Модель сотрудничества в коррекционно-образовательном процессе логопедов, педагогов, специалистов ДОУ в рамках ФГОС




 

В нашем учреждении наряду с группами общеобразовательной направленности есть группы и коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организация образовательной деятельности в группах для детей с ОВЗ регулируется следующими документами:

(слайд 2)

Нормативные документы, регламентирующие содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013г.)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (вступил в силу 01. 01.2014 г.)

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы в

дошкольных организациях»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

- Профессиональный стандарт педагога

(приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от «18» октября 2013 г. №544н)

- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»

- Устав МБ ДОУ «Детский сад № 226»

- АООП МБ ДОУ «Детский сад № 226»

- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБ ДОУ «Детский сад № 226»

- Положение о взаимодействии учителя-логопеда с педагогическим составом МБ ДОУ «Детский сад № 226»

 

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Статистические данные показывают, что достаточно большой процент детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения в развитии речи (до 70%).

 

Разбираясь в причинах и намечая пути выхода из сложившейся ситуации, стоит вспомнить структуру дефекта.

(слайд 3)

Первичный дефект - нарушение эндогенного характера, родовая травма, экзогенные причины.

Вторичный дефект - нарушение развития высших психических функций (деятельность, ощущения и восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) В зависимости от тяжести, говорим о степени (нарушено, задержано)

Третичный дефект - нарушение развития личности (способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки)

 

Это дети с особыми образовательными потребностями.

 

Участники коррекционного процесса:

(слайд 4)

· Ребёнок

· Родители (законные представители)

· Учитель-логопед

· Воспитатели

· Педагог-психолог

· Медицинский персонал учреждения

· Музыкальный руководитель

· Инструктор по физической культуре

 

Конструирование модели сотрудничества педагогов и специалистов в рамках коррекционного процесса в ДОУ

(слайд 5)

Цель сотрудничества

Обеспечение коррекции нарушений развития, категории детей с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае ТНР),

Оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; Обеспечение их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

 

 

Задачи сотрудничества

• осуществление полноценного профессионального взаимодействия в коррекционно-педагогическом процессе;

• обеспечение целостности, единства коррекционно - развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

• обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

 

Принципы взаимодействия

· Принцип единства диагностики.

· Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования у них правильной речи.

· Принцип учёта интересов всех участников коррекционного процесса.

· Принцип взаимосвязи между участниками коррекционного процесса.

 

 

Коррекционно-развивающие задачи, стоящие перед участниками коррекционного процесса в ДОУ

 

Участники коррекционно-образовательного процесса Задачи
учитель-логопед Развитие артикуляционного аппарата (формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков); Коррекция звукопроизношения; Постановка диафрагмально-речевого дыхания; Развитие фонематического слуха; Формирование просодического компонента речи; Коррекция нарушений слоговой структуры; Формирование норм лексико-грамматических категорий; Развитие связной речи; Обучение грамоте (профилактика дисграфии, дислексии); Развитие ВПФ Совершенствование общей и мелкой моторики; Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно- развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственной образовательной деятельности (НОД).
воспитатели Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; Закрепление произношения поставленных логопедом звуков; Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы; Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий; Отработка полученных детьми речевых умений на логопедических занятиях до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей в содержание других видов деятельности (в игровую, трудовую, познавательную), а так же в режимные моменты; Контроль за поставленным звукопроизношением.
педагог-психолог Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи; Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки; Совершенствование мелкой моторики; Развитие слухового внимания и фонематического слуха; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств; Активизация отработанной лексики; Снятие тревожности у детей при негативном настрое на занятия; Обеспечение психологической готовности к школьному обучению; Контроль за поставленным звукопроизношением.
инструктор по физической культуре Укрепление здоровья; Развития двигательных умений и навыков; Развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам; Совершенствование ориентировки в пространстве; Закрепление лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы; Развитие ловкости, выносливости, координационных способностей, быстроты и точности движений; Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения физических упражнений; Формирование привычки к здоровому образу жизни. Контроль за поставленным звукопроизношением.
музыкальный руководитель Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; Развитие музыкального слуха, фонематического восприятия; Формирование речевого и певческого дыхания, развитие голоса; Формирование оптико-пространственных представлений; Развитие координации движений; Формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; Развитие темпа и ритма; Формирование просодической стороны речи; Развитие фонематического слуха; Обогащение словарного запаса, совершенствование связной речи; Контроль за поставленным звукопроизношением.
Медицинский персонал учреждения Изучение анамнеза ребенка; Оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями; Направление на консультацию и лечение у узких специалистов; Контроль своевременного прохождения лечения; Профилактические мероприятия; Участие в составлении индивидуального образовательного маршрута

 

Общие формы взаимодействия участников коррекционного процесса

 

· Обмен диагностическими данными.

· Психолого-медико-педагогический консилиум.

· Планирование коррекционно - развивающей работы.

· Создание единой развивающей среды.

· Педсоветы

· Совместные мероприятия (праздники, развлечения, комплексные и интегрированные занятия)

· Взаимопосещение занятий.

· Консультации, беседы, семинары – практикумы, тренинги, круглые столы.

 

 

Формы взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

 

· Совместная диагностика общей моторики;

· Взаимодйствие на ПМПк.

· Перспективное планирование коррекционной работы (координационный план).

· Посещение физкультурных занятий.

· Совместное создание картотек игр и упражнений для формирования общей, мелкой моторики, дыхания.

· Планирование и проведение совместных мероприятий.

 

 

Формы взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем

 

· Педагогическая диагностика.

· Взаимодйствие на ПМПк.

· Перспективное планирование с учетом лексических тем.

· Составление координационного плана по основным направлениям коррекционной работы.

· Адаптация логопедом речевого материала к утренникам, развлечениям.

· Использование музыкального материала на логопедических занятиях

· Взаимопосещение занятий.

· Совместное создание картотек игр и упражнений для формирования общей, мелкой моторики, просодии, дыхания.

 

 

Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями

 

· Диагностическое обследование речи детей.

· Обсуждение результатов диагностики на ПМПк

· Перспективное планирование коррекционной работы

· Выбор эффективных методов и приёмов коррекционной работы

· Отслеживание динамики развития речи детей (начало, середина, конец учебного года).

· Создание единой развивающей речевой среды в групповом помещении

· Взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных и комплексных занятий.

· Консультации, консультации – тренинги, семинары – практикумы, беседы.

· Ведение папки взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей.

 

 

Формы взаимодействия учителя-логопеда с психологом

 

· Обмен диагностическими данными. Здесь: определение структуры дефекта с дифференцированным подходом, т.е. учет уровня тяжести, определение уровня перцептивной (восприятие), мнестической (память), мыслительной (мышление) деятельности.

· Определение психологической нагрузки.

· Составление координационного плана по основным направлениям коррекционной работы.

· Отслеживание динамики развития детей (начало, середина, конец учебного года)

· Использование логопедом на занятиях игр и упражнений на формирование ВПФ.

 

Направления взаимодействия:

- Совместное планировании работы

совместно составляется блочный координационный план, в котором намечаются виды деятельности детей у каждого специалиста по основным направлениям коррекционной работы

- Чёткое распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса

Были озвучены выше

- Осуществление преемственности в работе

Работа строится в строгом соответствии с координационным планом; тематическим планированием; на едином, специально отобранном, речевом материале;

При этом стоит заметить, что сотрудничество педагогов в нашем учреждении строится именно на ВЗАИМНОЙ связи. Не только логопед даёт рекомендации специалистам учреждения, но и те, в свою очередь, дают рекомендации логопеду. Все формы, методы и конкретные рекомендации, представлены в наших папках взаимосвязи, которые мы Вам сегодня представляем.

- Соблюдение единства требований к речи детей

Вырабатываются единые требования к речи детей во всех видах деятельности, т.е. соблюдение РЕЧЕВОГО РЕЖИМА в ДОУ.

 

Именно таким образом мы выстраиваем модель сотрудничества педагогов и специалистов в коррекционном процессе нашего учреждения.

(слайд 6)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: