В нашем учреждении наряду с группами общеобразовательной направленности есть группы и коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Организация образовательной деятельности в группах для детей с ОВЗ регулируется следующими документами:
(слайд 2)
Нормативные документы, регламентирующие содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (вступил в силу 01. 01.2014 г.)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
- Профессиональный стандарт педагога
(приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. №544н)
- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»
- Устав МБ ДОУ «Детский сад № 226»
- АООП МБ ДОУ «Детский сад № 226»
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБ ДОУ «Детский сад № 226»
- Положение о взаимодействии учителя-логопеда с педагогическим составом МБ ДОУ «Детский сад № 226»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Статистические данные показывают, что достаточно большой процент детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения в развитии речи (до 70%).
Разбираясь в причинах и намечая пути выхода из сложившейся ситуации, стоит вспомнить структуру дефекта.
(слайд 3)
Первичный дефект - нарушение эндогенного характера, родовая травма, экзогенные причины.
Вторичный дефект - нарушение развития высших психических функций (деятельность, ощущения и восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) В зависимости от тяжести, говорим о степени (нарушено, задержано)
Третичный дефект - нарушение развития личности (способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки)
Это дети с особыми образовательными потребностями.
Участники коррекционного процесса:
(слайд 4)
· Ребёнок
· Родители (законные представители)
· Учитель-логопед
· Воспитатели
· Педагог-психолог
· Медицинский персонал учреждения
· Музыкальный руководитель
· Инструктор по физической культуре
Конструирование модели сотрудничества педагогов и специалистов в рамках коррекционного процесса в ДОУ
(слайд 5)
Цель сотрудничества
Обеспечение коррекции нарушений развития, категории детей с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае ТНР),
Оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; Обеспечение их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Задачи сотрудничества
• осуществление полноценного профессионального взаимодействия в коррекционно-педагогическом процессе;
• обеспечение целостности, единства коррекционно - развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
• обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
Принципы взаимодействия
· Принцип единства диагностики.
· Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования у них правильной речи.
· Принцип учёта интересов всех участников коррекционного процесса.
· Принцип взаимосвязи между участниками коррекционного процесса.
Коррекционно-развивающие задачи, стоящие перед участниками коррекционного процесса в ДОУ
Участники коррекционно-образовательного процесса | Задачи |
учитель-логопед | Развитие артикуляционного аппарата (формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков); Коррекция звукопроизношения; Постановка диафрагмально-речевого дыхания; Развитие фонематического слуха; Формирование просодического компонента речи; Коррекция нарушений слоговой структуры; Формирование норм лексико-грамматических категорий; Развитие связной речи; Обучение грамоте (профилактика дисграфии, дислексии); Развитие ВПФ Совершенствование общей и мелкой моторики; Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно- развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственной образовательной деятельности (НОД). |
воспитатели | Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; Закрепление произношения поставленных логопедом звуков; Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы; Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий; Отработка полученных детьми речевых умений на логопедических занятиях до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей в содержание других видов деятельности (в игровую, трудовую, познавательную), а так же в режимные моменты; Контроль за поставленным звукопроизношением. |
педагог-психолог | Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи; Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки; Совершенствование мелкой моторики; Развитие слухового внимания и фонематического слуха; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств; Активизация отработанной лексики; Снятие тревожности у детей при негативном настрое на занятия; Обеспечение психологической готовности к школьному обучению; Контроль за поставленным звукопроизношением. |
инструктор по физической культуре | Укрепление здоровья; Развития двигательных умений и навыков; Развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам; Совершенствование ориентировки в пространстве; Закрепление лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы; Развитие ловкости, выносливости, координационных способностей, быстроты и точности движений; Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения физических упражнений; Формирование привычки к здоровому образу жизни. Контроль за поставленным звукопроизношением. |
музыкальный руководитель | Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; Развитие музыкального слуха, фонематического восприятия; Формирование речевого и певческого дыхания, развитие голоса; Формирование оптико-пространственных представлений; Развитие координации движений; Формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; Развитие темпа и ритма; Формирование просодической стороны речи; Развитие фонематического слуха; Обогащение словарного запаса, совершенствование связной речи; Контроль за поставленным звукопроизношением. |
Медицинский персонал учреждения | Изучение анамнеза ребенка; Оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями; Направление на консультацию и лечение у узких специалистов; Контроль своевременного прохождения лечения; Профилактические мероприятия; Участие в составлении индивидуального образовательного маршрута |
Общие формы взаимодействия участников коррекционного процесса
· Обмен диагностическими данными.
· Психолого-медико-педагогический консилиум.
· Планирование коррекционно - развивающей работы.
· Создание единой развивающей среды.
· Педсоветы
· Совместные мероприятия (праздники, развлечения, комплексные и интегрированные занятия)
· Взаимопосещение занятий.
· Консультации, беседы, семинары – практикумы, тренинги, круглые столы.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре
· Совместная диагностика общей моторики;
· Взаимодйствие на ПМПк.
· Перспективное планирование коррекционной работы (координационный план).
· Посещение физкультурных занятий.
· Совместное создание картотек игр и упражнений для формирования общей, мелкой моторики, дыхания.
· Планирование и проведение совместных мероприятий.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем
· Педагогическая диагностика.
· Взаимодйствие на ПМПк.
· Перспективное планирование с учетом лексических тем.
· Составление координационного плана по основным направлениям коррекционной работы.
· Адаптация логопедом речевого материала к утренникам, развлечениям.
· Использование музыкального материала на логопедических занятиях
· Взаимопосещение занятий.
· Совместное создание картотек игр и упражнений для формирования общей, мелкой моторики, просодии, дыхания.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
· Диагностическое обследование речи детей.
· Обсуждение результатов диагностики на ПМПк
· Перспективное планирование коррекционной работы
· Выбор эффективных методов и приёмов коррекционной работы
· Отслеживание динамики развития речи детей (начало, середина, конец учебного года).
· Создание единой развивающей речевой среды в групповом помещении
· Взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных и комплексных занятий.
· Консультации, консультации – тренинги, семинары – практикумы, беседы.
· Ведение папки взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с психологом
· Обмен диагностическими данными. Здесь: определение структуры дефекта с дифференцированным подходом, т.е. учет уровня тяжести, определение уровня перцептивной (восприятие), мнестической (память), мыслительной (мышление) деятельности.
· Определение психологической нагрузки.
· Составление координационного плана по основным направлениям коррекционной работы.
· Отслеживание динамики развития детей (начало, середина, конец учебного года)
· Использование логопедом на занятиях игр и упражнений на формирование ВПФ.
Направления взаимодействия:
- Совместное планировании работы
совместно составляется блочный координационный план, в котором намечаются виды деятельности детей у каждого специалиста по основным направлениям коррекционной работы
- Чёткое распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса
Были озвучены выше
- Осуществление преемственности в работе
Работа строится в строгом соответствии с координационным планом; тематическим планированием; на едином, специально отобранном, речевом материале;
При этом стоит заметить, что сотрудничество педагогов в нашем учреждении строится именно на ВЗАИМНОЙ связи. Не только логопед даёт рекомендации специалистам учреждения, но и те, в свою очередь, дают рекомендации логопеду. Все формы, методы и конкретные рекомендации, представлены в наших папках взаимосвязи, которые мы Вам сегодня представляем.
- Соблюдение единства требований к речи детей
Вырабатываются единые требования к речи детей во всех видах деятельности, т.е. соблюдение РЕЧЕВОГО РЕЖИМА в ДОУ.
Именно таким образом мы выстраиваем модель сотрудничества педагогов и специалистов в коррекционном процессе нашего учреждения.
(слайд 6)