ИЗРАЗЦЫ
Литература.
1.Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. -М.; «АСТ-ПРЕСС»1997, с.94-95.
2.Брайан Сентенс Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира. М.;АСТ АСТРЕЛЬ, 2005, с.151-152.
3.Маслих С.А, Русское изразцовое искусство XV-XIX веков М.; Изобр. Ис-во, 1976.
Слово «изразец» произошло от «изрезать». Это «то, что вырезано, обработано». Раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы.
Применение.
1.Керамическая поверхность изразцов прочна и влагоустойчива, они легко моются и поэтому идеально подходят для кухонь и ванных комнат. Изразцы были характерной чертой исламских купален еще задолго до того, как европейцы стали задумываться о гигиене. В основном бело- синие делфтские изразцы, производившиеся в Нидерландах, использовались для облицовки кухонь.
2Поскольку глина выдерживает высокие температуры, изразцы хороши и в оформлении каминов и печей; на Руси делались печи с изразцовыми лежан ками — излюбленными местами обитателей дома.
3. Облицовка стен помещения изразцами способствует сохранению в нем прохлады; так, в исламском мире изразцы в большом количестве встречаются в оформлении интерьеров дворцов и мечетей.
Виды.
Терракотовые изразцы
Римляне выкладывали терракотовыми изразцами полы, поскольку они впитывали в себя тепло проложенной под домами отопительной системы. Перед обжигом эти изразцы выставлялись для просушивания на солнце; на многих из них видны отпечатавшиеся в сырой глине следы детских ног или куриных лапок. Глиняные изразцы, часто выкрашенные в черный и красный цвета, в Британиии называются quarry- производное от старого английского слова, обозначающий квадратный изразец или каменную плиту. Средневековые европейские изразцы были украшены геральдическими изображениями: в глину вдавливалась модель с углубленным узором, и получившееся изображение заполнялось конрастным ангобом. Такие изделия стали необычайно популярны в Х1Х веке, когда рисунок отпечатывался на обоженном изразце.
|
В Русской архитектурной керамике Изразцы без поливы из-за красного цвета обоженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутой в специальной деревянной форме. Красота изразцового убранства во многом зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен и былин, реальные фантастические животные, персонажи славянской мифологии, среди которых чаще встречались Алконост -птица радости и Сирин — птица, символизирующая печаль, мотивы о легендарном Александре Македонском, о штурме града, о семиглавом драконе и чадолюбивом пеликане, кормящим птенцов собственным мясом.
Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и, в конце концов, могли стать совсем черными. Чтобы избежать этих недостатков, в ХVII веке рельефные изразцы стали покрывать защитным слоем — глазурью. Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью.
Одетая поливными изразцами, печь не только была украшением жилища, но и намного лучше обогревала его, поскольку изразцовая облицовка увеличивает теплоотдачу.
|
Глазурованные изразцы, популярные из-за легкости мытья и использования производились в течении многих веков и украшались во всех известных техниках. В настоящее время миллионы экземпляров создаются с печатными рисунками, позволяющими тиражировать как древние, так и современные изображения.Зародившись на Среднем Востоке, техника изготовления глазурованных изразцов была занесена мугалами в Индию, маврами в Испанию и турками-османами — в Восточную Европу. Наиболее популярным стилем изразцовой росписи был стиль,разработанный в конце XVI века в Изнике, западная Турция, отвечавшая интересам правителей Османской империи. Он испытывал влияние сине-белой китайской керамики и сочетал в себе элементы композиций времени династии Мин и турецкие мотивы с лиственными орнаментами, тюльпанами, выполненные в технике подглазурной росписи синим, бирюзовым, зеленым и красными цветами.
Многоцветье в архитектуой керамике заявило о себе в Москве в середине X VI века, когда на некоторых Московских соборах, а также в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.(Ныне Собор Василия Блаженного- чудо каменный цветок собор Покрова на Рву)
В конце х1х века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник М.Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по его искизам и при непосредственном участии были построены замечательные печи — истинные произведения декоративно -прикладного искусства. Отдал дань изразцовой отделке печей и художник С.Малютин, по эскизам которого были посроены печи в усадьбе Талашкино Смоленской области..
|
Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением как в общественном здании, так и всовременной квартире.
Расположение изразцов.
Плоские изразцы, украшеные самостоятельным изображением, располагаются беспорядочно и независимо друг от друга в какой-либо поверхности; другие же в совокупности составляют целые изразцовые панели. Это может быть бордюр из помещенных в ряд изразцов или же паннно, где каждое изделие содержит фрагмент общего изображения. Наиболее эффективны изразцовые панели, например, с изображением религиозных сюжетов в Южной Испании, составлены из нескольких отдельно изготовленных изразцов.
Лепка глиняной модели.
Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы, то теперь керамисты стали отливать их из гипсапо вылепленным из глины моделям.,е При осторожном обращении с гипсовой формой в ней можно отформформовать до двухсот изразцов. С 95-
1. лепка плинтуса, основания. Квадрат 15*15(с учетом камеры муфельной печи)
2. верхнюю грань выровнять правильцем, вырезанным из листового материала.
3. Лепка производится пальцами, стеками.
Рис1. На выровненную поверхность плинтуса нанесите острым кончиком стеки контурный рисунок рельфа.
Рис2. Вдоль контуров проложите на высоту предполагаемого рельефа скатанные из глины жгуты или нарезанные из пластины брусочки.
Пролепите пальцами каждую деталь рельефа.
В завершении работы выгладите поверхность модели тряпочкой или губкой, смоченной водой.
Изготовление гипсовой формы.
Готовую модель разместите в деревянной опалубке и залейте гипсовым раствором(рис2.1). Его готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды. В гипсовку, сделаную из половинки резинового мяча влейте вначале воду, затем, помешивая всыпайте постепенно гипс.
Текучесть гипса сохраняется 2-3 мин. Через15-20 мин. Окончательно затвердевает. Поэтому работать нужно четко и быстро.
Смочите глиняную модель чистой водой из пульверизатора до появления легкого блеска. Нанестие на нее тонкий слой гипса, внимательно следя за тем, чтобы все участки поверхности модели были полностью закрыты. Затем, вылейте оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев.
Как только гипс затвердевает снимите опалубку и просушите гипс вместе с глиняной моделью в течении нескольких часов.
При всахании глина уменьшается в объеме и легко отделяется от гипса.Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму промойте чистой водой и окончательно просушите.
Формовка Изразцов.с.98
Отформованные изразцы сушат, а затем обжигают и расписывают.
Глазурь
Глазурь во время обжига в печи затвердевает и покрывает керамическую поверхность гладким стекловидным слоем. Глазурованные сосуды водонепроницаемы и легко чистятся. Глазурированием достигают различных декоративных эффектов.
История с. 104, 105, 106-107 нанесение глазури108-109 подглазурная роспись., 114- 115глазурь, заглушенная оксидом олова,116-117 майолика, изделия покрытые люстром.-120-121скан.
Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали покрывать их тончайшим слоем стекла — так называемой поливой, или глазурью. Под тончайшим слоем глазури краски и ангобы становятся более сочными и яркими, а само изделие приобретает более нарядный вид. Для получения самой простой и дотупной глазури обычно испол.ьзуют толченое бутылочное стекло. Предварительное дробление стекла выполняют следующим образом. Осколки бутылки нагревают на огне, а затем бросают в посудину с холодной водой. От резкого изменения температуры стекло покрывается множеством мельчайших трещин.Достаточно слегка постучать по нему каким-либо металлическим предметом, чтобы оно рассыпалось на мелкие осколки. Осколки стекла толкут в ступке или в какой-нибудь металлической посудине с толстыми стенками, в руковицах и в защитных очках.Чтобы стекло не разлиталось при ударах, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку ставят на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толочь стекло надо до тех пор пока оно не станет белым, как мука.Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани(например от старого чулка). Постоянно помешива, стеклянный порошок высыпают медленно в посуду с жидким крахмальным клестейром(вместо клейстера можно использовать слабый раствор силикатного или канцелярского клея.) Как только клей приобретет консистенцию жидкой сметаны, глазурь готова к употреблению.Глазуровать можно как нерасписанные(терракотовые) изделия так и расписанные подглазурными красками и ангобами. Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так например. Для подкрашивания глазури, также как и ангобов, используют оксиды хрома, дающие зеленый цвет, меди -бирюзовый, кобальта -синий и железа -желтый и красно-коричневый.
После того как глазурь высохнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей выгорает, а частички стекла оплавляются тонким слоем.
В качестве имитации глазури можно использовать мебельный бесцветный нитролак НЦ-222 или лак с золотистым оттенком НЦ -228.Чтобы получить цветную глазурь можно подкрасить пастой из шариковой авторучки. Добавив в нитролак зеленую пасту, имитируют зеленую глазурь «мураву». НА печные изразцы можно нанестимебельный масляный лак. Он хорошо выдерживает высокую температуру, возникающую во время топки на облицовке печи. Такой лак можно подкрасить масляными красками..
Вместо глазури можно использовать силикатный клей(жидкое стекло), силикатный клей можно подкрашивать акварельными красками и цветной тушью.
программа по академической скульптуре.раздел Художественная керамика.
Содержание задания | Количество часов | примечание | |
Общие сведения о керамике. Виды.Классификация керамических изделий. Исторический обзор:Изделия греческих мастеров.Керамика в Китае. Керамика Арабского халифата, Средней Азии. Персии.Керамические изделия древнего средневекового Татарстана.Керамика России | Филимоновская,Дымковка, Абашевская.-эл.вариант.библиотека КИИД. | ||
Испано- мавританская керамика.Люстровые изразцы.Итальянская майолика «Фаянс». Майолика в европейских странах. Дельфтский фаянсXVII.Голландия. | |||
Керамические изделия в творчестве скульпторов, художников ДПИ Татарстана- Шебуева, Зиминой Л.А,Нигматуллиной Р.Х, НигматуллинойМ. В., Кривошеевой Т.Н, Адыловой Н. И, Гариповой Л,Ф, ЗакировойР., Хакимовой Р.Ф.,Хакимова В.М., Махинина А.Ю., Латыйпова Х. | |||
Мастерские художественной керамики. Инструменты и оборудование.Подготовка глиняного теста. Ручная лепка сосудов.Формовка на болванках.Изделия из пластов глины. Отливка и прессование в формах. | |||
Дообжиговое декорирование.АппликацииГравировка.резьба, ажурный декор. Тиснение,рельефная роспись шликером,полировка.Глазурь. | |||
Способы лепки игрушки.Скульптурный, конструктивный, из пластов глины. | Лепка сувенирной игрушки из пластов глины «Гостеприимная», обжиг, декорирование- роспись акриловыми красками | ||
Разработка представительской сувенирной продукции.Авторская керамика | Эскизирование, нахождение образа, формы.изготовление, обжиг, декорирование | ||
копирование рельефных изразцов. Русское изразцовое искусство. | 4ч 4ч | Раздаточный метод материал на выбор студента. | |
Создание авторского изразца.Проект изразцового камина в интерьере. | .Задачи: в стиль интерьера подобрать форму камина и облицовать ее авторским изразцом. | ||
Изготовление осветительных приборов.Подсвечники, фонари | Подготовка к выставке «Челнинский сувенир.» | ||