесообразны для изучения детей с нарушением речи)- условно-рефлекторные методики для лиц с нарушенным зрением.
История развития специальной психологии.
Начало 20 в: первые два десятилетия бурное развитие на основе медицинских и педагогических наук.
Первые нарушения, которые изучались: со зрением, слухом и умтсвенная отсталость. Чуть позже: слабовидящие и слабослышащие.
|
30-40 гг: психология слепоглухих и нарушений опорно-двигательного аппарат.
Нач. 60х: задержка психического развития.
60е: психология детей с речевыми нарушениями и детей из детских домов.
70-80е гг: ранний детский аутизм, характерологические и поведенческие нарушения у детей.
80-90е гг: одаренные дети, лица, употребляющие психоактивные вещества.
Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
Норма. Понятие норма на данный момент размыто. В 20-30 гг пользовались статистической нормаой (тестами). сейчас принимается, что у каждого ребенка имеется своя собственная траектория развития.
Два направления нормы:1. Статистическая - соответствие средним значениям в данной популяции.2. Функциональная - более размытая. Это индивидуальная норма развития. В основе - идея о неповторимости развития каждого человека, и о том, что у ребенка с любым нарушением есть своя норма. Нарушением функциональной нормы является дисбаланс между потенциальными возможностями ребенка и реальными достижениями.
Лурия выделил пять условий нормального психического развития:1. Сохранность структур и функций ЦНС2. Сохранность анализаторных систем3. Сохранность речевых систем4. Воспитание и обучение, адекватные возрасту5. Физическое здоровье.
Причины отклонений психического развития, и факторы, их определяющие.
Факторы - постоянно действующие обстоятельства, которые изменяют тот или иной признак.
Биологические и социальные.
Биологические: генетические, соматические, повреждение мозговых структур.
|
Социальные: особенности среды, воспитания, обучения, пренатальный и постнатальный периоды.
Причины нарушенного развития бывают эндогенными и экзогенными (по Гудонис В. П.).
Эндогенные - внутреннего происхождения. Две группы - хромосомные и с генетическими нарушениями.
Хромосомные: болезнь Дауна, синдром Тернера и др
Генетические: 1 доминантный ген - проявляется; 1 рецессивный ген - носитель; 2 рецессивных гена - проявляется.
Экзогенные - внешнего происхождения. Греппы: врожденные и приобретенные.
Врожденные нарушения: пренатальный период. Формируются под влиянием техногенного фактора на организм матери в период внутриутробного ращвитияю.травма матери, радиация, изменение температурного режима, наркотики, химикаты, алкоголь, лекарства, онкологические, бактерии, вирусы.
Приобретенные: натальный и постнатальный период. Натальный период: родовая травма. Постнатальный период: травмы (прежде всего головы), вирусные и бактериальные заболевания (мененгит, энцефалит, скарлатина и др).
Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями развития.
Все закономерности можно разделить на три группы:
1). Общие - закономерности, свойственные всем детям, и здоровым, и с нарушениями (неравномерность, гетерохронность, сенситивные периоды, влияние деятельности).
2). Неспецифические - общие закономерности нарушенного развития. Первым их формулировал Выготский, позже - Власова, Розанова, Соловьев, Пересленн и др
Основные неспецифические закономерности:
- возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка
- затруднение взаимодействия с окружающей средой
- нарушение речевого общения
- изменения в развитии личности
- сниженная способность к приему и переработке информации за еденицу времени
- замедленный процесс формирования понятий и представлений
3). Специфические - свойствены лицам с определенным видом дизонтогенеза.