Научные основы методики обучения грамоте




1. Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.

2. Речевая деятельность и речевые навыки.

3. Лингвистические основы методики обучения грамоте.

4. Психологические основы методики обучения грамоте.

5. Педагогические требования к обучению грамоте.

Методика обучения грамоте — прикладная наука, в ней боль­шую роль играет практика. Высокая точность ее практических вы­водов и рекомендаций обусловливается и обеспечивается разрабо­танностью ее системы исследований. В процессе исследовательской деятельности применяются в единстве теоретические и эмпиричес­кие методы исследования. Теоретические методы:

1) изучение методологических основ (например, связи мыш­ления и речи, если необходимо найти оптимальные пути разви­тия речи);

2) изучение «истории вопроса», т.е. изучение и анализ пре­дыдущего отечественного и зарубежного опыта по данной ме­тодике;

3) изучение вопросов современного науковедения, опыта ис­следовательской работы ученых;

4) анализ и обобщение материала, полученного эмпиричес­ким путем, т.е. в результате наблюдений, изучения опыта учите­лей, эксперимента.

Эмпирические методы:

1)изучение опыта учителей в целях обнаружения, обобще­ния, оценки и распространения того нового и ценного, что появ­ляется в процессе творческого труда школьного учителя;

2)целенаправленные наблюдения над процессом обучения, т.е. протоколирование уроков, ответов учащихся и их рассказов, веде­ние магнитофонных записей и видеозаписей, изучение письмен­ных работ учащихся;

3)эксперимент — самый распространенный метод в развитии методики, который предполагает дедуктивный путь поиска исти­ны (выдвижение гипотезы, создание искусственных условий обу­чения, отличающихся от традиционных, организация обучения в нескольких классах параллельно, проверка и анализ результатов обучения в сопоставлении с контрольными классами, работающи­ми по традиционной методике).

В результате многолетних исследований появилась современная методика обучения грамоте, предусматривающая на основе аналитико-синтетической работы формирование элементарных навыков чтения и письма, а также обеспечение интенсивного речевого раз­вития учащихся. Обучение грамоте носит воспитывающий и разви­вающий характер, учитывая новейшие данные лингвистической, педагогической и методической наук.

Главными объектами методики обучения грамоте стали рече­вая деятельность и речевые навыки.

2. Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Речевое общение осуществляется с помощью языка, т.е. выступает в качестве средства речевой деятельности.

Выделяют 4 вида речевой деятельности:

- говорение;

- слушание;

- чтение;

- письмо

 

Любое речевое действие предполагает наличие нескольких ком­понентов:

а) того, кто обращается с речью;

б) того, кому адресуется высказывание;

в) потребности (мотива): у одного — обращаться с речью, а у
другого — воспринимать ее.

В связи с этим ребенка следует научить, как можно лучше вы­полнять каждую из этих ролей, успешно меняться ролями. С при­ходом в школу перед детьми стоит задача: научиться читать и пи­сать (формы письменной речи), продолжать учиться говорить и слу­шать (формы устной речи). Речевая деятельность невозможна без потребности (мотива). Прежде чем высказаться, человек отвечает на вопросы: кому говорить? для чего говорить? как говорить? о чем говорить? Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте) должно строиться так, чтобы рече­вая деятельность школьников была вызвана близкими и понятны­ми мотивами и потребностями:

—прочитать отгадку к загадке;

—узнать, что написано под картинкой;

—прочитать слово, чтобы услышали товарищи;

—узнать букву, чтобы прочитать слово;

—записать слова, отгадку к загадке и т.д.

Обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: живые беседы, рассказы, наблюдения, отгадывание загадок, пересказ, декламацию. Эти виды работы спо­собствуют созданию речевых ситуаций, осмысливанию процессов чтения и письма и формированию речевых навыков — навыков чтения и письма.

Информация, которой человек пользуется в своей деятельнос­ти, закодирована, т.е. каждой единице значения соответствует ус­ловный знак, или кодовая единица. В русской речи используется звуковой код, или наш звуковой язык, в котором значение слова закодировано в определенном наборе звуков речи; на письме ис­пользуется буквенный код, в котором буквы соотнесены со звука­ми устного кода. Переход с одного кода на другой называется пе­рекодированием.

Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (пись­менных) знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Перекодировка является главным предметом методики обуче­ния грамоте. Прямая перекодировка (письмо) и обратная (чтение) должны перемежаться и идти параллельно.

3. Русское письмо — звуковое (фонемное). Это значит, что каж­дому основному звуку (фонеме) в графической системе языка со­ответствует свой знак — буква (графема). Поэтому методика обу­чения грамоте основывается на фонетической и графической сис­темах (фонетика и графика).

Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами) и ка­кие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в слабых позициях).

В современной школе принят звуковой метод обучения грамо­те, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, син­тез, усвоение буквы и процесс чтения.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. По­этому в современной методике обучения грамоте действует прин­цип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как единицу чтения. От­крытые слоги характерны для русского языка. Построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.

Слог представляет собой несколько звуков, произносимых од­ним выдыхательным толчком. Основой слога является гласный звук. Структура слога может быть различной: СГ (открытый), ГС (зак­рытый), типа СГС, а также эти же типы со стечением согласных: ССГ, СССГ и др. (С — согласный, Г — гласный).

Овладение правилами графики — необходимое условие письма, но недостаточное. Живые фонетические процессы приводят к тому, что между словом, произнесенным и написанным, часто возникает несоответствие. Это происходит в тех случаях, когда фонемы находятся в слабых позициях. Для обозначения буквой звука слабой по­зиции нужно определить, к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать его. Буква для звука, соответствующего силь­ной позиции фонемы, выбирается по правилам графики. Для звука же, представляющего слабую позицию фонемы, — по правилам ор­фографии.

Основой обучения чтению также является орфоэпия, нормы которой детям запомнить сразу, а тем более выполнять трудно. По­этому на начальных этапах рекомендуется двоякое прочтение: орфографическое, а затем орфоэпическое.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые слу­чаи пунктуации: точку, вопросительный и восклицательный зна­ки, запятую, двоеточие, тире.

4. Чтение и письмо — сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может ох­ватить зрением значительную часть текста (2—3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам.

«Поле чтения» начинающего читателя ограниченно: он охва­тывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать, нередко нужно сравнить ее с другими. Прочтение буквы вызывает у ребенка же­лание сразу назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памя­ти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то со­четание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности.

Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строч­ку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повто­ряет слоги или слова по два и более раза. Иногда младший школьник пытается угадать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения».

Письмо — сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклас­сника этот процесс распадается на множество самостоятельных дей­ствий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспом­нить образ письменной буквы, соответствующей звуку или печатной бук­ве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физи­чески. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными уп­ражнениями.

Успешное обучение чтению и письму требует большой и сис­тематической работы по развитию фонематического слуха, т.е. уме­ния различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии ор­фографических навыков. Развитию фонематического слуха способ­ствуют звуковой анализ слов, установление последовательности зву­ков в слове, упражнения в слушании, слышании и «узнавании» фонемы в сильной и слабой позиции.

Психологическое изучение процесса чтения и письма начина­ющего показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать звуки, произно­симые учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием и прислушиванием к нему. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом. Учи­телю необходимо упражнять детей в правильном произношении по слогам слов при их составлении и написании. Ребенок должен на­учиться проговаривать каждое слово по слогам, одновременно при­слушиваясь к его звучанию, стремясь уловить каждый звук слова и порядок звуков.

5. Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям уча­щихся.

Внимание первоклассников отличается неустойчивостью, ко­лебанием во время урока, ребенок еще не умеет его концентриро­вать или распределять.

Отличительная особенность памяти ребенка — преобладание наглядных образов над словесными, поэтому словесный материал запоминается им механически и без осмысления.

Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего его смысл, а не состав. В первые недели ребенок часто смешивает понятия «слово», «слог», «звук», «буква»; путает буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию.

Первоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное мышление практически отсутствует.

В связи с этими особенностями психических процессов обуче­ние грамоте организуется с помощью приемов и методов, помога­ющих реализовать принципы доступности и посильности, нагляд­ности и индивидуального подхода. Важное место на уроке занима­ет игра.

Сформулируем основные педагогические требования к процес­су обучения грамоте.

1. В начале каждого этапа урока учитель сообщает детям, что они будут делать и зачем, а по окончании работы оценивает, что и как сделали.

2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими фразами.

3. Преобладает общеклассная форма работы.

4. На уроке чтения большую часть времени дети должны чи­тать, а на уроке письма — писать.

5. В течение урока необходимо чередовать разнообразные виды дея­тельности учащихся.

6. Наглядные пособия, дидактический материал, игровые за­дания должны использоваться в такой мере, чтобы обучение было доступным и интересным, но не перегружало внимание учащихся.

7. Планируя работу, необходимо учитывать подготовленность всего класса и отдельно каждого ученика (группы учеников).

Успех организации обучения грамоте зависит от того, насколько учитель владеет лингвистическими знаниями, учитывает требова­ния психологии и педагогики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: