МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ




УРОК 1

Ответы на вопрос письменно в 3-5 предложениях
- Что можно сказать о будущих конфликтах пьесы, исходя из афиши? Оцените «расстановку сил» (если бы вы не читали пьесу, что могли бы предположить о взаимоотношениях и конфликтах героев?)
- Рассмотрите обложки к «Грозе» на слайде. Какая из них кажется вам наиболее удачной и почему?
- Что вы можете сказать о названии пьесы? (оно сильно отличается от других названий пьес Островского, как вы думаете, почему? Какая символика стоит за этим названием?)
- Как вы считаете, какие сцены пьесы «Гроза» можно считать ключевыми и почему?

УРОК 2
Ответы на вопрос письменно в 3-5 предложениях

- Прослушайте песню «Среди долины ровныя…» на стихи Алексея Мерзлякова (1810 г.). Какое отношение к «Грозе» имеет этот текст? Какие темы и мотивы он задаёт? – запись можно найти на ютубе

- Какие конфликты, на ваш взгляд, можно выделить в «Грозе» и какие из них буду ключевыми в этой пьесе?

- Анализ трёх сцен из пьесы по вопросам:
Какой мотив объединяет следующие сцены? Как он по-разному проявляется в системе взглядов Кабановой, Тихона и Катерины?

ТЕКСТЫДЛЯ АНАЛИЗА СЦЕН:

А) Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не

сдыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов. "Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Б) Кабанова. Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.

Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить.

Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Кабанова. Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?

Кабанов. Да я, маменька...

Кабанова (горячо). Хоть любовника заводи! А? И это, может быть, по-твоему, ничего? А? Ну, говори!

Кабанов. Да, ей-богу, маменька...

Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!

В) Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. <…>

УРОК 3
Гроза в восприятии героев пьесы

- Найдите в тексте реплики Катерины, Тихона, Кулигина, Дикого о грозе.

- Заполните таблицу (в тетради):

Герой Цитата Вывод: что для героя означает гроза?
     

 

- В презентации есть слайд «Анализ ремарок» и слайд «Реконструкция монолога» - на основании этих сцен (и любых других, которые покажутся вам важными) сделайте вывод в 3-5 предложениях о том, как автор использует ремарки, чтобы раскрыть характер героев (аналогично тому, как он использует речевую характеристику – об этом есть в презентации чуть раньше, об этом же можно прочитать в книге, которую я вам советую и оставляю в группе)

УРОК 4
Финал драмы: кто толкнул Катерину с обрыва?

- рассмотрите в презентации фрески со сценами из «Страшного суда», подумайте, почему Катерина видит их в финале? Может ли быть этому рациональное объяснение или всё происходит в сознании героини? (на этот вопрос письменно отвечать не нужно, это направление для ваших размышлений)
- Выберите из всего текста драмы 1-2 высказывание героев (Кабанова, Дикой, Тихон, Варвара, Кудряш, Кулигин, Катерина), которые, на ваш взгляд, могут стать девизом/лозунгом этого героя по жизни (фраза должна отражать ценности и взгляд на жизнь этого героя). Обосновывать ответ не надо, только привести сами высказывания (цитату из речи героя)

УРОК 5
Итоги

- Задание можно выполнить в группа до 5 человек, в тетради список группы (тогда буду оценивать текст, который вы напишите, как коллективное творчество и оценка будет общая на группу): анализ критических отзывов на драму А.Н.Островского «Гроза» (прочитать критические отзывы современников на драму, обобщить их и записать в тетради выводы о том, как современники воспринимали пьесу – в чём видели её «мораль», как понимали образ Катерины и мотивы её поступков) – ссылка на критические отзывы есть в презентации

- Д\З напишите в 5-7 предложениях о том, какой лично вам видится современная постановка «Грозы»: какие акценты необходимо расставить, к кому из героев современный зритель должен испытывать симпатию, как в 21 веке стоит оценивать поведение Катерины?
ОСОБЕННОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИТЕ НА ТОТ ФАКТ, ЧТО МЫНЕ АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, то есть стараемся не измеряет героев мерками психоаналитика, не ставим им диагноз, а пытаемся понять, какой смысл несёт образ героя, чему нас учит, что символически изображает (например, Акакий у Гоголя нам неприятен, но учит при этом любить ближнего, даже если ближний – «маленький человек», тем самым мы вырастаем над собой; а как в «Грозе» Островского?)
* на последних слайдах презентации есть пример реальных высказываний наших современников о постановках «Грозы» в современном мире

МАТЕРИАЛЫВ ПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

1. И.Н.Сухих «Русская литература для всех» том 2 – лежит в материалах нашей группы ВК (ищем главу про «Грозу»)

2. Презентация к урокам (сделана по главе из книги Сухих + немного дополнительной информации и заданий)
- в презентации можно обратить внимание на слайд ОНОМАСТИКОН: здесь показано, какое значение имеют имена героев, это может пригодиться при анализе символики и мотивов в пьесе.

3. Учебник «Сферы» по литературе чатсь 1 (есть у нас в школьной библиотеке, можно уточнить, какой учебник я имею в виду, у 10А – они не уносят его домой, но он взят у них на класс) – там тоже есть материалы для ответов на некоторые вопросы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: