Тема «Сундучное производство».
Группа 21Б
Дата:01.12. 2020г.
Время 12.00-13.45
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Сегодня мы с вами начинаем более подробно изучать отдельные ремёсла, которые были распространены в Нижнем Тагиле и других уральских городах.
Начинаем мы с сундучного промысла. Мы с вами говорили о сундуке, что это был важный предмет в старинном доме.
Задание: Прочитайте текст занятия, рассмотрите картинки.
Сундуки на Урале, как и повсюду, делали с незапамятных времен, но подлинное мастерство принесли в демидовское горное гнездо старообрядцы с Волги и Керженца, издавна слывшие искусными древоделами.
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей, иногда число их доходило до семи:
одни делали деревянные ящики,
другие – металлические замки,
третьи – ручки, петли,
четвертые – подготавливали железо и жесть, лакировали его,
печатники и чеканщики украшали листы узорами.
Сундуки на деревянной основе делали из сосновых, а на стенки и крышку в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани укрепляли прочеканенными или расписанными полосами, на передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы – ручки, расписанные цветами или сценками, металлические листы, представляющие основу украшения сундука.
До самого последнего времени в домах уральцев можно было увидеть с окрашенными зеленой, синей или красной краской крышками и боковинами, обитыми в косую клетку полосами железа.
Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.
|
Промысел приобрел столь широкий размах, что невьянские заводовладельцы убеждали горное управление, будто в истреблении лесных богатств в окрестных дачах повинны не столько заводы, сколько кустари-сундучники.
Листовое кровельное железо для «черного переплета» сундуков, котельное, лопаточное железо и сталь для замков поставляли главным образом Нижнетагильский и Алапаевский заводы.
Заготовкой, просушкой древесины и изготовлением ящиков-полуфабрикатов занимались в основном жители поселка закрытого Петрокаменского завода и окрестных деревень. В мастерских — обычных сараях с навесами, расположенных в огородах — петрокаменские «деревянщики» из просушенных, пригнанных одна к другой с помощью шпеньков (деревянных гвоздей) и столярного клея сосновых досок делали остов(основу) сундука с крышкой.
Фурнитуру - скобы, шарниры, замысловатые набойки и замки с всевозможными секретами — поставляли кустари-металлисты Быньговского завода.
Особого умения требовало изготовление замков со «звонами», поручавшееся наиболее именитым мастерам-замочникам. Сундуки с поющими замками делали в селе Ирбитские вершины (сегодняшний рабочий поселок Алтынай). Дети и взрослые с удовольствием крутили ключи в замке, чтобы послушать мелодию.
Вид готовых товарных изделий сундуки приобретали в «сборных» мастерских Невьянска, где их оковывали железом и жестью, красили либо покрывали лаком. Овладели невьянские мастера и сложной техникой по обработке металла, украшавшего сундуки: «печаткой», чеканкой, «морозкой» железа и жести, полировкой металлических зеркал.
|
«Печатка» представляла собой нанесение рисунка, как правило, с цветочным орнаментом на листы определенного размера через трафарет раствором серебра, а позднее — киновари. Важнейшим материалом для «печатания» служила олифа, приготовлявшаяся из таких компонентов, как конопляное и льняное масло, белила, сурик, и еще чего-то такого, о чем мастера предпочитали не распространяться. Железо многократно покрывали олифой разных составов и накатывали рисунок, фиксируя его путем «прожаривания» листов в печи.
Чеканка жестяного покрытия, как считают исследователи, была занесена в Невьянск из Москвы. Известен и ее родоначальник — Егор Аверин, основавший впоследствии династию оборотистых дельцов. Операция предъявляла высокие требования к мастерству и к художественному вкусу чеканщиков. Интерес к чеканке постепенно падал. Причина этому могла быть и чисто практической, чеканка быстро ржавела.
На фото инструменты, называются чеканы.
Любопытную историю имеет «морозка» железа, которой невьянцы гордились не меньше, чем соседи-тагильчане «хрустальным лаком». Богатый купец Перезолов, бывавший за рубежом, в одну из своих поездок в Англию встретил жесть с необычайно красивой поверхностью. Он сразу оценил ее возможности в сундучном промысле и не поленился выспросить и обстоятельно записать то, что сочли нужным рассказать ему англичане. По возвращении в Невьянск купец поведал о новшестве владельцу мастерской Подвинцеву. Тот, не мешкая, провел испытания и получил жесть с поверхностью, образно нареченной за свой внешний вид «мороженой». Вскоре ее стало невозможно отличить от английской.
|
Роскошное внешнее оформление дополнялось в них еще одним достоинством: в сундуках штучного исполнения, изготовлявшихся, как правило, не из сосновой, а из кедровой древесины, не заводилась моль...
В пору расцвета промысла ассортимент невьянских сундуков отличался разнообразием. Скажем, для перевозки клади с ярмарок или по государственной повинности, для хранения различных припасов делались обычные ящики большого размера, стянутые для прочности металлическими лентами и окрашенные в «стандартный» зеленый цвет. Основная масса трудового люда довольствовалась дешевыми сундуками, обитыми полосками вороненого или «печатного» железа. Нарядные сундуки: зеркальные, отделанные под бронзу и малахит, изящные шкатулки и погребцы «для чаю-сахару» с традиционным набором декора в миниатюре, инкрустированные прожилками железа изумрудного, пурпурного и других цветов — все это предназначалось состоятельным покупателям и немногочисленным тонким ценителям и поклонникам оригинальных вещей.
Главными центрами сбыта невьянских сундуков были ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Троицкая и ряд местных. На уездных рынках они обычно продавались поштучно, реже — «тройками». На всероссийских же ярмарках — оптом, так называемыми «местами» — наборами, состоявшими из 5—7 ящиков разных размеров, входивших один в другой. В таком удобном для транспортировки виде они развозились во все концы России и за ее пределы, разнося по свету добрую славу мастерового Урала.
Однако в конце XIX – начале XX века под влиянием моды на венскую и «городскую» мебель производство сундуков пошло на убыль, а сам промысел начинает угасать. Место сундуков в интерьере жилищ горожан, жителей крупных сел и поселков уже занимает европейская мебель: шкафы, комоды.
Надеюсь, сегодня вы узнали много интересного.
О сундучном промысле можно узнать в музее быта и ремёсел Нижнего Тагила.
! А ещё вам в помощь презентация к исследовательскому проекту учащейся нашего детского объединения.
Помните про безопасную работу за компьютером и выполняйте гимнастику для глаз.