М. Елизаров «библиотекарь»




Выполнили: студентки группы РЛ-12-1

Евдокимова Татьяна,

Щипакина Юлия

План:

1. Постмодернизм. Этапы русского постмодернизма.

2. Особенности русского постмодернизма. Феномен игровой литературы, ее генезис и свойства.

3. М. Ю. Елизаров: краткое описание жизни и творчества.

4. Анализ «Библиотекаря» М. Ю. Елизарова. Характерные черты творчества Елизарова (на примере данного романа).

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ — это нетрадиционная, неклассическая эстетическая система конца века, закономерный этап в развитии литературы и искусства переходного периода. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» он определяется как «многозначный и динамиче­ски подвижный в зависимости от исторического и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений».

Постмодернизм возникает как ответ на кризис классического либерализма, начинающийся после Второй мировой войны и достигающий апогея на рубеже 60-х-70-х годов XX века. Это такая ветвь, поздняя фаза модернизма, которая занимается критикой собственных оснований.

 

В русской культуре постмодернизм возникает не как противоположность модернизму, а как замещение модернизма. Русские постмодернисты в содержании, особенностях поэтики, способах выражения авторской позиции отразили кризисное состояние литературы. Постмодернизм называют «агрессивной идеологией», знаком усталости и болезни культуры и одновременно приметой выхода из кризиса.

Фазы русского постмодернизма:

Начальная граница посмодернизма не установлена. Если в западном мире она проводится довольно чётко по рубежу 60-70-х гг. 20 века, то применительно к России она расплывается.

1. 60-70-е – 80-е: фаза героическая, «бури и натиска»: важна была именно экспериментальность. Латентный пе­риод, творчество «ранних постмодернистов» или «предпостмодернистов»: «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, «Пушкинский дом» Андрея Битова, проза Дмитрия Пригова и Евгения Харитонова – как следствие странного эксперимента, в ходе которого андеграунд пытается вернуться к модернизму как бы через голову советской литературы. Получилось нечто совершенно иное.

2. 80-90-е – 2000-е: активное утверждение постмодернизма как сложившегося эстетического направлени­я, обусловленное:

- эстетической реакцией на разочарование во всех утопиях — социально-исторических, философских, научных и художественных;

- обретением литературой самодостаточности, свободы, зна­ковой сущности;

- исчерпанностью преж­них традиционных типов художественности – соцреализма в пер­вую очередь.

Эти причины поставили перед художниками слова задачу создания такой эстетической системы, которая отвечала бы требова­ниям нового «перестроечного» времени. Впервые это явление было названо в многочисленных статьях-манифестах (В. Ерофеев, В. Курицын, М. Липовецкий) пост­модернизмом (сам термин пришел из-за границы). В творчестве Галковского, Золотухи, Ерофеева, Садура, Нарбиковой, Попова, Толстой, Пелевина, Сорокина, Пригова и др. появлялись основные черты поэтики постмодернизма.

3. 2000-е – сегодня: существует несколько точек зрения на современный постмодернизм: 1) постмодернизм изжил себя; 2) перейдя в новую фазу, стал одной из очень распространенных форм культурного мышления, мейнстримом; 3) является некой паузой в развитии литературы и культуры.

 

Русский литературный постмодернизм неоднороден в своем проявлении, но в нем можно выделить общие отличительные черты:

I. Релятивизм и амбивалентность категорий – относительность ивзаимозависимость того, что кажется несовместимым (например, «негативная идентичность»: неделимость «своего» и «чужого», «хаоса» и «космоса» => понятие «хаокосмоса»).

II. Постмодернистская игра с хаосом и порядком часто оборачивается «заигрыванием со смертью» и гипернатурализмом. Липовецкий считает, что «кровавая смерть становится ирреальным символом русского постмодернизма» как свидетельство невозможности упорядочить хаос». => Культ боли и изображение грязи: это продукты выделения – речь, слова, экскременты, пот, слезы, рвотные массы (поэтика шокового натурализма). Писатель – канализационная труба, через которую идут фекальные массы старой идеологии, языка, культуры и политики.

III. Интертекстуальность (от лат. intero «вплетать в ткань») – «вложенность» текста в тексте. Реальность мыслится как текст, дискурс, повествование, бесконечно интерпретируемое. Цель – побуждение читателя-эрудита напряжённо искать культурологические, литературные отсылки, предполагаемые объекты пародирования, предназначенные для разного типа читателей: один слой может быть бульварным детективом, другой – философским трактатом.

=> Обманчивость фабулы – внешний повествовательный слой текста маскирует его сущностные, скрытые содержательные элементы. Каждый новый текст имеет единый предтекст и одновременно становится пратекстом для новых текстов.

=> Литературный пастиш вторичное художественное произведение, являющее собой имитацию стиля работ одного или нескольких авторов, смешение жанров – эклетизм.

=> Принцип центонности – создания литературных текстов из частей – и сознательной вторичности.

=> Тезис о «смерти субъекта» - индивидуального текста и автора. Ничего не существует вне текста, любой индивид неизбежно находится внутри его.

IV. Выдвижение на первый план маргинальных групп и субкультур.

V. Интеграция в текст советской ментальности, ее демифологизация – разрушение прежних кумиров, идиологем.

VI. Феномен игровой литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: