Интересные факты о сталинграде
1. Этот город носил название Царицын (1589-1925), Сталинград (1925 – 1961), а 10 ноября 1961 года он был переименован в Волгоград.
2. Бытует мнение, что легендарный Мамаев курган — место ожесточённых кровопролитных боёв в годы Великой Отечественной войны — называется так в честь знаменитого темника Золотой Орды Мамая, хорошо известного в российской истории как оппонент Дмитрия Донского на Куликовом поле.
3. Всем известная скульптура «Родина-мать зовёт!», что возвышается на Мамаевом кургане, внесена в книгу рекордов Гиннеса в качестве самой большой статуи в мире. Параметры скульптуры таковы: её высота — 52 метра, длина руки — 20, длина меча — 29 метров. Всего же, общая высота скульптуры составляет 85 метров. При этом вес скульптуры - приблизительно 8 тыс. тонн, а, скажем, вес меча — почти 14 тонн. Для сравнения – другие всемирно известные гигантские статуи:
· статуя Свободы (Нью-Йорк, США) - в высоту 46 метров;
· статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро, Бразилия) — 38 метров.
4. В Красноармейском районе Волгограда, у входа в также широко известный Волго-Донской судоходный канал, установлен гигантский памятник вождю Октябрьской революции В. И. Ленину; его высота – аж 27 метров, плюс еще высота постамента — 30 метров. Так что этот Ильич вымахал на 57 метров! Монумент также занесён в Книгу рекордов Гиннеса, но, в отличие от Родины-матери, в качестве самого большого в мире памятника, установленный реально жившему человеку. Немало интересных памятников ВОВ есть и в области города. Добавим, что ранее на этом же самом месте стоял памятник другому советскому лидеру - Иосифу Сталину.
5. Вторая Продольная Магистраль (или просто известная горожанам Вторая Продольная) — признана самой длинной улицей России. Её общая протяжённость составляет более 50 км! Впрочем, для удобства эту гигантскую магистраль поделили на 16 улиц, проспектов, получивших различные названия.
|
6. На одной из самых необычных улиц города - Ковентри в Центральном районе, названной так в честь английского города-побратима - нет ни одного дома! Дело в том, что эта улица находится на стыке между улицами Чуйкова и Советской, а городские власти отнесли все находящиеся тут постройки именно к этим двум улицам. Впрочем, братский городок в Великобритании и вовсе не имеет улицы, названной в честь Волгограда.
7. В 2011 году Волгоград возглавил необычный рейтинг. Был составлен список самых «советских» городов России. Для того, чтобы определить победителя, в рейтинге учитывались статистических данные о названиях улиц, на которых располагаются здания, учреждения государственной власти и местного самоуправления, число монументов и памятников, относящихся или посвященных советской эпохе.
Интересные факты о ленинграде
1. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года, когда в ходе операции «Искра» советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.
|
2. Даже после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года продолжалась его осада немецкими и финскими войсками. Лишь проведенные в июне-августе 1944 года Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда.
3. Эвакуация жителей Ленинграда длилась с июня 1941 года по октябрь 1942 года. В первый период эвакуации, когда блокада и захват города многим казались маловероятными, ленинградцы отказывались от переезда в другие регионы. Кроме того, изначально детей эвакуировали из города в районы Ленинградской области, которые затем стремительно стал захватывать противник. В результате 175 тысяч детей были возвращены в Ленинград. Всего до блокирования города из него было вывезено 488 703 человека. Второй этап эвакуации происходил по ледовой «Дороге жизни», через которую с 22 января по 15 апреля 1942 года было вывезено 554 186 человек. На последнем этапе эвакуации с мая по октябрь 1942 года в основном водным транспортом по Ладожскому озеру было отправлено на Большую Землю около 400 тысяч человек. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.
4. В блокаде Ленинграда, помимо немецких и финских подразделений, участвовали также испанские и итальянские. Испания, не принимавшая официального участия в войне с СССР, послала на Восточный фронт так называемую «Голубую дивизию», состоящую из добровольцев. О боевых качествах «Голубой дивизии» есть различные мнения – одни исследователи отмечают стойкость ее бойцов, другие – отсутствие какой бы то ни было дисциплины и массовые случаи перехода солдат на советскую сторону. Что касается Италии, то она предоставила свои торпедные катера для проведения операций против советских войск на Ладожском озере. Однако действия итальянских моряков на Ладоге успеха не имели.
|
5.. Главной проблемой осажденного Ленинграда стал голод. Начало продовольственного кризиса очень часто принято связывать с тем, что 10 сентября 1941 года гитлеровской авиацией были уничтожены Бадаевские продовольственные склады. Но современные исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было многомесячного запаса продовольствия. Ленинград в мирное время обеспечивался путем регулярных поставок продуктов, которые были нарушены гитлеровской блокадой.
6. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.
7. Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 – на женщин.
8. Магистралью, спасшей Ленинград от гибели, стала проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни». Этот маршрут снабжения действовал в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В летнее время «Дорога жизни» действовала как водный маршрут, в зимнее – как ледовая автодорога. Когда говорят о «Дороге жизни», чаще всего имеют ввиду ее ледовый вариант, благодаря которому зимой 1941/1942 годов удалось наладить снабжение Ленинграда продовольствием с Большой Земли, а также эвакуировать из города свыше 550 тысяч человек. После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны – Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно – «Коридор смерти». Дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.
9. Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.
10. В современном Петербурге существует памятник еще одним героям блокадного Ленинграда – кошкам. В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» - около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.