Человек и культура-феномен




МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЩЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Человек в культуре-феномене

Методические материалы по философии для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения

 

МОГИЛЕВ 2007

 

УДК №341

ББК 67

С

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры ГД

Протокол № 4 от 06.12.2006 г.

 

Составитель:

доц. В.Л. Рожковский

 

 

Рецензент:

доц. Ю.В. Аленькова

 

 

Методические материалы предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине «философия». Содержание материалов относится к разделу 3, теме 12 типовой Программы: «Проблема человека в философии и науке».

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется знакомство с приведенной в конце текста литературой.

 

 

УО «Могилевский государственный

университет продовольствия», 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………4

1. Человек и культура-феномен …..………………………………..4

2. Дар данайцев……………………………………………………….5

3. «Бог умер?» ………………………………………………………..6

4. Самое холодное из чудищ ………………………………………..6

5. «Триумф гуманизма».……………………………………………..8

6. Крест для распятия ………………………………………………..8

7. Русский выход …………………………………………………….9

8. Еще не принятое решение ………………………………………...9

Заключение ………………………………………………………..10

Список используемой и рекомендуемой литературы …………..11

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Пожалуй, нет более «пострадавшей» темы в философии, чем проблема человека. О чем бы речь ни зашла, будь то природа, общество, культура, познание, в конечном счете, в центре рассмотрения всегда оказывался человек. Методические материалы, предлагаемые Вашему вниманию, не избежали этой напасти. Несмотря на то, что в них внимание сосредоточено на культуре, как среде обитания человека, в центре внимания все же мы с Вами, наше повседневное существование, на которое мы обречены и с которым смирились. Основная тема: кто есть Мы в свете существующей культуры-феномена?

Что такое феномен и культура как феномен? Феномен – это нерасторжимое единство познавательных актов (ноэзис) и предметного содержания мысли (ноэма). Другими словами, это мир в свете сознания, осмысленный мир, мир, который обыденное сознание считает миром самим по себе. Что такое «мир сам по себе», мы понятия не имеем, так как нам знаком только осознанный нами мир, мир в человеческом измерении. Дух, мышление – условие как феномена мира, так и культуры. Культура в самом широком смысле совпадает с феноменом.

Вашему вниманию предлагается подход к проблеме и ее решение, которые Вы можете разделять или оспаривать. Цель материалов не в навязывании Вам каких-то определенных представлений, а в побуждении к самостоятельному размышлению.

Человек и культура-феномен

Культура-декорация, очерчивая и отграничивая сценическое пространство, определяет персонажи и прописывает сценарии жизни, с ее смыслами, целями и устремлениями. Замысел культуры-сценариста - благо или зло? Ведь от нее, от среды обитания нет спасения.

Наша среда обитания – это не столько естественный мир, на котором лежит печать физического труда, сколько духовный мир (мир в свете сознания), включающий в себя и природу как часть себя.

«Труд создал человека», общепринятое положение, но требующее уточнения. Ч то это, собственно говоря, за труд, на что направленный и чем обусловленный? Устоявшееся представление: это деятельность с использованием орудий труда, продиктованная инстинктом самосохранения и направленная на природу с целью приспособления ее к своим нуждам. В ходе такого труда сформировалась материальная и технологическая среда обитания человека, а над ней - духовный мир, как эпифеномен. *

С другой точки зрения, – это такая деятельность, которая изначально выходила за рамки природной необходимости и была направлена на овладение самим собой, своим телом и мозгом. Итог такого труда – язык и разум, мышление –

__________________

* Эпифеномен – побочное явление, сопутствующее другим явлениям.

 

отличительные черты человека, предпосылки и результат сугубо человеческой

среды обитания, культуры. (5, 16)

Многие животные приспосабливают природу к себе, пользуются орудиями, коллективно охотятся, но в таких способах жизни нет ничего человеческого. И, напротив, дикари, не знающие европейского стыда, живущие в «первозданной природе», использующие примитивные орудия, относятся к человеческому роду. Поскольку они пользуются языком, изобрели традиции, обычаи, приносят жертвы, имеют (хотя бы и иллюзорные, с нашей точки зрения) представления о себе и мире.

Мир в целом как феномен - это и есть культура в самом широком смысле, т.е. нечто имманентное духу, с ним нераздельное. Дух, мышление логически первично по отношению к смыслу мира-культуры, к феномену. (1)

Внутри же феномена мира мы встречаемся с культурой в более узком смысле слова, с духовно-социальным миром, которому противостоит природа. Стоит нам при этом впасть в наивный реализм (природа – мир сам по себе) и в натурализм (дух, мышление – особая реальность, противостоящая природе), как перед нами вырастает дуализм со своим вопросом: «Что первично - дух или материя, природа?» Философский натурализм считал его не только своим «основным вопросом», но и проблемой всей прошлой, настоящей и будущей философии.

Культура в широком и узком смысле – это результат деятельности человека, направленной на себя. В творении запретов, культов и пр. (технологий очеловечивания) рождался дух и его формы (чувство, воображение, воля, мышление). Дух созревал в мифотворчестве. Первоначальный синкретизм (слитность, неразделенность) духа сказался на мифе, феномене мира. Он объемен, «шарообразен»; человек в его границах целостен, многомерен, глубок. «Зрелый» же, расчлененный дух в качестве своего коррелята имеет распавшийся мир, распавшуюся культуру, культуру сечений, плоскостей, параллельных миров, которым соответствует человек-профиль, человек без глубины. Проекция чувства и воображения – искусство и мистика. Воля, направленная во вне, – государство, экономика; на себя – религия, мораль. Проекция мышления – философия, наука. В мире сечений нет места целостному человеку, его духовные потенции распределены между людьми, социальными слоями. Одни мыслят, другие творят и фантазируют, третьи являют волю, правят другими или одерживают победу над собой.

 

2. Данайский дар*

Данайские дары предков - это, прежде всего, присущий культуре зарождения дух жертвенности, как следствие самоограничения и подчинения себя плодам фантазии и воображения. Второй подарок - осколки духа и руины феномена мира-мифа. Новые срезы жизни, сохраняя и зачастую усиливая дух

жертвенности, утверждались в борьбе с устоявшимися способами жизни через

____________________

* Троянский конь. Дар, гибельный для тех, кто его получил.

 

несчастье, гонения и смерть человека. (Миф - философия, яд для Сократа; религия - наука, костер для Дж.Бруно и т.д.) Сечения внутри себя порождают не менее ожесточенную борьбу, мучения и смерть. Религия и крестовые походы, костры инквизиции, Варфоломеевская ночь. Государство и бесконечные внешние и внутренние войны, революции. Идеология и «враги народа», «столкновение цивилизаций», современные крестовые походы за веру, демократию, за национальную самобытность и пр.

Одним словом, культура - ядовитый плод духовного творчества. Собственные изобретения, способы жизни, «технологии очеловечивания» для человека и опасны! То, что делает человека человеком, ему же и угрожает! Имеющаяся культура не гарантирует выживание человека (7, 8, 9) и мало пригодна для нормальной жизни.

 

Бог умер?»

Внутри феномена мира человек видел для себя угрозу лишь в природе, которую считал своим долгом «покорить», но не посягал на метафизический мир, на «бытие», бога, законы и пр. «Бог умер» Ф. Ницше, пожалуй, один из первых вызовов тирании «плодов» духа. Тому положению дел, когда продукты страха, избытка фантазии и интеллекта, «опредметившись», поработили своего создателя, поставили под вопрос само его существование. Философ полагал, чтобы сохранить род людской, человеку следует стать львом и бросить вызов всем прежним ценностям, культуре. Наконец, стать ребенком и в своей свободе творить новый смысл, новую среду обитания, пригодную для жизни.

Но, как и предвидел «антихрист», его идеи – это идеи «для всех и ни для кого». Тем не менее, теоретическая победа над прежней метафизикой и бытием одержана (1, 15). Но успех мысли пока не отозвался глубокими психологическими и практическими сдвигами. Нужно время. Современный же мир (и человек), словно верблюд, тащит на себе прежнюю ношу, которая грозит его доконать. Не зная, что делать и истощив себя абсурдом, человек озабочен лишь тем, что латает ветхое небо древнего Адама, реанимирует прежние формы жизни. А культура по-прежнему обрекает каждого из нас на «подвиг мученичества», на свой крест, на верблюжью долю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: