Место курса в учебном процессе




Дисциплина: «Национально-культурный этикет»

Автор: профессор Прыгов Д.Д.

I. Введение

Цель преподавания курса – дать слушателям знания по этикету разных народов, как феномену их национальных культур, для дальнейшего эффективного общения (в процессе будущей профессиональной деятельности) с представителями конкретных народов, учитывая, что владение этикетной поликультурой повышает конкурентоспособность специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи курса:

- раскрыть особенности этикета народов большинства регионов мира, отличающихся этнокультурной спецификой;

- усвоение студентами знаний и навыков творческого подхода к учету этнокультурных и психологических факторов при выявлении особенностей этикета обществ различных национальных культур;

- приобретение студентами знаний и навыков общения с представителями разных народов на базе знания их национально-культурного этикета;

- восприятие студентами национально-культурного этикета, как важного средства сближения народов, развития их сотрудничества.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студенты должны знать:

- основные этикетные понятия этнографии общения;

- модели символического поведения представителей различных национальных культур мира и варианты их взаимодействия;

- основные формы вербального и невербального этикета, этикетную атрибутику представителей разных этносов.


Уметь:

- сравнивать этикетные системы народов мира, в случае необходимости выявлять возможности компромисса представителей различных национальных культур;

- адекватно вести себя в этикетных ситуациях с участием представителей различных национальных культур, применяя соответствующие формулы вербального и невербального общения, используя нужную атрибутику и организацию пространства.

Иметь представление:

- о культурных горизонтах этического сознания этносов;

- об особенностях форм национально-культурного этикета;

- об основных поведенческих аспектах национально-культурного этикета в соответствии с классификацией поведенческих культур и их цивилизационной спецификой.

Место курса в учебном процессе

Данная дисциплина играет важную роль в подготовке специалистов в сфере «Социально-культурного сервиса и туризма», поскольку эта сфера многонациональна и особенно в связи с необходимостью адекватного реагирования на развитие поликультуры общения.

Формы занятий: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная подготовка студентов, индивидуально изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к контрольной работе (при заочной форме обучения), подготовка к контрольным занятиям.

Формы контроля:

- текущий контроль по результатам выступлений на семинарских (практических занятиях), выполнение контрольной работы, тестирование;

- итоговый контроль: экзамен, зачет.

 

 

Вводнаятема: проблематика курса и его значимость

Предмет, задачи и структура курса. Понятие «Национально-культурного этикета» (НКЭ). НКЭ – феномен для исследования в рамках четырех наук – этики, этнографии, социологии и культурологии. Значимость психологического фактора для раскрытия существа НКЭ и, в частности, в решении проблем поликультуры, стоящих перед человечеством в условиях антагонизма двух процессов: глобализации – объединения усилий многих стран и народов для решения всех наиболее острых проблем человечества, и – дезинтеграции народов и культур, к росту разрушительных процессов. НКЭ – важное средство сближения народов, развития их сотрудничества. Этическое сознание и НКЭ.

Сочетание общечеловеческих и национальных культурных ценностей – проблема современного национально-культурного этикета.

Литература по проблематике дисциплины. Важные работы, имеющие отношение, соответственно, к гармонизации человеческих отношений, культурным процессам, к проблемам компромиссности - некомпромиссности культур и к классификации поведенческих культур.

Тема 1. Культурологические, этические, психологические и цивилизационные аспекты НКЭ. Его структура и содержание.

Культурные горизонты этического сознания этноса – основа его НКЭ. Структура ценностей в разных национальных культурах, этические нормы соответствующих религий – база культурных горизонтов этического сознания этносов. Цивилизационные аспекты систем ценностей этносов – смысловой стержень содержания культурных горизонтов этического сознания. Культурные горизонты этического сознания – это социально одобряемые черты характера, отношение к представителям своего и иных этносов, к верованиям, обрядам и традициям, к социальной иерархии, к использованию времени, к манерам поведения, к одержимостям и увлечениям, к еде и питью, юмору, системам, досугу и развлечениям, к культуре (литературе, телевидению, прессе, искусству), к бизнесу, управленческим структурам, к преступлению и наказанию, к своему языку.

Органичная связь НКЭ с социально одобряемыми моральными нормами этноса, его ценностями, особенно религиозного порядка, ценностными ориентациями.

НКЭ и стереотипы поведения. Этнознаковые функции национальной культуры. Роль религий в формировании национальных культур и НКЭ. Психологическая характеристика этноса – база характеристики НКЭ.

Этнопсихологический, а также – национально-культурный факторы, как базовые элементы различий НКЭ.

Смысловое и формальное содержание НКЭ.

Соотнесение позиций двух этических систем – «компромиссность – некомпромиссность», применяемой к культурам этносов - выявление ключевого содержания НКЭ конкретных этносов. Технологии, разработанные на базе Типологии «Бриггс-Майерс», - путь к разрешению проблемы некомпромиссности культур, а, следовательно, и НКЭ.

4 подсистемы НКЭ:

1) Речевой, или вербальный, этикет. Национально-культурная специфика словесных формул приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; манера разговаривать и искусство вести беседу. Проблема фамилий, имен, их форм, а также титулов и званий. Отношение к темпу речи, молчанию.

2) Мимика и жесты. Национально-культурные особенности использования жестов приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления; «окраска» мимики и жестов – нейтральная, ритуально-торжественная, фамильярно-вульгарная; мимика и жесты, выражающие отношение к собеседнику, к теме беседы.

3) Организация пространства. Национально-культурная специфика взаимного расположения собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Наиболее почетные места в доме или за столом, какие позы допустимы в той или иной ситуации.

4) Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете). Национально-культурные особенности в одежде, украшениях, головном уборе, в подарках, в преподносимых или возлагаемых цветах, в визитных карточках.

Этикетные ситуации: повседневные общения, прием гостя, застольный и праздничный этикет. Этикет в обрядах (рождение ребенка, свадьба, похороны). Карнавальный этикет.

Первостепенные формулы вежливости:

Правила знакомства, приветствия, прощания, формы обращения, запретные темы, ругательства, язык жестов, правила гостеприимства, подарки, знание национальной кухни, манеры при застолье, манеры поведения на улице, в общественных местах, в транспорте.

Параметры сравнения культурных горизонтов этического сознания и этикета разных этносов:

а) специфика личной, семейной, корпоративной культуры, наличие субкультур, городских культур, культурных сообществ (христианского, мусульманского, буддийского и т.д.);

б) условное деление поведенческих культур мира на 3 типа (по Р.Льюису): моноактивные, полиактивные и реактивные, а также на культуры «слушающие», «идущие на диалог» и «промежуточные»;

в) основные позиции для сравнения культур (компромиссность, шовинизм, правда и ложь и др.);

г) география этносов «родных», «близких» и «чужих» культур (напр., народов германской, романской групп языков, народов протестантской, мусульманской, буддистской культур).

Семинар (№1, п.1). Культурные горизонты этического сознания этноса и их соотнесение с НКЭ.

Характеристика культурного горизонта этического сознания этноса. Психологические аспекты проблемы. Сравнение национальных культур и выявление различий в поведенческой сфере (по Р.Льюису).

Практическое занятие (№1, п.1). Психологические аспекты проявления моноактивной, полиактивной и реактивной поведенческих культур.

Моделирование образа мыслей и поведения представителей моноактивной, полиактивной и реактивной поведенческих культур в предпраздничный день.

Тема 2. Национально-культурный этикет этносов «моноакивной» и «реактивной» культур («протестантский» вариант): сравнительный анализ.

Базовые ценности этносов – основные параметры сравнения этикетов этих этносов «моноактивной» (датчане, норвежцы, немцы, швейцарцы, австрийцы, североамериканцы (США, Канады) и «реактивной» культур (финны, шведы, британцы, австралийцы, новозеландцы).

Семинар (№1, п.2). Культурные горизонты этического сознания этноса и их соотнесение с НКЭ.

Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры (по Р.Льюису), их психологические аспекты.

Тема 3. Национально-культурный этикет финнов и шведов.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания финнов. Природная скромность и нелюбовь к саморекламе. Презрение к многословию. Внутреннее желание избавиться от своих долгов. Ориентирование на энергичные действия, на творчество, независимость в суждениях. Не «хотят терять лица», как и японцы. Гибкость в деловых отношениях. «Слушающая» культура финнов – помеха в переговорах.

Шведский этикет.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания шведов, их ценности.

Развитое чувство национального самосознания. Умеренность, классовое сознание, слава и богатство, религия. Чувство самообладания, настрой на дружеские взаимоотношения. Сильное чувство социальной справедливости. Честность и надежность. При иерархии должностей не отдают приказов. «Женственное» общество. Особенность культуры застолья.

Тема 4. Национально-культурный этикет англичан и австралийцев.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания англичан. Отношение к «иностранцам». Противоречивость устремлений, значимость обычаев и традиций. Умеренность, «правила игры», здравый смысл, склонность к пуританству, к клубному обществу, к трем «средним классам»; место и роль в жизни «исключительно своих дел», стоицизма, традиционно английской семьи. Детский кодекс примерного поведения. Формулы вежливости. Английское чаепитие и «настоящая еда». Крикет – игра-проверка английской воспитанности. Театральность бесед англичан.

Этикет австралийцев.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания австралийцев. Индивидуализм, особые отношения к Британии. Синдром «маленького человека» и его моральные устои. Ненормальное поведение «ОЗЗИ» (неофициальное самоназвание австралийцев). Английские манеры по-австралийски. Классовость общества, исходя из свойств характера.

Взгляд на состояние, успех, социальный статус и на приятное времяпрепровождение. Вода, пиво, дорожные происшествия и телевидение, как навязчивые идеи. Развлечения, азартные игры и отпуска в жизни австралийца. Английская культура питания. Иерархия в бизнесе.

Тема 5. Национально-культурный этикет датчан.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания датчан. Главная миссия датчан – помочь всему миру увидеть чудесную Данию. Прогресс с помощью коллективизма. Чувство социальной ответственности, личной ответственности. «Уютное» отношение людей друг к другу, «уютное» проведение времени. Кодекс всеобщей комфортности.

Жизненные ценности. Счастливые семьи. Кодекс одежда, тосты, приветствия, «холодный стол». Юбилеи.

Тема 6. Национально-культурный этикет немцев.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этикета немцев. Экономические успехи Германии и черты немецкого национализма. Чувство порядка, солидности, правил для всех.

Доказательство – способ изменить точку зрения. Иерархический этикет. «Жесткое» отношение по времени. Очередность действий. Одержимость завершением цепи действий. Рационализм. Формализованность встреч. Чувствительность к критике в свой адрес.

Семинар (№2, п.1). Культурные горизонты этического сознания и поведение, манеры, обычаи, традиции скандинавов, англичан, немцев, американцев, австралийцев.

Культурные горизонты этического сознания и поведение, манеры, обычаи, традиции шведов, датчан, немцев.

Тема 7. Национально-культурный этикет американцев.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания американцев. Дух закоренелого индивидуализма, дух самой лучшей и самой сильной страны, чувство видеть во всем светлую сторону. Нацеленность на самосовершенствование с детства, на развитие чувства собственного достоинства. Отношение американцев к идеям об антиамериканских заговорах и к насмешкам по поводу цвета кожи, вероисповедания и национальности.

Оптимистические навязчивые идеи. Помыслы, составляющие Американскую Мечту. Мысли американцев о их роли в мире, об образе своей жизни, о семье и детях, мечты о том, кем стать.

Отношение к проблемам секса, к хорошим манерам, к курению, к использованию времени, к еде и напиткам. Американский завтрак. Отношение к внешности и гигиене, к здоровью и системе здравоохранения, к знанию законов, к наркотикам, к автомобилям.

Взгляд на работу, взаимоотношения на работе, на деловой этикет.

Практическое занятие (п.з. №3). Сравнительный НКЭ шведов, датчан, немцев, англичан, австралийцев, американцев.

1)Сравнительный речевой этикет, мимика, жесты. Сравнительная организация пространства и сравнительная этикетная атрибутика.

2)Этикетные ситуации: повседневное общение, прием гостей, застольный этикет.

Тема 8. Национально-культурный этикет европейских присредиземноморских и романоязычных этносов Американского континента «полиактивной» и «реактивной» культур («католического», «греко-православного» и «иудаистского» вариантов): сравнительный анализ.

Базовые ценности – основные параметры сравнения этикета французов, итальянцев, испанцев, португальцев, греков, израильтян, аргентинцев, мексиканцев, венесуэльцев, чилийцев, бразильцев и других народов.

Тема 9. Национально-культурный этикет французов.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания французов. Французы убеждены в собственном превосходстве – общественном, моральном и индивидуальном – над всеми остальными народами мира, но последних они не презирают, а жалеют. Верят в свою миссию цивилизовать Европу. Привлекательность живого трепета жизни, ее блеска и красоты. Экспериментаторы по природе и философы. Любовь к своим корням, снобизм, стиль. Неписанные правила.

Деловиты, рациональны. Отношение к своим достоинства., Знают, что им нужно. Стремление все делать правильно. Масштабность мышления.

Самоуверенность и сила воображения. Отношение к порядку в мире. Позиции бюрократии и значимость связей. Вопрос об изысканной трапезе. «Хождение вокруг да около». Традиционность. Культура семейной жизни. Семейная трапеза.

Тема 10. Национально-культурный этикет итальянцев.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания итальянцев. Нация почти без самосознания. Негативное отношение к шовинизму и милитаризму. Сторонники компромиссов. Позитивное отношение к богатым и бедным иностранцам. География «сортности» итальянцев. Артистичность в поведении. Внимание к внешнему виду. Радостное отношение к жизни. Веселье, как феномен. Статус. Искусство устраиваться. Подарки. Воспитанность итальянцев, их манеры.

Семья – главная ячейка общества. Дружба по-итальянски. Идеи: перехитрить других итальянцев, уклониться от налогов. Главное – безопасность. Любовь по-итальянски. Манеры поведения мужчин и женщин. Развлекаться все время. Помешанность на еде и на здоровье. Работа по-итальянски. Протекция, торговля услугами и благами – часть деловой культуры.

Тема 11. Национально-культурный этикет испанцев и латиноамериканцев.

1)См. основные позиции характеристики и содержания НКЭ в Теме 1.

2)Культурные горизонты этического сознания испанцев. Особенности патриотизма и региональной культуры. Семья и дом – первостепенная ценность. Отношение к детям и старикам. Состояние и успех – главные ценности. Праздники и «Пасео»-прогулка. Имена и фамилии. Рождение, брак и смерть в жизни испанца. Коррида, как феномен.

Пренебрежительное отношение к дорожным правилам. В разговоре нет запретных тем. Секс – везде. Искусство комплимента.

Планирование в испанской жизни. Ужин в ресторане. Испанский костюм. Любимые занятия – сиеста, лотерея.

Терпение в деловых переговорах. Родственные отношения, дружба и преданность – основа удачного бизнеса. Четыре категории конкурентов, клиентов или коллег.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: