Глава 2. История ТроицкогоМакариевскогоЖелтоводского женского монастыря.




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления

Кафедра истории государства и права

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История России»

«Архитектура города Лысково»

 

Направление подготовки:

Государственное и муниципальное управление

 

Выполнил(а):

Студент гр. Гк-314

Нагорнова Дарья Александровна

 

Научный руководитель:

д. и. н., профессор

Акушева Н.Л.

Г. Нижний Новгород

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………3

Глава 1 Храмы города Лысково......……………………………………4

1.1. Церковь Покрова……………………………………………………...4

1.2 Казанская церковь……………………………………………………..4

1.3 Троицкая церковь……………………………………………………...6

1.4 Вознесенский собор…………………………………………………...6

Глава 2. История ТроицкогоМакариевскогоЖелтоводского женского монастыря.…………………………………………………………………9

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ……………………………..12

 

 

Введение

Актуальность темы реферата обусловлена тем, при всей широте охвата проблем региональной истории архитектуры до сих пор нет целостной картины формообразования зодчества города Лысково.

В настоящей работе сделана попытка восполнить этот пробел. Своевременность представленного исследования обусловлена также актуальными проблемами охраны памятников - выявления, определения их роли и значимости как научной основы для рекомендаций по консервации, реставрации и реконструкции архитектурного наследия города.

Таким образом, актуальность настоящего исследования заключается в назревшей необходимости научного обобщения накопленного материала, остро стоящей проблеме охраны памятников.

Объект исследования: памятники архитектуры на территории города Лысково.

Предмет исследования: содержание и структура формирования зодчества города.

Цель реферата: изучить историю города Лысково.

 

Для написания первой и второй главы были использованы работы А.Л. Гельфонд, А.В. Лисицына, И.С. Агафонова, Я.Л.Шаболдин, М.С. Шумилкин, Т.В. Шумилкина, А.И. Давыдов, С.В. Дмитриевский, В.В.Краснов, В.В.Коваль, О.Ф. Крылова, О.Н. Черебева, О.А Аникина, Д.И. Иванов, Ю.В. Ушанкова, Е.С.Жданов, И.С.Сакович, А.А. Зайцев.

 

Глава 1. Храмы города Лысково.

Церковь Покрова.

В 1667 году в междуречье Большой и Малой Медянки появилась деревянная церковь Покрова. Она была построена священником Михаилом Лаврентьевым на купленной им земле. Храм, завершенный одной главой, дополняли северный предел апостолов Петра и Павла и трапезная, над которой возвышалась рубленая колокольня. К церкви примыкала паперть. Крыши, как у Введенской церкви, были тесовые, главы покрыты деревянным лемехом в «чешую», кресты обиты белым железом.

Между 1664 и 1681 гг. был заново выстроен после пожара деревянный соборный ансамбль на Красной горе. Холодная церковь Преображения с приделом Николая Чудотворца выделялась среди других лысковских храмов сложной объемно-пространственной композицией и выразительным силуэтом. Рядом находилась теплая церковь Иоана Предтечи и колокольня. Однако в таком виде комплекс существовал недолго. Вероятно, после 1681 г. Он был уничтожен очередным пожаром, поскольку отказная книга 1700 г. Фиксирует уже иной, более скромный облик деревянных соборных храмов.

Казанская Церковь.

История церкви начинается задолго до её строительства. В писцовых книгах 1624-1626 гг. есть сведения о двух монастырях, построенных в Лыскове. Один – девичий, в нём храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там было 15 келий, в них жили игуменья Таисия и простые старцы. А другой монастырь – мужской – Пресвятой Богородицы Казанская,на речке Сундовике, в нём церковь во имя Казанской Божией Матери. Церкви в обоих монастырях были вначале деревянные. В Казанском монастыре было два храма – летний рубленный деревянный, где находился чудотворный образ Казанской иконы и тёплый с трапезной в честь святого апостола Иоанна Богослова. Тут же колокольня шатровая рубленная. На ней было 7 колоколов благовестных 20-ти пудов, другой – 70-ти пудов. В нескольких кельях жили основатель монастыря иеромонах Авраамий и 6 братьев. Каменная Казанская церковь построена в 1753 году, а Рождественская – в 1822 г. (каменная). Эти церкви-красавицы дошли до наших дней, только Рождественская была разрушена в 30-40-х годах 20 века (колокольня стояла до 50-х), а наша любимая Казанская стоит и сейчас. Церковь трёхпрестольная, кроме основного Казанского - левый придел в честь Святителя Иоанна Златоуста, а правый - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прихожанами Казанской церкви были, в основном, жители деревни Головково. По данным 1904 года в приходе церкви было 325 мужчин и 355 женщин, это около 700 человек. По календарю Нижегородской епархии, изданном в 1887 году по благословению преосвященнейшего епископа Модеста, мы узнаём, что в это время (конец 19-го века) служил в Казанской церкви священник Дмитрий Соколов, диакон Михаил Щеглов, псаломщик А.С. Прозоровский.

Сохранились сведения о том, что в 80-е годы 19-го века при Казанской церкви была построена церковно-приходская школа. Инициатива строения принадлежала священнику Василию Алексеевичу Кармазинскому. Школа открылась в ноябре 1885 г. по почину и на средства крестьянина-предпринимателя Д. И. Тяжёлова. Были перечислены некоторые средства от Макарьевского уездного земства, но основная забота о строительных материалах опять легла на Тяжёлова. Торжественное освящение школьного здания состоялось 4 октября 1898 г. Началось оно литургией в Казанской церкви. На торжество прибыли и земские начальники – Николай Павлович Шан Гирей (известно, что он являлся троюродным братом М. Ю. Лермонтова, был участником обороны Севастополя и освобождения Болгарии), Н.П. Веселитский, уездный исправник А.К. Болдырев и статский советник Николай Евграфович Стогов и др.

Священник Василий Кармазинский служил в Казанской церкви с 1887 по 1902 г., затем его перевели в церковь при Нижегородском военном манеже, а с 1914 г. он состоял военным священником на Австро–Венгерской войне.

Известно также, что с 1912 г. по 1916 г. в Казанской церкви служил священник Иоанн Яковлевич Перепелевский. В документах архивного фонда Лысковского Уисполкома от 1926 г. указан священник Казанской церкви Харитин Николай Иванович, 59 лет, житель Лыскова и псаломщик - Свешников Николай Егорович, 27 лет, житель Лыскова. Также в этих документах имеется список “ двадцатки” Казанской религиозной общины от 9 сентября 1935 г., среди них священник Зыков Иосиф Семёнович, 67 лет, председатель церковного совета Фомина Прасковья Арсеньевна. Имеется в архивном фонде и заявление церковного совета от 5 июня 1940 г. о том, что в церкви нет священника с 1937 г. и община просит служить приглашенному священнику. Лысковский райисполком в просьбе отказал. Но есть сообщение, что церковь в 1941 г. не была закрыта. А по воспоминаниям старожилов, церковь была закрыта ненадолго, где-то в 1938-1939 г. Несколько раз приходили представители власти Лыскова, требовали отдать ключи от церкви. Но нашлись стойкие прихожане и служители церкви, которые не отдавали ключи новым властям.

С началом Великой Отечественной войны об открытии церкви стали посылать ходатаев. Люди сохранили в памяти имена двоих людей, много сил положивших к открытию Казанского храма. Это Василий Степанович Рябков и Клавдия Матерова. Служба возобновилась с 1943 г. Помнят отца Сергия (Перевалова), отца Иоанна (Ципровского), который служил с 1945 по 1969 г., отца Иоанна (Аргентова) и отца Константина (Романова).

 

Троицкая Церковь.

Была построена в 1645 году на средства одной крестьянской семьи Онтропа Леонтьева. Первое упоминание об этом человеке встречается в писцовой книге села Лыскова 1624-1626г. Ему принадлежали на местном торгу лавка и лавочное место, а на реке Сундовике - 3 мельницы. В 30-х годах 17-го века в семье Онтропа Леонтьева было четверо сыновей - Иван, Семён, Тимофей и Василий. Их общее хозяйство было настолько крепким, что они начинают возведение первой каменной церкви, выкупив для этого землю. Церковь стояла на берегу Волги, затем, когда река поменяла русло, отойдя к Макарьеву, - на берегу Сундовика. Она имела достаточно большие размеры -32 на 21 метр, четыре главы, крытые белым железом «немецкой чешуей», а центральный крест – золоченый, имела 2 придела, просторную трапезную, паперть с парадным крыльцом и шатровую колокольню.

В самом храме чтимые иконы Пресвятой Троицы на золоте, Успения ПречистыяБогородицы на золоте и образ Трёх Святителей, а также на золоте Нерукотворный образ Спасителя. И ещё многое, больше, чем в других храмах Лыскова, вся утварь была закуплена этой семьей.

Вознесенский собор.

В 1801 году церковь была уже построена, но не освящена. Служба в ней не велась и в 1803 году. Причины, по которым новопостроенная церковь оставалась длительное время неосвященной (а значит и бездействующей), неизвестны. В документах 1804-1808 годов среди других церквей села Лыскова значится и Вознесенская. Однако дата освящения церкви в них не названа, поэтому остается не выясненным была ли она вообще освящена тогда.

Клировые ведомости Вознесенской церкви за период 1804-1813 годов не сохранились. Клировая ведомость 1814 года сообщает, что «…оная Вознесенская церковь сгорела, и на месте оной строится каменная». Дата пожара не названа. Маловероятно, что речь здесь шла о первом пожаре 1792 года, но вопрос этот требует дополнительных исследований. Косвенные же данные дают возможность предположить, что второй пожар произошел около 1809 года.

Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что в 1814 году началось возведение ныне существующего ансамбля Вознесенской церкви. Закончилось оно в 1838 году. Каких-либо документов об этом строительстве, кроме записей в клировых ведомостях, нами не обнаружено. Неизвестными остаются также имена архитекторов и строителей. На этот счет можно делать лишь предположения. Приведем здесь мнение архитектора С.Н. Столяренко – автора проекта реставрации памятника.

«Годы, в которые возводилась Вознесенская церковь, были временем крупных архитектурно-строительных работ в России. Сам князь Георгий Грузинский был знаком с правилами архитектуры, как и многие образованные люди своего века, названного веком просвещения…». Далее С.Н. Столяренко ссылался на редкий документ, обнаруженный еще членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии Н. Иорданским. В нем речь шла об отравлении придворного капельмейстера Собека, свидетелями которого оказались приглашенные на обед князем Грузинским архитекторы Ф. Гаврилов и Мезенцов. Факт присутствия зодчих при дворе князя сам по себе примечателен. Однако вопрос, были ли они проектировщиками ансамбля в центре Лыскова, остается открытым.

Утверждения же краеведа А.Н. Мясниковой о том, что «ансамбль был построен в честь победы русской армии над наполеоновскими войсками в войне 1812 года», что строительство производилось по проекту О. Монферрана, и «Вознесенская церковь представляет собой вариант Исаакиевского собора С.-Петербурга и Старо-Ярмарочного собора Нижнего Новгорода» - голословны и не могут приниматься всерьез.

Имя же одного из мастеров, украшавших храм, стало известно благодаря случайной находке реставраторов, снявших один из уцелевших лепных модульонов большого барабана Вознесенской церкви. На его обратной стороне было вырезано имя «ДМNТРЕI» - Дмитрий.

Архитектурный облик Вознесенской церкви характерен для культовых сооружений периода позднего русского классицизма. Ее центрический объем завершен большим барабаном, на котором покоится купол с крестом. Угловые малые барабаны имеют подобные же завершения. Все барабаны – световые. Над входами в церковь, с трех ее сторон, устроены портики. Алтарь также выполнен в виде портика, но пространство между его колоннами заполнено кладкой. В архитектуре Вознесенской церкви сочетаются колонны трех ордеров: дорического (портики), ионического (малые барабаны) и коринфского (большой барабан). Карнизы имеют лепные украшения.

В ведомостях страховой оценки 1910 года указано, что церковь «внутри и снаружи оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской». Наружные двери – створчатые железные, а внутренние – филенчатые, со вставленными в них стеклами.

Построенная на средства одного из богатейших помещиков Нижегородской губернии, каким был князь Г.А. Грузинский, Вознесенская церковь поражала богатством внутреннего убранства. «В лысковских церквах нет недостатка в серебряных иконах и другой церковной утвари, в соборе же (Спасо-Преображенском – А.Д.) и Вознесенской церкви есть многие вещи до того богатые и ценные, что бывают предметом удивления для тех, которые посещают Лысково и эти церкви», - сообщали в 1861 году «Нижегородские губернские ведомости». Отмечалось также «отличнейшее состояние» иконостаса Вознесенской церкви, имевшего размеры 10 сажен в длину и 8 аршин в высоту. Известно, что в оформлении убранства интерьеров храма принимал участие уроженец города Арзамаса академик живописи А.В. Ступин, написавший для этого 13 картин.

Наиболее ценной реликвией, хранившейся в Вознесенской церкви, был богато украшенный напрестольный крест XVII века из Молдавии – дар все того же князя Грузинского. Другими сведениями о внутреннем убранстве церкви мы не располагаем.

Местонахождение Вознесенской церкви было выбрано очень удачно. Поставленная на «пологом холме» рядом с усадьбой князя Грузинского, она господствовала над окружающей малоэтажной застройкой, как бы подчеркивая значения того места, где жил владелец Лыскова. «Все село лежало у его ног…».

Новая Вознесенская церковь была задумана как композиционный центр архитектурного ансамбля. В него вошли также четыре Г-образных одноэтажных каменных корпуса, расположенные по углам территории, прилегающей к церкви, и две отдельно стоящие декоративные (?) круглые башни к северу от нее, граничащие с княжеской усадьбой.

Вероятно, первоначально все четыре корпуса строились как торговые. Комплекс задумывался как некий противовес Макарьевской ярмарке. Однако, в связи с необходимостью возобновления службы в Вознесенском приходе, уже в 1814 году князь Г.А. Грузинский «жертвует» один из корпусов (юго-восточный) под церковь. Она была устроена в нем на следующий 1815 год и получила наименование Георгиевской, в честь небесного покровителя князя. Своего причта у этой церкви не было. Служили в ней священники, причисленные к Вознесенской церкви. После завершения строительства последней, Георгиевская церковь остается при ней в качестве теплого (то есть отапливаемого) храма, служба в котором велась в зимнее время. Известно, что в храме имелись росписи, выполненные вышеупомянутым академиком А.В. Ступиным.

Клировая ведомость Георгиевской церкви за 1820 год сообщает, что «при оной церкви колоколов довольно, и оные, за невыстройкою колокольни, висят на столбах». В 1829 году под колокольню был приспособлен юго-западный корпус. Натурные исследования, выполненные Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, позволяют предположить, что для этого барабан круглой башенки на изломе корпуса был заменен на звонницу с арочными проемами. Вместе с тем, корпус продолжал использоваться и под торговлю. В 1909 году он полностью перешел в ведение Вознесенской церкви, но по-прежнему сохранил свои торговые функции.

В 1849 году другой (северо-восточный) корпус был «пожертвован» князем Г.А. Грузинским под размещение Лысковского духовного училища и соответствующим образом переоборудован для ведения учебного процесса. В 1871 году он был окончательно передан в собственность училища дочерью князя Грузинского Анной Георгиевной Толстой. Таким образом, лишь северо-западный корпус сохранил свое первоначальное предназначение как чисто торгового.

Стилевое единство корпусов достигалось одинаковой обработкой их фасадов (рустовка), а также круглыми барабанами, расположенными в угловых частях построек на их изломе и являвшихся архитектурными акцентами.

Созданный князем Г.А. Грузинским ансамбль стал центром пространственной композиции урегулированной (восточной) части села, а за самой этой частью закрепилось положение центра Лыскова, ставшего фактически уездным центром (городом) еще в XIX веке. Рядом с ним была сформирована прямоугольная в плане площадь больших размеров. Сам ансамбль располагался к северу от площади и отделял незастроенное пространство от участков усадебной территории.

 

 

Глава 2. История ТроицкогоМакариевскогоЖелтоводского женского монастыря.

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным МакариемЖелтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.
Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.
В 1439 году монастырь сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Святой Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников: 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.
Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.
Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец, они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия, великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый ЖелтоводскийМакарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание.
Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году. Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.
Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.
С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт МакарьевскийЖелтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.
В 2005 году в Успенском соборе архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь великомученицы Екатерины.

 

Источники и литература

Архивная справка ГУ ЦАНО от 28.06.2004 г.

Газета "Свет православия" №16,31,35, 1997г.

Газета "Свет православия" №76, 1996 г.

Газета "Свет православия" №24, 1998 г.

Газета "Свет православия" №50, 2001 г

 

 

Приложения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: