СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.




Л.А. Сабирова

Практикум по социологии

 

Учебно-методическое пособие

для студентов 1-3 курса

 

ЕЛАБУГА

 

 


ББК 87

УДК 101.1

С 12

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Елабужского института Казанского федерального университета в г. Елабуга,

от 25 февраля 2016 г.

 

Рецензенты:

кандидат философских наук, доцент И. Б. Лимонов

кандидат философских наук, доцент С. В. Смирнов

 

 

Сабирова Л.А. Практикум по социологии. Учебно-методическое пособие для студентов 1 - 3 курсов. – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2016. – 79 с.

 

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс дидактических и творческих заданий различного уровня сложности. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ по высшему образованию. Преподаватели могут использовать пособие на семинарских занятиях, на зачетах и экзаменах. Решение задач, поставленных в пособии помогает проверить свой уровень социологических знаний, повысить общественную культуру и развивать грамотность по общественно- политическим проблемам. Методическое пособие не заменяет собой учебника, оно является вспомогательным средством изучения предмета “Социология” и может быть использовано в качестве краткого проспекта, содержащего основную информацию по социологии.

 

ББК 87

УДК 101.1

С 12

© Елабужский институт (филиал)

Казанского федерального университета, 2016

© Л.А. Сабирова, 2016

Оглавление

Предисловие...................................................................................................4

Введение.........................................................................................................5

Тема 1. Предмет и функции социологии. История социологии………6

Тема 2. Социология общества……………………………………………8

Тема 3. Общество как форма жизнедеятельности людей………………9

Тема 4. Социальная структура общества………………………………10

Тема 5. Конфликты в обществе…………………………………………12

Тема 6.Культура как система норм поведения в обществе………….15

Тема 7. Современное российское общество…………………………..17

Тема 8. Социология человека. Личность………………………………18

Тема 9. Социальные действия и роли человека……………………….20

Тема 10. Формы поведения человека в обществе……………………. 22

Тема 11. Социология труда……………………………………………..23

Тема 12. Город и деревня………………………………………………..25

Тема 13. Социология возраста…………………………………………..26

Тема 14. Гендерная социология…………………………………………27

Тема 15. Социология семьи……………………………………………..28

Тема 16. Конкретные социологические исследования……………….30

Контрольный тест………………………………………………………..35

Персоналии……………………………………………………………….39

Современные социологические теории………………………………..80

Перечень вопросов к зачету по социологии…………………………...83

Глоссарий актуальных терминов……………………………………….84

Рекомендованная литература……………………………………………90

 


Предисловие. Изучение общества и динамики его развития является одним из приоритетных направлений большинства исследовательских проектов сегодня. Современная социология – это огромное количество научных направлений и школ, изучающих разнообразное социальное пространство как социология управления, социология молодежи, гендерная социология и исследования социальных проблем в ракурсе конкретного профессионально- ориентированного сообщества. Социологический анализ и срез социологических статистических данных востребован на всех уровнях общественной современной жизни.

Данное методическое пособие разработано с учетом требований Государственного стандарта по изучению социологии в высшей системе образования, исходя из необходимости и важности перехода к современным методам контроля за качеством знаний студентов. Пособие адресовано студентам с целью содействия в овладении новым учебным материалом, помочь разобраться в предложенных темах и самостоятельных заданиях. Темы семинарских занятий, задания разделены на шестнадцать тем-модулей «Предмет и функции социологии. История социологии», «Социология общества», «Общество как форма жизнедеятельности людей», «Социальная структура общества», «Конфликты в обществе», «Культура как система норм поведения в обществе», «Современное российское общество», «Социология человека. Личность», «Социальные действия и роли человека», «Формы поведения человека в обществе», «Социология труда», «Город и деревня», «Социология возраста», «Гендерная социология», «Социология семьи», «Конкретные социологические исследования».

Учебно-методическое пособие является дополнительным методическим материалом для изучения учебной дисциплины «Социология», снабжено различными творческими заданиями, способствующими к успешному усвоению материала и выработке самостоятельного творческого мышления у студентов; представлены примеры тестовых заданий, которые студент должен будет пройти после прохождения каждого модуля.

 

Введение. Цель пособия – сформировать у студентов навыки работы в аудитории и умения организовать самостоятельную работ у при изучении курса «Социология».

Определены следующие общие задачи курса:

1. Формирование педагогической компетентности в изучении специфики социологического знания как средства развития социологического мышления.

2. Освоение принципов и методов организации учебно-исследовательской (в единстве ее индивидуальных и коллективных – диалог-дискуссионных форм) как основы творчески-развивающего обучения социологии.

3. Изучение путей трансляции в обучении базисных компонентов социологического знания.

4. Развитие у будущих преподавателей способностей к сотрудничеству и взаимопониманию друг с другом при решении учебно-исследовательских задач.

5. Формирование представлений об этических нормах взаимоотношений между преподавателем и студентом в образовательном процессе.

Конечные результаты освоения курса:

1. Студент должен знать специфику преподавания социологии в вузе в зависимости от его профиля, прежде всего - в качестве развивающего курса.

2. Студент должен иметь представление о методах активизации, развития и мониторинга учебно-исследовательской деятельности в изучении социологии.

3. Студент должен уметь подготовить материалы для семинаров по социологии, проводить практические занятия, научиться выступать, дискутировать.

4. Студент должен ориентироваться в категориях социологии, знать основные направления, теории, уметь работать с тестовыми заданиями.

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы:

1. Сравните развитие социологии как науки в России и Западной Европе по следующим критериям:

  Россия Западная Европа
Условия для развития науки:    
Вклад в мировую научную мысль:    
Наиболее известные учёные:    

2. Охарактеризуйте основные направления эмпирических исследований в России. Оформите ответ в табличном виде.

3. В учебнике социологии Нейла Смелзера есть глава «Двоюродные сестры социологии», где социология рассматривается в семье наук, которые имеют дело с поведением людей и организаций. К двоюродным сестрам социологии Н.Смелзер относит антропологию, экономику, политологию, психологию. Пользуясь этим «семейным» представлением, назовите родных сестер социологии. А что общее у социологии и естественно-научных и технических дисциплин?

4. В чем состоят главные отличия социологии от других наук, изучающих человеческое общество? Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. 2. На уровне здравого смысла мы делим факты на: а) биологические (сон, еда, дыхание); б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение); в) социальные. Приведите 4-5 примеров социальных фактов. 3. Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения – психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать вм факте представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы изучать? Что изучал бы психолог? Экономист? Социолог?

5. Прочтите цитату из учебника по социологии Добренькова В.И. и Кравченко А.И.: «Академический социолог и практический социолог – две совершенно разные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – преподаватель, творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследования, второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный рабочий. Первый волен распоряжаться результатами своего труда как хочет, второй не имеет права так поступить, потому что результат его работы – собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет» 1. На основе приведенного отрывка проанализируйте, чем различаются между собой фундаментальные и прикладные исследования? Чем различаются между собой познавательные и социальные роли академического и прикладного социологов?

6. Основоположник социологии Огюст Конт называл новую науку «социальной физикой». Вместе с тем он утверждал, что социология основывается на законах биологии (термин О. Конта), без них она невозможна, но имеет сверх того «нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее». Что дает для понимания специфики социологической науки обозначение ее как «социальной физики»?

Функции социологии - назначение элемента системы по отношению к ней как к целостностизависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Основные функции социологии:

Теоретико-познавательная подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики.

Мировоззренческая подразумевает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Прогностическая функция отвечает за предвидение тех или иных социальных процессов (появление новых соц. групп, категорий населения, последствий властных решений и т.д.)

Инструментальная функция выражает конкретное значение социологии для решения тех или иных социальных проблем, т.е. данные социологии служат «инструментом» в регулировании общественных процессов.

Гуманистическая функция – оптимизация социальных отношений через призму полезности для человека.

Аксиологическая функция – формирование социальных норм.

Регулирующая функция – регулирование общественных отношений на основе социальных норм и культурных ценностей.

Глоссарий к теме:

Социология - это наука о законах общественных систем, проявляющихся в совместной жизнедеятельности людей и действиях отдельных личностей.

Метод социологии – это определенный способ, организующий и направляющий социологическое исследование.

Общество - это форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на рациональном разделении труда и стремлении людей к социальной солидарности.

Личность – это система социальных качеств человека, которые обусловлены обществом и позволяют ему целенаправленным образом действовать в нем.

Социальное взаимодействие – этоформа социальной коммуникации и общения людей, в процессе которой осуществляется их влияние друг на друга.

 

ТЕМА 2. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы:

1. Объясните значение термина «гражданское общество». Какими признаками оно должно обладать?

2. Примените признаки общества к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?

3. Подумайте – индивидуально или в группе – над тем, какой круг явлений (список референтов. могут охватывать следующие термины и понятия): оборонная промышленность, ветераны войны, обманутые вкладчики, электорат политической партии, коммерческие банки, маргиналы.

4. Порассуждайте о взаимосвязи четырех сфер общества на конкретных примерах: невыплата зарплаты кому-то из членов семьи и его политические симпатии

5. Сообщите о том, как политические партии борются за эфирное время, как определяются политические рейтинги, о которых вы слышите в теле новостях, как телевидение влияет на формирование политических предпочтений избирателей.

6. Оформите в виде таблицы сравнительный анализ социально-экономических систем России и Беларуси.

7. Охарактеризуйте модель устойчивого развития российского социума.

Глоссарий к теме:

Общество - большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Для него характерны рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм.

Закрытое общество - догматически-авторитарное, застывшее на достигнутой стадии развития. Для него характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм.

Доиндустриальное (традиционное) общество - определяющей является сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами.

Индустриальное общество - определяющей является сфера промышленности с корпорацией и фирмой во главе.

Аномия - состояние нестабильности и дезорганизации в обществе, когда ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения, теряют свою значимость, меняются.

 

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы:

1. Подберите ряд синонимов слову «общественность» (публика, аудитория, контактная группа и т. д.). В чем состоит их сходство и различие?

2. Выявите взаимосвязь понятий «общественность», «общность», «общение», «община» и др. (продолжите ряд).

3. Считается, что общественность – это те, кто: а) имеет собственное мнение, б) способен его высказать, в) чье мнение важно для принятия управленческих решений. Попробуйте уточнить данные положения и добавить новые определяющие признаки общественности.

4. Подумайте, какую роль играет понятие «общественность» в деле изучения природы, структуры, функций, возникновения и функционирования общественного мнения.

5. Охарактеризуйте общественность как субъект (носителя) общественного мнения. Каковы разновидности общественности и критерии выделения этих разновидностей?

6. Проанализируйте характер (сходство и различие) общественности в царской России, Советском Союзе и современной России.

7. Опишите особенности современной общественности.

8. Как понимается и определяется «общественность» в связях с общественностью?

9. Выделите основные группы общественности для ПР-служб и опишите направления и способы работы с ними.

10. Составьте иерархическую стратификационную схему современного общества.

Глоссарий к теме:

Страт - корпоративно-профессиональная группа людей.

Социальное взаимодействие – процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков. По типу координации поступков можно выделить три формы социального взаимодействия: поведение, обмен действиями, отношение.

Визуализация – серия тенденций социальных изменений, характеризуемых замещением реальных объектов и действий образами, симулирующими реальность.

Глобализация – серия тенденций социальных изменений, приводящих к смене локальной, территориально замкнутой социальной организации социальной организацией глобального типа.

Социальная мобильность – изменение социального статуса в системе социальной дифференциации. Мобильность бывает «вертикальной», приводящей к повышению или понижению статуса, и «горизонтальной», не сопровождающейся переходом в другой слой.

Социальная стратификация – иерархическая дифференциация групп статусов, близких по уровню (объему) доступных благ.

 

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы: 1. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

2. Как бы вы прокомментировали следующее суждение: “Наше общество, называемое российским, не есть совокупность всех ныне живущих людей. К ним надо добавить всех, кто жил раньше на данной территории, и тех, кто, видимо, будет жить здесь через 100 и через 1000 лет”. Согласны вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

3. Составьте список социальных статусов, которые существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.

4. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

5. Опишите своими словами понятие «гражданское общество». Какими признаками оно должно обладать?

6. Какую роль в развитии общества и усложнении его социальной организации играло право? Почему для соблюдения права потребовалось создавать суды и полицию?

7. Как происходило увеличение численности аппарата управления и усложнение его функций по мере перехода от простого к сложному обществу? В чем конкретно проявлялся этот процесс?

8. Составьте стратификационную схему российского общества, от высшего страта к низшему. Страты: правящая элита, бомжи, школьники, студенты, духовенство, золотые воротнички, учителя, медики, ученые, белые воротнички, разнорабочие.

9. Примените признаки общества к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?

10. Подумайте – индивидуально или в группе – над тем, какой круг явлений может охватывать следующие термины и понятия: оборонная промышленность, ветераны войны, обманутые вкладчики, электорат политической партии, коммерческие банки, маргиналы.

11. Вам придется проверить свои способности к научному анализу. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо проанализировать, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

Глоссарий к теме:

Институционализация - закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Социальная система - совокупность социальных элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, образующих единое целое и способных изменять свою структуру при взаимодействии с внешними условиями.

 

ТЕМА 5. КОНФЛИКТЫВ ОБЩЕСТВЕ.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы:

1. Распределите понятия, что бы наиболее близкое по смыслу к термину «согласие» было вверху: консенсус, кооперация, сотрудничество, раздор, спор, беседа, диспут.

2. Распределите понятия, чтобы наиболее близкое по смыслу к термину «согласие» были в конце фразы: диспут, раздор, спор, размолвка, столкновение, революция, война, несогласие, дискуссия, развал, схватка.

3. Рассмотрите с позиции психологии, экономики и социологии ситуации: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

4. Какой круг явлений могут охватывать следующие термины и понятия: оборонная промышленность, ветераны войны, обманутые вкладчики, электорат политической партии, коммерческие банки, маргиналы.

5. Придумайте по одному примеру на каждый из девяти типов конфликтов. Желательно, чтобы эти примеры были из обычной жизни. Четко сформулируйте движущие силы и укажите сферы общественной жизни в каждом примере. Проанализируйте конфликтную ситуацию, которая возникала в вашей группе, учебном заведении, и известна всем. Определите интересы сторон, объект конфликта, этапы его протекания и результат.

6. Определите, какие суждения являются неправильными. Исправьте их.

а) активные действия сторон – первая стадия конфликта. б) принуждение – самый эффективный способ разрешения конфликта. в) только у некоторых конфликтов есть движущая сила. г) функциональным называют конфликт, имеющий положительные последствия для группы, организации или обществ д) благополучное разрешение конфликта – залог хороших отношений между сторонами в будущем. е) конфликты могут протекать в экономической, культурной и политической сферах. ж) в конфликтной ситуации лучше любой ценой стремиться к победе, не обращая внимания на решение проблемы.

7. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов. Каждый из них мы обозначим одним словом. Вставь вместо точек пропущенные слова. 1. «Демонстративные». Характеризуются стремлением быть всегда в……………….., пользоваться ……... Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на ………. Могут щеголять терминами и намекать на солидные ……….. Будут обвинять в том, что мы их ……………... те люди, для которых «если факты нас не устраивают – тем хуже для ……….». Поведение их отличается ………….., переходящей в грубость. 2. «Неуправляемые». Люди, относящиеся кй категории, отличаются ……….., ………….. в поведении, ………. контроля……. Поведение – …………………….. 3. «Сверхточные». добросовестные ………., особо скрупулезные, подходящие ко всем. Характеризуются ………………тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. 4. «Рационалисты». Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой…………. когда есть реальная возможность достичь через конфликт ………….. (карьеристских или меркантильных) целей. Пытаются проверить человека на прочность, но готовы ……………, если почувствуют твёрдость. 5. «Безвольные». Отсутствие …………… убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках ……., под влиянием которого оказался. Как правило, начинают ………, затем передают …….. кому-то, кто продолжает отстаивать их интересы. 6. «Слабые». Люди действительно не понимающие или не желающие понимать сложившуюся ………. Открыто выражают свои эмоции.

Глоссарий к теме:

Арбитраж - способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных конфликтов, при котором соперничающие стороны, обращаются к арбитрам (третейским судьям), независимым от них, избираемым самими сторонами или по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций, международных органов.

Аккомодация - процесс, в ходе которого этнические группы приспосабливаются к существованию друг друга и сосуществуют без потребности в решении основных различий и конфликтов.

Барьеры коммуникации - помехи, препятствующие нормальному общению между коммуникатором и реципиентом, способные привести к непониманию и конфликтному взаимодействию.

Инцидент - объективно имеющаяся или кажущуюся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости).

Компромисс - 1) соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок. 2) уступка в каких-то, как правило, второстепенных элементах предмета конфликта. 3) форма приспособления, означающая, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.

Коммуникация - передача сообщений от одной стороны к другой, от одного индивида к другому, от одной социальной группы к другой.

Консенсус - 1. согласие, основанное на сходстве взглядов или ориентации относительно значимых ценностей, целей, норм, правил поведения, ролей, отношений власти и т. д. между индивидами, соц. группами и общностями, являющееся важным фактором функционирования и поддержания стабильности общества. 2. соглашение по спорным вопросам, достигнутое участниками переговоров как средство разрешения конфликтов.

Конфликт - процесс резкого обострения противоречия и борьбы.

Конфликт социальный - попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Конфликтная ситуация - 1. разновидность трудной ситуации взаимодействия. Для нее свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему ущерба, а также негативное отношение друг к другу. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликтная ситуация включает в себя факторы физической и социальной среды, влияющие на конфликт участников, объект и предмет конфликта, субъективные характеристики и особенности оппонентов.

Конфликтоген -любой предмет, идея, взгляд, элемент поведения, выявляющий разность оценок конфликтующих субъектов.

Кооперация - 1. взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. 2. совокупность организационно оформленных, добровольно объединенных рабочих, служащих, крестьян, мелких производителей с целью, определенной хозяйственной или потребительской деятельности. 3. форма организации труда, при которой определенное количество людей совместно участвует в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.

Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.

 

ТЕМА 6.КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы: 1. Определяя понятие «культура», Талкотт Парсонс выделяет три основных момента: «во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и, в-третьих, она является общепринятой. Культура является продуктом и детерминантой систем человеческого социального взаимодействия». Дополните данное определение. Покажите, что культура – не только продукт и условие социального взаимодействия, но и само взаимодействие: культура не только передается, но и создается, она не только общепринята, но порой и противоречит общепринятому – так называемая контркультура.

2. Питирим Сорокин утверждал, что «массовая культура становиться все более поверхностной и концентрируется на изображении патологических типов людей. Современная массовая культура зачастую игнорирует все высокое и благородное в человеке, подавая однозначно и претенциозно наилучшие качества человека, что вызывает у представителей современного поколения отторжение от тяги к вечным истинам как уважения, человеколюбия, любви к Родине. Нужно повернуть лицом к современному поколению современную культуру, чтобы грамотно и осознано на конкретных ценностных ориентирах воспитывалась преемственность поколений. Современное искусство – преимущественно музей социальной и культурной патологии, «искусство поношения и унижения человека». Приведите примеры, подтверждающие слова П.А. Сорокина. Какие социальные последствия вызовет такой характер современной культуры? Как патологичность массовой культуры оказывает влияние на характер социализации молодежи? Какие еще негативные тенденции, связанные с развитием современной культуры, вы можете назвать и охарактеризовать?

7. Используя дополнительную литературу, создайте и заполните таблицу «Западная и восточная культура», указав 15 значимых различий в ключевых ценностях, приоритетах и социальных нормах этих двух типов культуры.

8. Подготовьте краткий конспект по теме «Культура как система ценностей и норм», включающий в себя основные понятия, которые должны усвоить студенты после изучения данной темы.

Глоссарий к теме:

Адаптация - приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды. Пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям.

Адаптация культурная - процесс активного приспособления культуры к условиям конкретной окружающей среды, который определяет специфические, характерные черты данной культуры.

Аккультурация - процесс взаимодействия культур, а также его результат, заключающийся в восприятии одной из них элементов другой культуры или возникновении новой социокультурной системы.

Аксиология - учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей.

Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Быт - сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентированная на удовлетворение материальных потребностей и освоение духовных благ, на общение, отдых и развлечения, складывающаяся под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, этнонациональных особенностей социальных общностях людей.

Культура - система специфически человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в его результате, совокупность социально значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура доминирующая - совокупность идеалов, ценностей, норм, стандартов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества или их большинством.

Культура нормативная - совокупность идеалов, норм, ценностей, определяющих стандарты поведения, которые предписывают, разрешают, одобряют или осуждают, запрещают определенные социальные действия.

Культура массовая - тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей материальных и культурных ценностей и выдвигает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средства многотиражной коммуникационной техники и СМИ.

Инкультурация - процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет.

Прокультурация - вписывание слабой культуры в культуру-доминанту.

Резервация — консервирование социокультурных различий с исключением внутри данного образования эволюции.

Культурный шок - эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой. Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентации.

Футурошок (футуршок) - шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Футурошок возникает из-за наложения новой культуры на старую.

 

ТЕМА 7. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы: 1.К какому типу общества вы отнесли бы современную Россию?

2.Подготовьте и объясните логическую схему по теме: “Факторы социализации российской молодёжи”.

3.Подготовьте выступление на тему:«Права и обязанности личности как факторы взаимоотношений личности и социальной среды».

4. Социализация взрослых людей часто предполагает уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации. Ресоциализация может охватить и целые слои общества. Подготовьте обсуждение на «круглом столе» темы « Ресоциализация некоторых социальных групп современного российского общества».

Глоссарий к теме:

Антропоток - совокупность социокультурных процессов переноса и трансляции, восстановления и смены, воспроизводства и развития идентичностей. Процесс переноса идентичностей наглядно проявляется в виде миграционных потоков, образуя которые, люди и сообщества транспортируют свои культурные и религиозные характеристики, обычаи и навыки из одного географического и социального пространства в другое.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Дивергенция – процесс появления у народов и государств различий;

Конвергенция – процесс сближения государств, появление общих признаков у народов.

Мировая система – совокупность народов, государств и международных организаций, взаимодействующих между собой и друг с другом.

 

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ.

Задания для работы в аудитории и самостоятельной работы: 1. Сделайте таблицу. Распределите перечисленные понятия по столбцам: рыночная экономика, плановая экономика: приоритет частного интереса, привычка к социальным гарантиям, индивидуализм, исполнительность, свобода выбора, закрепощение, контроль, коллективизм, иждивенчество, расчет человека на собственные силы, приоритет общественного интереса, инициативность, предприимчивость, готовность к риск, равенство равных возможностей, ценность богатства как цели, ценность времени, принцип «работа не волк», равенство на конечных результатах.

2. Какая точка зрения на формирование личности вам ближе биологическая или социальная? Подумайте, как можно доказать каждую из них, какие примеры из жизни, художественной литературы и фильмов привести, на чье мнение можно сослаться. Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: