Сущность национализма
В современных условиях, когда неизмеримо возрос уровень политизации этничности, национального самосознания, особенно остро стоит проблема национализма. Термин "национализм" впервые ввел в научный оборот в 1774 г. известный немецкий поэт и философ Иоганн Готфрид Гердер. Гердер был убежден, что люди испытывают потребность принадлежать к той или иной группы в такой же степени, в которой они нуждаются в пище, воде, гарантии безопасности и свободы передвижения, и если люди теряют такой центр для самоидентификации, они чувствуют себя одинокими, отчужденными.
Стоит подчеркнуть, что национализм Гердера лишен агрессивности, основанный исключительно на культурном самоопределении, отрицает превосходство одной нации над другой и не оперирует понятиями "крови", национальности или расы.
В XVIII в. – в эпоху Просвещения, в странах Запада, национализм, был прежде всего, политическим движением, направленным на ограничение власти правительства и обеспечения гражданских прав. Его целью было создание либерального и рационального сообщества граждан, представляющих средний класс. В Западной Европе XVIII века национализм, как конкретная доктрина, означал прежде всего идею самоуправления народа. Это была доктрина, направленная против правления аристократической элиты.
В этнополитологии существует большое разнообразие взглядов на проблему зарождения национализма. Бенедикт Андерсон, британский политолог и социолог, считает, что национализм возник благодаря распространению печати, в результате чего оказалось, что мысли и чувства людей синхронны, похожи друг на друга.
Энтони Смит, британский исследователь феномена нации и национализма, описывает сложную систему преобразования этнических сообществ в современные нации, где имеет значение и форма государственной или племенной лояльности, и способ религиозной организации, и направление деятельности национальной интеллигенции, и демографические процессы.
|
Эрнест Геллнер, английский философ и социальный антрополог, связывает происхождение национализма с индустриальной революцией.
Разновидности национализма как идеологии
Шовинизм (от фр. chauvinisme или chauvin - воинственный) – это политика и идеология проповедования национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам других наций, разжигание национальной вражды и ненависти.
Это понятие происходит от имени французского унтер-офицера Шовена, которому приписывается фраза "Французы лучше всех, все хуже французов". Характерной чертой шовинизма является пренебрежительное отношение к другим этносам как сообществам, которые по мнению шовинистов, находятся на более низкой ступени развития. Одним из самых распространенных разновидностей шовинизма выступает великодержавный шовинизм - идеология и политика нации, которая занимает лидирующее положение в государстве и демонстрирует свое превосходство над другими нациями и этносами.
Расизм (от фр. race) – совокупность антинаучных концепций, реакционная теория о превосходстве одних рас над другими.
Само слово "расизм" впервые было зафиксировано во французском словаре Ларусса в 1932 году и трактовалось как "система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими". Основателем расистской теории принято считать Жозефа де Гобино, французского писателя-романиста, социолога, который рассматривает исторический процесс с точки зрения борьбы рас.
|
Основные принципы расистской идеологии:
· Вера в превосходство одной, реже нескольких рас — над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп.
· Убеждённость в том, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.
· Вера в то, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.
· Вера в законность господства «высших» рас над «низшими».
· Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.).
Сегрегация (от лат. Segregatio – отделение) – ограничение социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека за расовую или национальную принадлежность, одна из крайних форм расовой и национальной дискриминации.
Институциональная сегрегация – создание в различных сферах жизни общества (в образовании, здравоохранении, транспорте и т.д.) параллельных заведений для "белых" и "цветных" или же в рамках одного заведения параллельных служб, а также запрет или ограничение смешанных браков.
|
Территориальная сегрегация – насильственное отделение и изоляция представителей определенных расовых и национальных групп в специальные отведенные для них территории (резервации, гетто, бантустаны). В XIX веке резервации были созданы в США и Канаде – для индейцев, в Австралии для аборигенов, в XIX веке в США были созданы негритянские гетто, а в фашистской Германии – еврейские. В ЮАР в 1980 году "цветное" население проживало в так называемых бантустанах, жители которых не имели право покидать эту территорию (Бантустаны – территория, использовавшаяся в качестве резерваций для коренного чёрного населения Южной Африки и Юго-Западной Африки (ныне Намибия) в рамках политики апартеида).
Геноцид (от греч. jenos – род, племя и лат. Caedo – убивать) – политика уничтожения этнических групп, действия совершенные с намерением ликвидировать полностью или частично какую-либо этническую, национальную, расовую или религиозную группу как таковую.
Термин «геноцид» ввел в научный оборот в 1944 году польский юрист Рафаэль Лемкин.