Введение
Актуальность темы данной работы обуславливается объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Предпринимательская деятельность или предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Значение малого бизнеса очень велико, ведь без него рыночная экономика не может функционировать и развиваться. «В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности» - В. В. Путин.[1]
Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной поддержки. Без поддержки малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
В настоящее время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Региональные власти меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления более всего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно регионам необходимо решать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы граждан. Поэтому возникает необходимость сместить акценты государственной поддержки малого бизнеса на региональный уровень, в частности – Ростовскую область.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Цель данной курсовой – выявить механизмы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по вопросам поддержки малого предпринимательства в Ростовской области, а также изучить проблемы господдержки малого бизнеса в регионе.
Объектом исследования являются сектор малых предприятий в Российской Федерации и Ростовской области.
Предметом исследования является проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.
Степень разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, отмечена значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, в монографиях и учебных изданиях по экономике таких зарубежных и российских авторов как: В. В. Высоков, И. В. Липсиц, К. Р. Макконелл, С. Л. Брю.
Глава 1. Малый бизнес в экономике
Понятие и сущность малого предпринимательства.
Предпринимательская деятельность или предпринимательство - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.[2]
Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умного организатора и руководителя.
Предпринимательство допускается в любой отрасли хозяйственной деятельности, не запрещенной законом: промышленности, с/х, торговле, издательской, банковской деятельности и т.д.
Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:
1. предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
2. предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
3. предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
4. предприниматель это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:
1. По виду или назначению:
· Производственное;
· коммерческое;
· финансовое;
· консультативное.
2. По формам собственности:
· частные предприятия;
· государственные предприятия;
· предприятия в собственности общественных объединений (организаций).
3. По количеству собственников:
· индивидуальные (собственность принадлежит одному физическому лицу);
· коллективные (собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам);
· долевая собственность (с определением долей каждого из них);
· совместная собственность (без определения долей).
4. С точки зрения уровня прибыльности и доходности:
· высокоприбыльные
· низкорентабельные
Помимо этого бывают малый, средний и крупный бизнес в зависимости от размера предприятия, выручки и т. д.
Моя курсовая посвящена малому бизнесу. Что же такое малый бизнес?
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям[3]:
1. Ограничение по статусу;
Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
· 100 – 250 человек включительно для средних предприятий;
· до 100 человек включительно для малых предприятий;
· до 15 человек включительно для микропредприятий
3. Ограничение по выручке
С 9 февраля 2013 г. установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:[4]
· микропредприятия — 60 млн рублей;
· малые предприятия — 400 млн рублей;
· средние предприятия — 1 млрд рублей.
Как уже упоминалось ранее, деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основное отличие малого бизнеса от крупного:
Чтобы получить больше чистого дохода, крупный бизнес должен постоянно расширять свои масштабы. Малый бизнес живет за счет эффективности своей работы: оставаясь в тех же масштабах, он постоянно вынужден увеличивать разрыв между выручкой и затратами на единицу продукции. Еще одно отличие - в государстве рискуют политики, а ответственность несет все население; в акционерных обществах рискуют менеджеры, а отвечают своим капиталом акционеры; малому предпринимателю не на кого переложить свою ответственность.
Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.
В принципе, малый бизнес заполняет те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным.
Важно отметить, что предпринимательство представлено не столько крупными, сколько мелкими фирмами. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. В Российской Федерации статистика более печальная:[5]
Таблица 1
Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса в России за 2011 г.
ИП | Микро - предприятия (юрлица) | Малые предприятия (юрлица) | Средние предприятия (юрлица) | МСП, всего | |
Количество зарегистрированных, ед. | 2,9 млн. | 1,4 млн. | 229 тыс. | 25,7 тыс. | 4,6 млн. |
Количество действующих, ед. | 1,9 млн. | 1 млн. | 227 тыс. | 25,7 тыс | 3,2 млн. |
Численность работников, чел. | 5,3 млн. | 3,9 млн. | 7,2 млн. | 2,6 млн. | 19 млн. |
Выручка, руб. | 4,5 трлн. | 5,7 трлн. | 13,3 трлн. | 7,3 трлн. | 30,8 трлн. |
В чем же причина столь малого количества зарегистрированных малых предприятий?
В России малый бизнес еще не достаточно развит. Во многом, это связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так, например, в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. В целях поддержки малого бизнеса еще в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство — Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям.
В России малый бизнес начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы и в период общего экономического спада. В начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался в новых рыночных условиях. Государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. В этих условиях малый бизнес продемонстрировал свою «живучесть», обеспечивая потребителей товарами и разнообразными услугами.[6]
Так историей доказано, что предпринимательство было и будет основным двигателем любой экономической системы.
Таким образом, предпринимательство бывает различных видов: малое, среднее и крупное. Малый бизнес – тот сектор экономики, который живет не за счет масштабов, а за счет эффективности производства. Можно сказать, что это не малый, а равноправный партнер в бизнесе (в том числе и для государства).