ЧАСТЬ 4. Укрепленные районы.




В 30-х годах вдоль западных границ СССР были возведены тринадцать укрепленных районов - УРов. Эта полоса укрепленных районов получила неофициальное название - "Линия Сталина". Каждый УР - это воинское формирование, равное бригаде по численности личного состава, но по огневой мощи равное корпусу. Каждый УР включал в свой состав командование и штаб, от двух до восьми пулеметно-артиллерийских батальонов, артиллерийский полк, несколько отдельных батарей тяжелой капонирной артиллерии, танковый батальон, роту или батальон связи, инженерно-саперный батальон и другие подразделения. Каждый УР занимал район в 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину. Район оборудовался сложной системой железобетонных и броневых боевых и обеспечивающих сооружений. Внутри УРа создавались подземные железобетонные помещения для складов, электростанций, госпиталей, командных пунктов, узлов связи. Подземные сооружения соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщения. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия длительное время в условиях изоляции.

УР состоял из опорных пунктов, каждый из которых в свою очередь имел круговую оборону и был в состоянии самостоятельно обороняться в полном окружении противника, отвлекая на себя значительные его силы. Основной боевой единицей укрепрайона был ДОТ - долговременная огневая точка. "Красная звезда" (25 февраля 1983 года) описывает один из вполне стандартных дотов "Линии Сталина" – дот № 112 53-го УРа в районе Могилев-Подольский: "Это было сложное фортификационное подземное сооружение, состоящее из ходов сообщения, капониров, отсеков, фильтрационных устройств. В нем находились склады оружия, боеприпасов, продовольствия, санчасть, столовая, водопровод (действующий, кстати, поныне), красный уголок, наблюдательный и командный пункты. Вооружение дота - трех амбразурная пулеметная точка, в которой стояли на стационарных турелях три "Максима" и два орудийных полукапонира с 76-мм пушкой в каждом". Такой дот можно считать средним. Помимо них были построены тысячи небольших боевых сооружений на один- два пулемета, вместе с тем строились и гигантские фортификационные ансамбли.

Строительство "Линии Сталина" не афишировалось, как строительство французской "Линии Мажино". "Линия Сталина" строилась во мраке государственной тайны. При строительстве каждого опорного пункта НКВД "закрывал" несколько участков так, что "непотребная птица не могла туда пролететь". Строительство велось одновременно на всех участках, но только на некоторых настоящее, а на большинстве остальных - ложное. Не только местные жители, но и сами участники строительства имели превратное представление о том, что и где строится. Между советской "Линией Сталина" и французской "Линией Мажино" было много различий. "Линию Сталина" было невозможно обойти стороной: ее фланги упирались в Балтийское и Черное моря. "Линия Сталина" возводилась не только против пехоты, но, прежде всего, против танков противника и имела мощное зенитное прикрытие. "Линия Сталина" имела гораздо большую глубину. Кроме железобетона, на строительстве "Линии Сталина" использовалось много броневой стали, а также запорожский и черкасский граниты. В отличие от "Линии Мажино" "Линия Сталина" строилась не у самых границ, но в глубине советской территории. Линия укрепрайонов в глубине территории означает, что первый удар артиллерии противника будет нанесен не по боевым сооружениям, а по пустому месту. Это означает, что при внезапном нападении гарнизоны имеют минимум несколько дней, для того чтобы занять свои казематы и привести оружие и сооружения в окончательную готовность. Укрепрайоны в глубине территории означают, что противник, перед тем как начать их штурм, должен пройти от 20-30 до 100-150 километров по территориям, насыщенным минными полями, фугасами и другими неприятными сюрпризами. Это значит, что агрессору придется форсировать десятки рек и ручьев, на которых взорваны мосты. Это значит, что войска противника перед штурмом понесут огромные потери в сотнях и тысячах мелких засад на пути движения. Полоса обеспечения впереди "Линии Сталина" не только снижала скорость движения противника и изматывала его силы, но и служила своего рода туманом на море, за которым скрывается цепь айсбергов. Не зная точного расположения переднего края. В этой столь грозной обстановке Сталин мог сделать многое, чтобы повысить безопасность советских западных рубежей и гарантировать нейтралитет СССР в ходе войны. Но он действовал не так... Осенью 1939 года, в момент начала Второй мировой войны, в момент установления общих границ с Германией все строительные работы на "Линии Сталина" были прекращены. Гарнизоны укрепленных районов на "Линии Сталина" были сначала сокращены, а затем полностью расформированы. Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификационных сооружений. Существующие УРы были разоружены. Все, что было связано с обороной, беспощадно разрушалось и уничтожалось. Справедливости ради надо указать, что летом 1940 года прямо непосредственно на новой советско-германской границе началось строительство полосы укрепленных районов, которая, однако, так никогда и не была закончена. В советском Генеральном штабе эти новые укрепрайоны с определенной долей иронии неофициально именуют "Линией Молотова". Решение о начале ее строительства было принято 26июня 1940 года Оборонительное строительство на новых границах шло очень медленно, а разрушение на старой границе шло удивительно быстро.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: