КОНСТРУИРОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК




ВВЕДЕНИЕ

 

 

Целью данной работы является закрепление практических навыков работы при изучении дисциплины «Информатика», умения работать в MS Excel, MS Word.

Основной задачей контрольной работы является создание и оформление исходной таблицы; расчеты в таблице с применением «Мастера функций»; обработка данных таблицы посредством сортировки и выборки (фильтрации); построение диаграмм; оформление отчета в виде комплексного текстового документа.

Номер варианта задания 8.

Таблица 1 Расчет стоимости перевозок груза

Ф.И.О. шофера Перевезено груза за 1 рейс, т Стоимость перевозки 1 тонны груза, руб Стоимость перевозки за 1 рейс, руб

Таблица 2 Расчет общей стоимости перевозок за год

Ф.И.О. шофера Количество рейсов за год Стоимость перевозки за 1 рейс, руб Стоимость перевозок за год, руб

 

− сортировка – произвести сортировку данных Таблицы 1 по текстовому столбцу, тип сортировки выбрать самостоятельно;

− расчет с использованием функций – среднее количество рейсов за год;

− критерий выборки – содержат определенные текстовые символы.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ

 

 

1.1 Создание и оформление исходной таблицы

 

Загрузить MS Excel. Сформировать на первом листе («Лист 1») рабочей книги таблицу 1 (рисунок 1) согласно варианту задания.

Для оформления заголовка таблицы установить курсор в ячейку A1 и ввести название таблицы "Расчет стоимости перевозок груза". Для размещения названия таблицы по ширине нашей таблицы объединить ячейки A1:D1, выбрать в строке меню команду Формат/ Ячейки/ Выравнивание/ Объединение ячеек.

Для длинных названий, используемых в заголовках таблицы 1, применить форматирование ячеек. Выделить диапазон ячеек A2:D2 и выбрать в меню команду Формат/ Ячейки/Выравнивание/Переносить по словам.

 

Рисунок 1 Вид таблицы «Расчет стоимости перевозок груза» (таблица 1)

 

 

Переименовать текущий лист «Лист1» на «Таблица1».Для этого, указав на название листа в рабочей книге MS Excel, вызвать контекстно-зависимое меню (нажатием правой кнопки мыши) и выбрать команду Переименовать.

Рамки таблицы создать следующим образом: сначала выделить данные в таблице - это интервал ячеек A2:D13. Далее выбрать в строке меню команду Формат/ Ячейки/ Граница/…, выбрать тип линии, и к какой части выделенных ячеек эту линию применить: внешней границе и всем внутренним. Можно было использовать на панели инструментов пиктограмму .

Затем перейти на второй лист «Лист 2» рабочей книги MS Excel, так же переименовать его на «Таблица 2» и создать аналогично вторую, заданную в нашем варианте таблицу 2 (рисунок 2).

Кроме оформления таблиц, произвести необходимые расчеты: для столбца D («Стоимость перевозки за 1 рейс, руб.») первой таблицы, для столбца D («Стоимость перевозок за год, руб.») второй таблицы и для строки 14 («Среднее количество рейсов за год») второй таблицы. Расчеты описаны в разделе 1.2.

 

Рисунок 2 Вид таблицы «Расчет общей стоимости перевозок за год» (таблица 2)

 

Во второй таблице интервал ячеек А2:А12 и С2:С12 скопировать из первой таблицы с помощью команды Специальная вставка, для того, чтобы установить связь между таблицами (более подробно пояснено в разделе 1.3).

 

1.2 Расчеты в таблице

 

Расчеты производить по формулам, используя мастер функций, и набирать формулы в строке формул.

Сначала рассчитать столбец «Стоимость перевозки за 1 рейс, руб.» таблицы 1. Для этого ввести в ячейку D3 следующую формулу «=B3*C3», а остальные ячейки заполнить используя прием автозаполнения: выделить ячейку, в которой производится расчет (D3), подвести курсор к нижнему правому уголку ячейки и захватив ее, переместить курсор на необходимое количество ячеек (D3:D12).

Рассчитать столбец «Стоимость перевозок за год, руб.» таблицы 2. Для этого ввести в ячейку D3 следующую формулу «=B3*C3», а остальные ячейки заполнить используя прием автозаполнения: выделить ячейку, в которой производится расчет (D3), подвести курсор к нижнему правому уголку ячейки и захватив ее, переместить курсор на необходимое количество ячеек (D3:D12).

Для вычисления итоговой суммы по числовым значениям в смежном интервале ячеек использовать инструмент автосуммирование (значок на панели инструментов). Установить курсор в ячейку В13 таблицы 1, нажать кнопку автосуммирования (в самой ячейке и в строке формул появляется функция «=СУММ(В3:В12)»), нажать клавишу «Enter».

Расчет с использованием функций согласно заданию найти в таблице 2 следующим образом: в таблице 2 найти значение ячейки строки В14 («Среднее количество рейсов за год») по формуле: «=СРЗНАЧ(B3:B12)» (рисунок 3).

Рисунок 3 Вид окна мастера функций на 2 шаге

 

1.3 Связывание таблиц

 

В данном подразделе осуществляется связывание двух таблиц с целью связывания данных таблицы 1 с данными таблицы 2.

При связывании таблиц применить команду ПРАВКА/ СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА.

Выделить ячейки А3:А12 и D3:D12 из таблицы 1 и выбрать команду ПРАВКА/КОПИРОВАТЬ. Установить курсор в таблице 2 на ту ячейку, куда нужно копировать (ячейка А3 и С3, лист «Таблица 2»), и выполнить команду ПРАВКА/СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА/ВСТАВИТЬ СВЯЗЬ. В ячейках А3:А12 и С3:С12 таблицы 2 появились указания на ячейки исходной первой таблицы (такие как, например «=Таблица 1!А3»).

В результате, если изменять данные в таблице 1, произойдут соответствующие изменения в таблице 2 аналогичного столбца.

 

2 УПРАВЛЕНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ДАННЫХ

 

 

2.1 Сортировка данных

 

Так как при сортировке данные таблицы будут изменены, то создать новый лист «Сортировка» и в нем вставить копию таблицы 1. Для этого выделить всю таблицу 1 из исходных данных (А2:D13) из листа «Лист1», выбрать в меню команду ПРАВКА/КОПИРОВАТЬ и вставить выделенный фрагмент на новый лист «Сортировка», используя команду ПРАВКА/ ВСТАВИТЬ.

Для сортировки, выделить мышкой интервал ячеек А3:D12. В строке меню выбрать команду Данные/Сортировка, в появившемся окне диалога указать: Сортировать по - «Ф.И.О. шофера» и тип сортировки – «по убыванию». В итоге получается отсортированная таблица (рисунок 4).

 

Рисунок 4 Вид таблицы «Расчет стоимости перевозок груза» после сортировки по полю «Ф.И.О. шофера»

 

 

2.2 Фильтрация данных

 

При выполнении фильтрации (выборки) данных так же, как и в случае сортировки, данные изменяются, поэтому аналогично создать новый лист «Выборка» и в нем вставить копию таблицы 1.

Для фильтрации данных курсор установить в ячейке А3 и выбрать в меню команду Данные/Фильтр/Автофильтр. На верхних ячейках выделенной таблицы появились значки . В ячейке А3 нажать на этот значок, появляется список, из него выбрать – Текстовые фильтры – содержит… (рисунок 5). В появившемся диалоговом окне «Пользовательский автофильтр» выбрать критерий выборки - «содержит а И содержит е »(рисунок 6).

 

Рисунок 5 Выбор условия фильтрации данных

 

Рисунок 6 Вид окна выбора условия фильтрации данных

 

Рисунок 7 Вид таблицы после фильтрации данных

 

В результате выполненных действий по нашему варианту критерия выбрано 5 значений. В таблице остались только 5 записей согласно указанному условию (рисунок 7).

 

2.3 Построение диаграмм

 

По данным двух столбцов «Ф.И.О. шофера» и «Стоимость перевозки 1 тонны груза, руб.» исходной таблицы построили стандартную диаграмму.

Диаграммы связаны с теми данными на рабочем листе, по которым они были созданы, поэтому диаграммы будут автоматически обновляться при обновлении данных.

Для построения диаграммы выделили в исходной таблице («Таблица1») интервалы ячеек: А2:А12 и D2:D12. Диаграмму создавали с помощью мастера диаграмм, который вызвали с помощью команды в строке главного меню ВСТАВКА/ДИАГРАММА. При построении диаграммы выполнили четыре шага.

На первом шаге мастера диаграмм выбрали тип и вид диаграммы.

По типу диаграммы выбрали «Диаграмма с областями». Переход к следующему шагу осуществили нажатием кнопки "Далее".

На втором шаге выбрали диапазон данных для построения диаграммы (т.к. вначале уже определили диапазоны А2:А12 и D2:D12, в окне мастера диаграмм он уже установлен.) Ряды данных определили «в столбцах».

На третьем шаге открылось диалоговое окно, состоящее из нескольких вкладок. На соответствующих вкладках установили параметры диаграммы (заголовок диаграммы - «Диаграмма с областями», расположение легенды – «справа», подписи осей – «значения»).

На четвертом шаге выбрали место для размещения диаграммы: на листе «Диаграмма1». В результате получили следующий вид стандартной диаграммы (рисунок 8).

Рисунок 8 Диаграмма по данным листа «Таблица 1»

 

Построение диаграммы по таблице 2 (лист «Таблица 2») схоже с построением диаграммы по исходной таблице. Разница в том, что данные для диаграммы берутся из трех несмежных столбцов «Ф.И.О. шофера», «Стоимость перевозки за 1 рейс, руб.» и «Стоимость перевозок за год, руб.». Для выделения данных в несмежных столбцах использовалась клавиша Ctrl. Соответственно выделили (удерживая клавишу «CTRL») диапазоны ячеек А2:А12 и С2:D12, тип диаграммы – Нестандартная с двумя осями, заголовок диаграммы – «Нестандартная диаграмма».

В результате получили следующий вид диаграммы по таблице 2
(рисунок 9).

 

Рисунок 9 Нестандартная диаграмма по данным листа «Таблица 2»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Расчеты в моей работе были выполнены на IBM РС-совместимом персональном компьютере с использованием электронных таблиц Excel. Для оформления работы использован текстовый редактор Word.

В работе приведено подробное описание хода решения задачи, представлены результаты контрольного расчета и построены гистограммы по результатам расчетов.

Выполненная работа позволила мне углубить знания в области информатики и использования современных информационных технологий. Мною также повышен профессиональный уровень за счет практического использования программы электронных таблиц Microsoft Excel.

Выяснено, что программа электронных таблиц Microsoft Excel является эффективным инструментом для решения самых разнообразных задач, и может использоваться в области информатики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Стандарт организации СТО 0493582-003-2018. Самостоятельная работа студентов. – Уфа:БГАУ. Введен 01.06.18. – 32 с.

2. Информатика. Базовый курс/Под ред.Симоновича С.В. - СПб.: Питер. - 2016. - 640 с.

3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: ИнформкомПресс. - 2018. - 480 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: