Остановиться и сосредоточиться




Table of Contents

Введение

Часть I. Ваши внутренние ресурсы

Глава первая. Любознательность

Глава вторая. Открытость

Глава третья. Чувствительность

Глава четвертая. Парадоксальность

Глава пятая. Самоистория

Часть II. Пять ключевых процессов

Глава шестая. Постоянно идти домой

Глава седьмая. Овладеть нарративом

Глава восьмая. Остановиться и сосредоточиться

Глава девятая. Импровизировать с миром

Глава десятая. Вдохнуть жизнь

Послесловие

Благодарности

Примечания

Об авторах

Dr. Bob Deutsch
with Lou Aronica

The 5 Essentials

Using Your Inborn Resources to Create a Fulfilling Life


Боб Дойч
при участии Лу Ароники

Найти себя

Как выйти за рамки стереотипов и обрести свой путь

Издательство
«Манн, Иванов и Фербер»

Информация от издательства

Издано с разрешения Hudson Street Press, a division of Penguin Group (USA) LLC и литературного агентства Andrew Nurnberg

На русском языке публикуется впервые

Дойч, Б.

Найти себя. Как выйти за рамки стереотипов и обрести свой путь / Боб Дойч при участии Лу Ароники; пер. с англ. Василия Горохова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

ISBN 978-5-00057-133-0

Эта книга опытного антрополога и когнитивного нейробиолога Боба Дойча предлагает вам способ жить яркой жизнью, максимально используя свой потенциал и воплощая свою самую истинную суть. Этот способ — найти в самих себе пять внутренних ресурсов: любознательность, открытость, чувствительность, парадоксальность и вашу уникальную самоисторию. Вы получите больше удовлетворения, больше чувства достижений и больше радости, если включите все имеющиеся у вас ресурсы на полную мощность.

Чтобы почувствовать себя на вершине мира, не обязательно его покорять — достаточно лишь найти путь к себе.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев автор­ских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Bob Deutsch, 2013 All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition is published by arrangement with Hudson Street Press, a member of Penguin Group (USA)

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Памяти Германа, Мюриель, Перл, Милтона и Молли

Покажи нам работу гения над ошибками и удивительные творческие порывы простых работящих людей. Объясни нам на нашем собственном опыте силу восторга и терпения, отваги и смирения, благодаря которым люди творческие с каждой новой мыслью прорываются сквозь границы прошлого.

Роберт Грудин. The Grace of Great Things

Введение

Кто ваш любимый литературный персонаж? Думаю, даже если вы не читаете много художественных книг, несколько героев найдется. Может быть, это сильная Джейн Эйр? Или ловкий Гекльберри Финн? Может быть, умная и целеустремленная Гермиона Грейнджер из романов про Гарри Поттера? Или дьявольски упорный Вот-так-Сэм из книги Green Eggs and Ham («Зеленые яйца и окорок»)[1]? Все они находят отклик в нашей душе, потому что это невероятная, фантастическая, преувеличенная версия нас самих. У них великие истории.

Может быть, иногда вы размышляете — каково это: быть слепленным из такого теста, иметь такое значение, такое влияние на мир. Каково это, когда жизнь красочна и осмысленна, как у великого литературного героя?

Возможно, самое время ответить на этот вопрос. Потому что внутри вас есть все, чтобы сделать историю великой, осмысленной и вечно живой — быть Гермионой и Гекльберри в своем мире и мире людей вокруг вас. Много давать и жить по полной программе. Я проведу вас по страницам этой книги, и вы увидите, что все необходимые ресурсы уже в вашем распоряжении. Я изучал это всю свою жизнь, знаю, что это правда, и готов поделиться с вами своими открытиями.

Жизнь в поисках сюжета

Я работаю в области когнитивной нейробиологии и антропологии, поэтому изучение человеческого поведения для меня обычное дело. Я изучал шимпанзе и дописьменные племена, наблюдая, как они пользуются инструментами и ритуалами, чтобы влиять на свой мир. Я провел обширное исследование нас, современных людей, в разных странах: как мы получаем доступ к концептуальным ресурсам, чтобы определять и переопределять самих себя. Меня бесконечно восхищает, как люди используют то, что внутри и вокруг них, чтобы удерживать, а иногда и расширять свое смысловое поле. Я наблюдал за людьми, десятилетиями творящими свою историю: здесь поучительны и сами усилия, и результат.

От природы у всех нас есть и способности, и ограничения. Последнее могу подтвердить лично. Несмотря на всю мою увлеченность культурами и народами, я не могу выучить ни один иностранный язык, как бы ни старался и сколько бы времени на это ни тратил. Тем не менее во мне всегда был естественный интерес и толика способностей к наблюдению и оценке истинной природы людей. Помню, в семилетнем возрасте я сказал маме, что, по моему мнению, ее друзья — семейная пара, за которой я наблюдал за столом у нас в гостях, — скоро разведутся (это было в 1950-х, когда разводы были редкостью и дети о них мало что знали). Я почувствовал это, хотя и не слышал их разговора — они сидели в другом конце комнаты. Тем вечером мама отругала меня за дерзость и самоуверенность, но через несколько месяцев сообщила, что пара расстается.

Спустя годы, только поступив в аспирантуру, я пошел на лекцию двух ученых-бихевиористов, которые рассказывали­ об оценке отношений между гостями, проанализированных на основе домашнего видео с дня рождения. После этого я два дня ходил возбужденный — эти люди зарабатывали на жизнь тем, к чему, как я считал, у меня есть способности.

Я подошел к одному из них, доктору Альберту Шефлену, и после недель уговоров стал его сотрудником. Это дало мне неоценимый опыт. В рамках его проекта по человеческой коммуникации, проводившегося в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна (Albert Einstein College of Medicine), в нью-йоркских квартирах с согласия жильцов были установлены камеры наблюдения. Я просмотрел многие из этих фильмов, часто по нескольку раз. Реальная жизнь без постановки выглядит, конечно, медленно и запутанно. Но что меня восхитило и увлекло — это то, что в реальном времени можно было увидеть практически все человеческие свойства и недостатки: повседневную рутину и силу любви, отвагу и слабость, нерешительность и страсть, коллективизм и индивидуальность, ожидаемые и непредсказуемые события. Смотря эти фильмы, я не только слышал истории — я видел их. И все они меня поразили.

Для меня было естественно изучать природу человека и человеческого разума — то, как возникают убеждения и привязанности. Я страстно желал понять людей, которые живут нарративом[2] и ритуалом, не обремененные багажом современного высокотехнологичного мира. Я хотел, должен был увидеть и испытать жизнь с минимальным внешним влиянием. Эта потребность возникла потому, что я живо интересовался человеческим поведением. Но в то же время я эгоистичен. Пытаясь понять других, я лучше понимаю свою жизнь. Думаю, чужие истории всегда рассказывают и о нас самих, поэтому в этой книге их так много.

Универсальное значение больших достижений

В моих исследованиях меня особенно восхищали люди, которые преследовали цели, одновременно естественные для них и приносящие им удовлетворение. Здесь определяющими были два проекта. Первый — исследование людей, считающихся экспертами; второй — исследование мелких предпринимателей. Мне стало ясно, что у людей, живущих по-настоящему полной жизнью, есть нечто общее: способность, сознательно или нет, глубже черпать из колодца внутренних ресурсов. Они пользуются инструментами, которыми большинство не пользуется, получают от этого удовольствие и счастливы.

Однако уникален здесь именно метод. Ресурсы как таковые ни в коем случае не особенные — они присущи человеку, имеются у всех, и у всех есть равный шанс эффективно их применять.

Глядя на людей, достигших больших успехов, естественно полагать, что они исключение. Выдающийся мыслитель, ученый, спортсмен, мастер просто обязан быть не таким, как все. Иначе как бы он достиг того, чего достиг?

Безусловно, нельзя отрицать, что некоторые люди имеют врожденные таланты, которых у других просто нет. Если бы я попробовал прыгнуть как Майкл Джордан, мои ноги едва оторвались бы от земли и, скорее всего, это закончилось­ бы растяжением. Однако с точки зрения основополагающих способностей никто из нас не отличается ни от Джордана, ни от всех остальных, достигших больших результатов. В своей жизни и в своем масштабе мы можем воплотить те же процессы, что и самые успешные и признанные из нас. В этой книге вы найдете истории людей, достигших невероятной славы, например Ричарда Фейнмана, Джейн Гудолл, Уинтона Марсалиса и Стеллы Маккартни. Все они отличаются чертами и особенностями поведения, которые вы легко узнаете и, возможно, даже заметите в самих себе.

Подумайте о Чаке Джонсе, легендарном мультипликаторе, создавшем Дорожного Бегуна, скунса Пепе ле Пью и многих других персонажей, десятилетиями захватывающих наше воображение. На пути Джонса к успеху был целый ряд препятствий, в том числе сложное, порой даже жестокое детство. Однако он превратил ранние травмы в краеугольный камень своей личной истории, посчитав, что падение с крыши сделало его, как он выражался, «нелогичным». Джонса чрезвычайно занимали животные. Он любил рисовать и согласился бы на любую работу, которая позволила бы ему этим заниматься. В любви к животным и рисованию нет ничего особенного и необычного: думаю, многие читатели этой книги тоже их любят. Однако, как вы увидите позже, Джонс превратил свои увлечения в чрезвычайно успешную карьеру, применив к ним ряд внутренних ресурсов и достигнув в результате того, что позволило ему прожить яркую жизнь, оставаясь верным себе. Максимально использовав свои врожденные способности, Чак Джонс жил по полной программе. Его дела — отражение его сущности. Его история — одна из тех, которые имеют литературное измерение.

Как преуменьшить свою историю

Может быть, вы уже живете так, как Чак Джонс. Если да — примите мои поздравления. Может быть, в таком случае вам стоит отдать эту книгу тому, кто в ней больше нуждается? Если нет — вы далеко не одиноки. Во многих, если не в большинстве случаев, представление людей о своей жизни и о том, как ее надо прожить — их восприятие собственной истории, — слишком преуменьшено. Многие из нас быстро уступают под напором внешних условий и внутреннего «надо». Экономическое положение, традиции, недостаток энергии и времени — все играет определенную роль. Мы прекрасно знаем, как легко погрязнуть в более чем неудовлетворяющей рутине.

Я понимаю «преуменьшение» лично, в разных смыслах. Я пришел в этот мир очень маленьким, родился недоношенным, весил всего около килограмма (мне нравится слово «килограмм», потому что оно звучит солиднее, чем 998 граммов), и мое положение было весьма шатким. Чтобы выжить, мне пришлось больше сорока дней и ночей прожить в ящике — роддомовском инкубаторе. Для меня проведенное там время — метафора того, как большинство из нас пользуются возможностями: мы их видим, но чувствуем, что неспособны выйти из ящика и получить их.

«Маленький мир» для меня имеет и более символическое значение. Я вырос в любящей семье, но практически у всех в ней были слишком ограниченные взгляды. Мой отец умер, когда я был совсем ребенком, и это усилило врожденную нерешительность моей мамы. Даже в пожилом возрасте она была независимой и сильной женщиной, но ее отношение к окружающему миру лучше всего можно выразить поговоркой «Не зная броду, не суйся в воду».

С другой стороны, мой отец был мечтателем. Его преждевременная кончина стала противовесом маминой осторожности. Оплакав потерю, я решил попытаться прожить полную жизнь, взяв максимум от каждого ее момента. Для меня это означало понимать, кто я на самом деле и в чем подхожу — и не подхожу — миру вокруг меня.

С ранних лет я осознавал, что другие члены семьи на самом деле не любили то, чем занимались, несмотря на то что некоторые из них были довольно успешны. Они хорошо делали свою работу, но она просто не приносила им удовольствия. У меня это вызывало инстинктивное отторжение. Я хотел чувствовать себя живым — цвести, а не выживать. Я ответил близким, став своего рода исследователем, и в этом мне помогли тети — Перл и Молли, — пробуждавшие во мне исследовательское начало. Смерть папы в каком-то смысле освободила меня. После того как мама вернулась на работу, я получил необычную свободу и воспользовался ею, чтобы узнать о мире как можно больше. Даже в детстве я проводил много времени за энциклопедиями, желая накопить бесконечное количество знаний. Впоследствии это привело меня к когнитивной антропологии, наблюдениям и этой книге.

В качестве консультанта по стратегическому маркетингу я участвовал в проектах многих корпораций и агентств по всему миру. Я видел людей, работающих во всевозможных компаниях и отраслях. Часто сотрудники подходили ко мне, чужаку, которому доверяли, и жаловались на вечно занятые дни, когда оставалось мало места для собственных мыслей и точки зрения, своей истинной сущности. Один из последних таких случаев повлиял на мое желание взяться за перо. Я консультировал бюро стратегического развития одной большой европейской компании. Когда мы шли обедать, начальница этого бюро вдруг задала мне вопрос, не связанный с текущей задачей:

—-Боб, отдел кадров только что закончил внутреннее исследование удовлетворенности нашего персонала. Результаты просто пугают: высокая вовлеченность и заинтересованность, но низкая удовлетворенность. Вы можете это объяснить?

Я мог, но это заняло бы целую книгу. Пока лишь скажу, что услышанное меня не удивило. На самом деле меня удивило бы, услышь я что-то другое, — слишком долго я наблюдал за их рабочей обстановкой. Проблема в том, что большинство людей похожи на сотрудников этой компании и членов моей семьи — они компетентны, возможно, успешны (или даже очень успешны) финансово, но ставят жизненную планку слишком низко с точки зрения выражения своего истинного призвания — жить жизнью, достойной великих литературных героев. На это есть свои причины и, к счастью, ясное решение.

Как подключить существенные ресурсы

Исследования и наблюдения научили меня, что мы верим в ограниченность наших возможностей потому, что не видим замечательного набора ресурсов, простых в использовании и способных глубоко повлиять на нашу жизнь. Как только вы заставите их работать на себя, то начнете писать историю, которую заслуживаете.

Я называю эти инструменты ресурсами, потому что они есть в каждом из нас. Они стержень нашего бытия и значительно­ облегчают нам жизнь, давая ключи к нашему существу, тому, кто мы такие на самом деле. Всего их пять, но сначала я хочу поговорить о четырех.

· Любознательность. Любознательные люди получают от жизни больше просто потому, что стараются «заглянуть под капот» и посмотреть, как устроен наш мир. Благодаря хобби, страсти и даже мимолетному интересу можно сделать замечательные открытия. Не менее примечательно и то, что большинство людей почти не проявляют любопытства, а это все равно что пройти мимо лежащих на тротуаре 100 долларов (но в нашем случае стодолларовыми купюрами засыпан весь тротуар). Каждого использующего ресурс любознательности поджидают мириады возможностей, а их вершина — возможность открыть что-то неожиданное и сделать это фундаментом своей жизни­.

· Открытость. Один из величайших способов обогатить свою жизнь — идти к цели, не обременяя себя желанием знать результат в начале пути. Я регулярно консультирую сотрудников корпораций, утверждающих, что им интересно знать больше о поведении потребителей. Однако многие из моих клиентов пытаются исказить картину, чтобы подтвердить уже сложившееся у них видение рынка. Иногда требуются все мои навыки ведения переговоров, чтобы заставить их подойти к проекту открыто. Тем не менее все волшебство именно в этом. Когда вы приступа­ете к достижению целей с открытым сердцем, у вас в голове есть некий образ результата, но вы готовы принять и другой, лучший. Я называю этот феномен «направленной случайностью»: воздерживаясь от предвзятых суждений о результате, вы допуска­ете возможность необычайного происшествия. Если применить этот ресурс, награда может быть сногсшибательной.

· Чувствительность. Я определяю чувствительность как ощущение переживания собственного опыта. Другими словами, речь о том, чтобы позволить себе полноценно пользоваться чувствами в своей жизни. Активное использование чувствительности, как и других ресурсов, о которых пойдет речь в этой книге, связано с некоторым риском. Чувствовать больше — значит неизбежно чувствовать больше неприятного. Понятно, что есть сильная мотивация избегать этого. В конце концов, большинство из нас не так довольны, как хотелось бы, но вечно страдают лишь немногие. Так зачем усиливать страдания, если можно проскочить по верхушкам жизни, пусть даже делая ее безрадостной? Ответ в том, что если вы включите все свои чувства и погрузитесь в глубины жизни, вместо того чтобы скользить по поверхности, то станете взаимодействовать с миром на самом богатом уровне из всех возможных.

· Парадоксальность. Мир никогда не представляет собой что-то однородное, но зачастую мы воспринимаем наш опыт и нашу роль именно так. Однако когда вы начинаете играть с неоднозначностями и противоречиями, происходит нечто экстраординарное: вы начинаете замечать возможности, о которых даже не подозревали. Среди этих возможностей большинство из нас найдут самые вознаграждающие, осмысленные и подлинные. Вы откроете, что союз «и» — одно из самых освобождающих слов в нашем языке.

Каждый из четырех ресурсов служит пятому — главному, царю всех ресурсов, который позволит вам поверить, что вы ничуть не хуже Джейн Эйр и Вот-так-Сэма.

Быть автором собственной истории

Самоистория — единственное, что необходимо для жизни, полной самореализации, мотивации и совершенствования, и для счастья. И она важнее денег, происхождения, способностей…

Позже мы рассмотрим этот вопрос глубже, но сейчас давайте поговорим о нем на самом поверхностном уровне. Самоистория — это повторяющиеся модели вашего бытия. Это сила, приводящая в движение ваше истинное «я» — все целиком: его красоты и изъяны, светлые и темные стороны. Самоистория — это не идеальное и желанное «я» и уж точно не автобиография или хронология вашей жизни. Самоистория — это ваше базовое устройство, вы как идея, стоящая над текущим моментом. Это, проще говоря, то, кто вы на самом деле. Вы, существующий за пределами повседневности. Тот «вы», который останется вами всегда, хотя и развивается. Только вы сами — автор своей самоистории, и только в ваших силах ее изменить. Если вы действительно ее понимаете — а в этой книге найдется много процессов, которые помогут вам прийти к этому осознанию, — ее можно использовать, чтобы прожить самую подлинную и приносящую удовлетворение версию своей жизни.

Ниже мы подробно рассмотрим все «как» и «почему». Пока же просто отметим, что понимание самоистории — исключительно мощный ресурс. Он помогает лучше понять­, куда вы идете. Он позволяет вам решать, что вам подходит, а что нет. И он позволяет выбирать будущее в контексте истории, которую вы уже создали, давая тем самым возможность совершать изменения, которые на самом деле улучшают вашу жизнь и помогают вам достичь того, чего вы действительно хотите достичь.

Самоистория человека не всегда солнечна и привлекательна. Думаю, наша задача — как минимум управлять своей темной стороной или, еще лучше, формировать негативные тенденции так, чтобы им можно было найти продуктивное применение. В моей собственной истории есть страницы страха и цинизма, поэтому бывают минуты, когда я грубоват, вспыльчив или в плохом настроении. Но я научился использовать страх во благо. В значительной мере он возник из-за ранней потери отца. Хотя у меня были мама и большая любящая семья, я чувствовал себя покинутым и одиноким и старался компенсировать это, убеждая себя, что утрата не имеет значения и я все сделаю сам. Тем не менее из этого ошибочного убеждения я впоследствии развил здоровое чувство личной ответственности. Смерть отца сделала меня довольно циничным. Но люди могут меняться, их самоистории эволюционируют. Рождение здоровой, веселой и открытой дочки мгновенно и радикально меня изменило, хотя мне было ближе к сорока.

Мне посчастливилось повидать много мест на нашей планете — от тихих заводей до роскошных пляжей, от сельвы до каменных джунглей. Я встречал и изучал глав государств, генералов, фермеров, ученых, бакалейщиков, бизнесменов, рабочих, звезд хип-хопа и дикие племена.

Из всей моей жизни и карьеры я вынес одно: самая большая радость приходит тогда, когда удается превратить жизнь в историю поиска. Поиска того, чем вы являетесь и становитесь, поиска собственных глубин, раскопки необъяснимых аспектов — прекрасных и не очень — вашего истинного «я».

К счастью, в поиске самоистории никто не останется без открытий. Люди, просто по своей природе, опыту и обладанию четырьмя другими ресурсами, имеют самоистории, которые привязывают их, оставляя свободу для развития. Главное — достичь живого осознания своей самоистории, потому что, если у вас оно есть и вы по-настоящему знаете, кто вы такой, перед вами открывается мир возможностей.

Сегодня — самое время начать

Пять ресурсов — единственное, что я в ходе карьеры и жизни постоянно находил в разных контекстах личностей и мест. По всей видимости, они практически универсальны. В следующих главах я подробно расскажу о каждом ресурсе и персонифицирую их с помощью интервью, которые провел с разными людьми — мужчинами и женщинами, известными и неизвестными, молодыми и пожилыми.

Сейчас самый удачный момент, чтобы начать пользоваться своими внутренними ресурсами, и особенно — начать открывать свою самоисторию. Многие люди живут не так, как нужно, нанося урон себе и миру, а кроме того, глобализация и автоматизация опасно повысили уровень безработицы, пошатнули экономическое положение и привели к беспрецедентной неуверенности и переменам. Многие люди сейчас чувствуют себя болезненно уязвимыми и бесправными.

Страх корпораций во время экономического спада вызвал две противоположные реакции: 1) многие компании еще больше спрятались за повседневной рутиной, поставив под удар человеческую экспрессивность, а 2) другие, более креативные фирмы, процветают в быстро меняющемся мире, нанимая только тех, кто способен постоянно повышать эффективность и непрерывно внедрять инновации. В первом случае тысячи людей будут стремиться к переподготовке и смене рода деятельности, а во втором творческое начало станет главным талантом, необходимым для продвижения по службе. В любом случае самосовершенствование приносит удовлетворение, а для этого нужен доступ к подлинному «я». И имеющиеся у вас ресурсы, помогая вам творить самоисторию, помогут его получить.

Я пришел к выводу, что инновации возникают не из того, что вы уже знаете. Они появляются благодаря просеиванию ваших знаний через сито того, кто вы, поэтому вам неплохо бы знать, кто вы такой. Внутренние ресурсы, которыми вы благодаря этой книге научитесь управлять, помогут вам это определить.

Основной способ заглянуть внутрь себя — использовать имеющиеся у вас ресурсы, чтобы подпитывать развива­ющуюся самоисторию. Включая их, мы лицом к лицу (иногда по многу раз в день) сталкиваемся с повторяющимися темами нашей жизни и нашими гиперреакциями. В этих на первый взгляд мимолетных моментах — ключи к тому, кто мы такие и что мы можем с собой сделать. Если вы не осознаете свою самоисторию, эти возможности для роста легко пропустить. Если осознаете — могут произойти очень важные перемены.

Например, когда мне было двадцать с небольшим, я посмотрел документальный фильм Ladies and Gentlemen: The Rolling Stones[3]. Когда фильм закончился, я минуту сидел в кресле, потрясенный. Подсознательно я всегда искал энергию и напор, которые Мик Джаггер излучал на сцене. Я вышел из манхэттенского театра «Зигфельд» на 54-ю улицу, как пьяный. Я был похож на зверя, которого только что выпустили из клетки. Моя реакция — гиперреакция — что-то мне говорила. Я вслушался. Состояние сильного возбуждения, приходящее, когда вы верны себе, было тем ощущением, в котором я хотел жить. Впоследствии я всегда видел этот момент, по крайней мере боковым зрением.

Более двух десятилетий спустя я прочел в New York Times стенограмму речи Вацлава Гавела, новоиспеченного президента Чехословакии, на совместном заседании Конгресса США. Он сравнивал объяснение и понимание и говорил, что после распада Советского Союза мир больше всего нуждается именно в понимании. Объяснение, говорил Гавел, предполагает решение мировых проблем в объективной процедуре последовательных преобразований. Понимание, напротив, гораздо более субъективный взгляд на жизнь — как бы изнутри. Я оправил речь в рамку, повесил на стене в офисе и часто перечитываю. Она напоминает мне, насколько политике и бизнесу не хватает человеческого измерения. В них очень мало уважения и признания для жизни обычного человека, и на каждой деловой встрече, в которой участвую, я неустанно борюсь, чтобы эти ценности вошли в кровь каждого бизнесмена. Никто еще не выиграл от того, что проскочил по верхушкам. Вы должны пробраться в самое сердце, чтобы понять себя и жизнь вокруг вас.

Это уважение и солидарность с обычными людьми — всеми без исключения — немного меня удивляет. Двадцать­ два года назад, начав практиковать как консультант по стратегическому маркетингу, я думал, что это будет здорово и я смогу немного заработать. Мне хотелось жить светской жизнью, такой, какую сейчас показывают в сериале Mad Men («Безумцы»).

Однако я обнаружил, что реальность расходилась с моими планами. Я открыл нечто фундаментальное о своей самоистории и себе самом — я не меркантилен и у меня глубокое чувство жизни и общего блага. Мне свойственны различные формы эгоизма, но по большей части они вращаются вокруг желаний чувствовать и понимать себя и других через реакцию на окружающих.

По работе я много беседовал с людьми в так называемых фокус-группах. Их участники принадлежали к самым разным слоям общества. Мои группы уникальны тем, что я не расспрашиваю людей про конкретный продукт или услугу. Я задаю вопросы вроде «Как дела?» или «Как вам сегодня живется?» и наивно верю: если вы действительно понимаете что-то о жизни людей, можно найти способ их воодушевить и в результате повысить продажи. На своих лекциях я люблю повторять маркетологам, что, если хочешь хорошо продавать, надо забыть о маркетинге и задуматься о жизни. Тогда вы станете великим продавцом.

В процессе групповых дискуссий (я называю их «игры разума», потому что мне интересно понять, как мозг играет с мыслями, создавая смыслы) я открыл что-то о себе самом на самом глубоком уровне — почему я делаю свою работу именно так и почему я пишу эту книгу. Мой дар, единственная вещь, в которой я хорош, — помогать людям проявлять свою историю. Мои дискуссионные группы длятся долго, обычно около трех часов, и некоторые говорят, что они выматывают. Я не даю людям сорваться с крючка, побуждаю их выйти за пределы стереотипного клишированного разговора и указываю на то, что мне кажется противоречивым по сравнению с тем, что они говорили час назад. Я хочу помочь им заглянуть под обертку их бизнеса — именно здесь кроются открытия и ценные неожиданности. У меня нет заранее запланированных вопросов (за исключением первого), и я предупреждаю, что первого приходящего в голову ответа недостаточно. Я не знаю, что произойдет в конкретный момент с группой и участниками. Но это жизнь, сложная смесь иронии, юмора и драмы.

В этих группах я пытаюсь заставить людей жить на уровне себя как идеи. Я пытаюсь заставить их понять, в чем их суть — что глубже всего их мотивирует, каковы их большие темы и куда вообще ведет их жизнь, не только сегодня или завтра. Я надеюсь, что они осмыслят истории, которые пишут (часто бессознательно, по крайней мере до встречи со мной), примут их и поймут власть, которую имеют над этим процессом. Чтобы достичь цели, я поднимаю много тем и вопросов, о которых вы прочтете в этой книге. Цель в данном случае двояка: сделать так, чтобы человек осознал, что в его распоряжении есть внутренние ресурсы, и помочь ему понять, что они невероятная сила для изменения будущего.

Прекрасно то, что, хотя люди не привыкли познавать себя таким образом, большинство находят это удобным и возможным после того, как я даю им контекст. Удивительно, но, когда я чувствую, что время истекло, и заканчиваю встречу, некоторые не хотят уходить. Они ожидали, что получат несколько долларов и сэндвич, а уходят с моих сессий с чем-то большим.

Иногда с разрешения участников группы за беседой наблюдают мои клиенты-бизнесмены. Нередко в конце они спрашивают: «Можете ли вы провести то же самое со мной?» Когда вы начинаете путешествие к открытию своей самоистории, оно затягивает, появляется чувство правильности и освобождения. Вы ощущаете прилив энергии. Чувствуете, как движетесь к своей судьбе.

Если оглянуться назад, я всегда был слушателем и рассказчиком историй. Мама утверждает, что воспитательница в детском саду говорила, что я интересный ребенок. Почему? Потому что я находил общий язык с детьми любого склада. Она объяснила, почему так происходит: я слушал и показывал, что слушаю.

Эйб и Эва, дедушка и бабушка со стороны папы, тоже были рассказчиками, по крайней мере для меня. Я часто сидел на дедушкиных коленях с тарелкой орехов. Он колол их и рассказывал красочные истории из любимых либретто и народных сказок. Бабушка была лучшим в мире поваром. Я сидел у нее на кухне, на широком, похожем на альков подоконнике, а она готовила и рассказывала мне истории своих рецептов, вспоминала о людях и ситуациях, которые у нее ассоциировались, скажем, с мясом в кисло-сладком соусе. Когда я пишу эти строки, у меня текут слюнки и в голове всплывают ощущения, пробужденные этими кухонными воспоминаниями.

Когда я был подростком, многие друзья-сверстники и даже некоторые более старшие ребята приходили ко мне с волнующими их делами, проблемами и вопросами и спрашивали: «А что ты думаешь?» Я редко давал советы, но побуждал их обдумать дело самостоятельно.

Поняв, что эти склонности — важная часть моей самоистории, я смог сделать из них карьеру. Это принесло мне большое удовлетворение, радость и энергию. Я обещаю, что и вы, творя свою самоисторию с помощью четырех ресурсов, лучше узнаете самого себя и увереннее почувствуете себя в этом мире, бесконечно развиваясь.

Создавая свою историю, вы найдете самореализацию и успех и будете вводить новое в свою жизнь. Но все это станете определять и переживать вы сами. По мере развития самоистории могут меняться цели и восприятие своих намерений. Здесь нет правил и предопределенных процедур. Вы сами решаете, как реагировать на то, что чувствуете, к чему вы готовы и насколько себе доверяете.

Как работает эта книга

Книга разделена на две части. В первой описан каждый из пяти ресурсов, дано их определение и показано, почему они имеют фундаментальное значение в вашей жизни. Вторая часть книги проведет вас по пяти процессам, со­единяющим ресурсы. Она поможет вам научиться творить историю своей жизни самостоятельно.

· Постоянно идти домой. Один из ключей к полноценной жизни — иметь ясное чувство направления, никогда не достигая цели. Это может звучать противоречиво, но освоение этого процесса — как откровение.

· Овладеть своим нарративом. Есть разница между осознанием своей самоистории и подлинным овладением ею. Если вы сделаете последнее, она всегда будет работать на вас.

· Остановиться и сосредоточиться. Найти момент и собраться с мыслями может показаться роскошью, учитывая темп, в котором мы живем. Однако когда вы поймете этот процесс, то осознаете, что эту роскошь вы просто обязаны себе позволить.

· Импровизировать. Мы восхищаемся способностью виртуозов создавать в своей области нечто выдающееся — как великий джазмен вносит в свое соло что-то новое и будоражащее. Но все мы способны достичь такой виртуозности в избранной нами дисциплине.

· Вдохнуть жизнь. Одна из самых воодушевляющих и возбуждающих сторон полноценной жизни — она способна вдохнуть жизнь в других людей и придать им бодрости духа. Если вы сознательно попробуете это сделать, то сами начнете ощущать прилив сил.

Как и положено в книге на такую тему, на этих страницах вы найдете примеры, а не указания. Вместо того чтобы рассказать, как применить ресурсы и стать автором своей самоистории, я покажу вам примеры, которые считаю особенно поучительными. В этой книге великое множество историй. Думаю, вы найдете их как занимательными, так и полезными.

Наконец, цель этой книги — помочь вам понять, что от жизни можно ожидать большего, чем кажется. У вас есть право на непрерывную серию приносящих удовлетворение событий и все основания к ним стремиться, особенно если самая большая помеха на пути к такой жизни — вы сами и у вас есть все необходимое для успеха. Это особо верно, если подходить к слову «удовлетворение» непредвзято и принять его таким, каким оно к вам придет. Это не обязательно победы в чемпионатах или большой кабинет. Чтобы почувствовать себя на вершине мира, не обязательно его покорять.

Вы должны искать в жизни радость — даже больше подлинности и удовлетворения. Это, наверное, самая главная черта людей, по-настоящему пользующихся своими ресурсами: они, похоже, получают намного больше радости, чем все остальные. Вы никогда не замечали прилив энергии, когда в комнату входит кто-то с настоящим чувством миссии и самого себя? Кажется, будто воздух проясняется и день становится солнечнее. Это потому, что такие люди получают от жизни удовольствие. Они наслаждаются ею, и рядом с ними мы это ощущаем. Но дело в том, что вам не нужен кто-то еще, чтобы так себя чувствовать. Вам надо просто включить свои ресурсы на полную мощность.

День, когда я открыл эти ресурсы, — один из самых ярких в моей жизни. В тот день я понял, что для реализации потенциала и настоящей жизни не нужно много удачи и посторонней помощи. Понадобится только знание инструментов и понимание некоторых базовых процессов. Их я и предлагаю вам в этой книге. Вы можете жить жизнью, достойной литературной классики. В вас таится великая история.

Давайте начнем ее открывать.

Часть I

Ваши внутренние ресурсы

Глава первая

Любознательность

Майкл Шписсбах — человек, берущий от жизни всё. В 1972 году его приняли в коллегию адвокатов, и с тех пор он работал поверенным корпораций, президентом крупной телевизионной компании. Проворачивая многомиллиардные сделки, Майкл чувствует себя как рыба в воде. Шписсбах участвовал в бизнес-проектах в более чем 70 странах и по праву считается авторитетом в мире международного бизнеса. Именно он проводил переговоры по первой в истории инвестиции в объект, находящийся за пределами нашей планеты, — канадский спутник Anile C1. У Майкла разносторонние интересы, простира­ющиеся от космологии до сравнительного религиоведения и боевых искусств. Его захватывает так многое, что он сам стал исключительно интересным человеком.

«Мы то и дело переживаем столкновения — с людьми, событиями, предметами, — говорит он. — Мы смотрим на происходящее с эволюционной точки зрения: опасно ли это для нас? Полезно ли? C точки зрения грубого взаимодействия опыт ограничен: чтобы его приобрести, надо с чем-то столкнуться физически. Но если открыть двери любознательности, выйти за пределы того, что есть, и поискать то, чего нет, границы исчезают».

У Шписсбаха такой подход к миру начал проявляться в молодости: «Не знаю, сколько мне тогда было — десять­, может, двенадцать. Я читал одну книжку с желтыми страницами, больше похожую на комиксы. В ней были всякие истории: одна про Картера, который откры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: