Умер Гермоген 17 февраля 1612 г.




[Послание патриарха Гермогена]

Просите у бога милости и призывайте на помощь крепкую пашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и восприять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на бога, и па пречистую богородицу, и на всех святых, понеже с нами бог и заступленье пречистые богородицы и молитвам всех святых, и поотринути от себя всяко зло. И поборает по нас господь сам бог, живопосными усты своими рек сам господь: «Аз есми по вся дни с вами до скончания века». И паки рече: «Аз есми с вами и никто же на вы». И паки рек: «Идеже два или три собрани во имя мое, ту есмь и аз посреди их». И паки рек: «Ничто же творите и приступите ко мне и противитеся, и лица ваша || не постыдятся, врази наши да будут пред вами, яко прах пред лицем ветру». И ангел господень погоняя их, понеже с нами бог и молитвы пречистые богородицы и всех святых поспешествуют вам. Токмо отрините от себя всяку ересь и всяко нечестие, его же ненавидит бог. Кто будет был блудник возлюби целомудрие, еже есть чистота телесная, и кроме жены своея со иными не блудите. Или кто разбойник, или тать, или клеветник, или судья неправедной, или посульник, или книги гадательные и волшебные на погибель держыт, или ведует, впредь обещайся богу таковых дел не творить. То чистое покаянье именуетца, что от грех престати, а не отчайся никакоже никто — несть бо того греха, котораго божие человеколюбие не превозходит. Отчяявшися сам себе заколает, что мертвый не может встать. Тако отчаявшися спастися, согрешил еси. Прибегни к богу и помяни царя Манасию: и лета отворил люди от бога и в мало время спасеся из медяные тюрмы, ангелом взят и принесен во свое царьство Езекею. Много согреши и обратней ко истинне покаянья и прослезися. И каково знамение на небеси его ради показа господь солнцем: тогда бе и в нощи день. И бе при том же ангел господен, уби от полку асирийска 185 000. Помяните паки разбойника, и мытаря, и блудницу: многим ли времянем и не единым ли словом спасошася? А на волшебные и па гадательные книги и на ведовство что надеющеся, и те, что на воду опирающеся, а хто опретца на воду, тот и погрузитца и потонет. И тако и на ересные и волшебные и па гадательные книги кто па них надеетца, их держытца, тот вскоре и погибнет и душею и телом. Не может бо человек двема || господинам работать, и тако не может единым оком смотрети на небо, а другим на землю. Сам убо господь рече: «Где есмь аз, тут и слуга мой будет». То доброй ли слуга, что господина своего оставя, да не токмо господина, но и творца своего и бога, имущаго вся в руку своею, владеющаго животом и смертию, да отдаст себя врагу божию и своему губителю сотане и диаволом? Сотона же з бесы своими, хотя мало что и польстят и сотворят ему по его воли хотение его, и палят ого мечтанием своим к тоске. И как отведет его от бога, тогда по своему злодейству, смеявся ему, поругаются и всю волю свою сотворят над ним, и смертию злою уморят и погубят, понеже отступи от своего создателя, и во оном веце учинят его бес конца горети. И те душегубительные книги и ведовство, которые православных крестьян во ад сводят и сотворяют с сотоною и з бесы мучитися в бесконечныя веки, подобает вам, держащимся их, почитающим их, служащим их огнем сожигати вместо собя, то сами не будете горети в бесконечные веки, да и зде приимите благодать божию, и подаст вам бог вскоре. А тем не прельщайтеся, что со враги божиими и со дияволы знатися и бога бы милостива сотворити собе. По собе всяк знай: только раб твой ко врагу твоему прибегает, и поклоняется ему, и угодная творит ему, что ты — добро сотворишь рабу своему? И вы не могите держатися таковых соблазн и поразумейте; свет или тма, живот ли или смерть, бог ли или бес, ково оставляете и х кому прибегаете? И хощете ли до конца не погибнути, прочтите мучение священномученика Кипреяна, той и вам объявит прелесть вражию и покажет. Обращаямся к богу: неизреченно божие к нам человеколюбие. Волшебствующии бо и волшебство || делающем, аще и святые троицы имя нарицают, аще и знамение честнаго креста Христова сотворяюще и знамение некое, некое волшвенье творят. Бегати их подобает и отвращатися, понеже не бе место покойно богу в них неверия ради. И яко же сам рече: «Сын человеческый не имать где главы подклонити». Блюдиси таковый, да не па тебе исполнитца речение: «Приемлете, зане зле просите». А благочестиву мужу бог помогает, понеже па бога надежу держых, а не на душедьявольския, душегубительные книги и козни его, от них же да избавит нас Христос, бог наш. Кое убо приобщение свету ко тме, или кос причястие дьяволу со Христом? Не подобает нам, крестьяном, усты и языком бога призывати, а душею и телом дьяволу работать Помните реченное господем: «Раб ведая господина своего волю, а не творит, бьен будет много». И паки: «Аще бысть и слепы были, то не бысть бы и греха имели». И паки: «Подобает покаятися к богу, ему же слава в веки». Аминь.

ГЕРМОГЕН отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота от патриарха, призывавшего не признавать царем сына Марины Мнишек: «Маринкин на царство не надобен: проклят он от собора и от нас».

3. МИНИН КУЗЬМА МИНИЧ – «выборный человек всею землёю». Отец – Мина Анкудинов (балахнинский солепромышленник)

Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин («говядарь» - держал мясную лавку), избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. Свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, которые горячо его поддержали.

Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. ОН с начала сентября регулярно выступал перед нижегородцами:

· В Земской избе,

· На торгу,

· На паперти Спасо-Преображенского собора в Кремле

По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.

Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов:

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили. Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего. Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании. И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить»

Слова протопопа Саввы Ефимьева попали на благодатную почву, возделанную земским старостой и вестями, стекающимися в Нижний со всего государства Московского. Кузьме Минину после вдохновенных слов протопопа, было легче обращаться с воззванием к согражданам и с паперти собора, а затем у Земской избы, стоящей недалеко от деревянной церкви Николы на Торгу.

Место воззвания: в конце спуска, что идет от крепостных Ивановских ворот к торгу, возле Земской избы и напротив её деревянной церкви Николы на Торгу.

Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор » для всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке. Но поскольку добровольных вносов не хватало, был объявлен принудительный сбор со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности. Сам староста отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Купцы нижегородцы, первыми из них Строгановы, согласились на повышение таможенных пошлин ради сбора средств. Ополчение не нуждалось ни в чём: ни в пушках, ни в порохе, ни в одежде, ни в доспехах, ни в продовольствии. Самый бедный служилый дворянин смог выступить в поход на 2 конях.

Первоначально основу ополчения составили горожане-нижегородцы и дворяне Смоленщины. Но потом стали прибывать и из других городов:

· коломенцы, рязанцы, вологжане, владимирцы, вязьмичи, дорогобужцы, ратники с Предуралья, Сибири, Украины и Поморья.

Ополчение включало в себя:

· Пехоту

· Кавалерию

· Артиллерию = наряд

Войско делилось на сотни и полки.

Ручное оружие: пищали, мушкеты, пистоли, луки, бердыши, сабли, пики

Социальный состав ратников: холопы, крестьяне и служивые люди

Национальный состав: татары, чуваши, марийцы, коми,

Ополченцы получали денежное жалование – в зависимости не от социального статуса, а от конкретной должности в ополчении

Численность ополчения: Чаще всего называется около 5 тысяч человек вышло из Нижнего в феврале 1612 года.По уточнённым данным вышли из Нижнего Новгорода 3500 стрельцов и тысяча всадников

 

4.«Выборный человек» Кузьма Минин в своём призыве поставил вопрос и о выборе военачальника будущего ополчения. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве.

Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене. В 1608 году, будучи полковым воеводой, разбил близ Коломны войска тушинского самозванца; в 1609 году разгромил шайки атамана Салькова; в 1610 году, во время недовольства рязанского воеводы Прокопия Ляпунова царём Шуйским, удержал в верности царю город Зарайск; в марте 1611 года доблестно бился с врагами Отечества в Москве и был тяжело ранен. Импонировали нижегородцам и такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета» — как говорил сам князь. Согласно тогдашнему этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по «приговору» нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всею землею ».

 

5. Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения.

В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек:

· Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей - смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками.

· В аналогичном положении оказались вязьмичи и дорогобужцы, которые тоже влились в состав ополчения.

· Пришли в Нижний коломенцы, рязанцы

 

В ополчение принимались разные люди, готовые сражаться за правое дело «очищения» Москвы от поляков:

· стрельцы и служилые дворяне,

· казаки,

· посадские люди

· крестьяне.

· холопы

Кузьма Минин пригласил в земскую рать большой отряд служилых смоленских дворян, которые после падения Смоленска ушли с семьями в Арзамасский уезд, показав на деле верное служение Отечеству. Пришли коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из украинных городов

Ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек.

Всего в ополчении участвовало около 5000 человек (3500 стрельцов и 1000 всадников)

Все ополченцы получили хорошее содержание:

служилым людям первой статьи назначили денежный оклад — 50 рублей в год,

· второй статьи — 45 рублей,

· третьей — 40 рублей,

· меньше же 30 рублей в год оклада не было.

Наличие у ополченцев постоянного денежного довольствия привлекло в ополчение новых служилых людей со всех окрестных областей.

 

6.ВТОРОЕ НИЖЕГОРОДСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ:

· Хорошая организация,

· сбор и распределение средств,

· заведение собственной канцелярии,

· налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения —

всё это привело к тому, что в отличие от Первого ополчения во Втором с самого начала утвердилось единство целей и действий.

Пожарский и Минин продолжали собирать казну и ратников, обращаться за помощью в разные города, посылали им грамоты с воззваниями:

«…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати».

Власти Второго ополчения фактически начали осуществлять функции правительства, противостоявшего московской «семибоярщине» и независимым от властей подмосковных «таборов», руководимых князем Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким.

Первоначально ополченское правительство сформировалось в течение зимы 1611—1612 гг. как «Совет всея земли». В него вошли руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода, представители других городов. Окончательно оно оформилось при нахождении второго ополчения в Ярославле и после «очищения» Москвы от поляков.

 

7.Правительству Второго ополчения пришлось действовать в сложной обстановке. На него с опасением смотрели не только интервенты и их приспешники, но и московская «семибоярщина» и руководители казацкой вольницы, Заруцкий и Трубецкой. Все они чинили Пожарскому и Минину различные препятствия. Но те, не смотря ни на что, своей организованной работой укрепляли своё положение.

Опираясь на все слои общества, особенно на уездное дворянство и посадских людей, они наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая взамен новых ополченцев и казну. Своевременно посланные им отряды князей Дмитрия Лопаты Пожарского и Романа Пожарского заняли Ярославль и Суздаль, не допустив туда отряды братьев Просовецких. Люди Дорогобужа, Вязьмы, Коломны, Арамзаса, Казани и других городов, охотно вступали под начала Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В начале марта нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.

 

 

8. Пожарский настоял идти в Москву не кратчайшим путём через Муром и Владимир, по сильно разрушенным местностям и на виду у будущих противников, а кружным путём, через Кострому и Ярославль, собирая в дороге провиант и людское пополнение. «Север и Заволжье - наша опора, в те места не проникла рука зорителей и не грабила народа. Надлежит твёрдой ногой стать в Ярославле, стянуть все силы туда, очистить от воров ближние ростовские и суздальские земли, наладить дружбу с Новгородом и шведами, дабы не грозили нам с тыла, а оттуда навалиться на Москву».[1]

Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 г ода

От стен Спасо-Преображенского собора через ворота Ивановской башни кремля, мимо храма Иоанна Предтечи вышло Нижегородское ополчение. Решено было выйти из города в доспехах, в полной боевой оснастке, чтобы показать всю могучую силу брони и оружия. Потом, за рекой, тяжёлые доспехи предполагалось уложить на сани, чтобы идти налегке.

Вот как описан выход ополченцев В. А. Шамшуриным: «И грянули колокола. И ударили со стен пушки. Качнулись хоругви перед «Спасо-Преображенским собором и поплыли над многольдьем в голову войска. Вслед за священным синсклитом стронулись с места полки, ведомые Пожарским. Князь был на рослом коне… Служилые дворяне и дети боярские ехали в полном ратном облачении… В отрыве от них – стрелецкие конные сотни, вооружённые бердышами и пищалями… За стрельцами тянулась тёмным скопом посадская и крестьянская пешая рать, колыхаясь копьми и рогатинами. И уже миновали Ивановские ворота дворяне и стрельцы, а её задние ряды ещё не двинулись».[2] Провожающие ополчение священники и нижегородская знать следовали вместе с войском, по обычаю, до «первой воды», до берегового спуска.

Спустились вниз по съезду к месту переправы - туда, где Ока сливается с Волгой. На Оке уже кипела работа: «… монахи, женщины и подростки устилали оттаявший под солнцем ледяной путь через реку еловыми лапами, соломой, насыпали песок там, где были лужи, набрасывали тяжёлые тесины на толстые брёвна, ровными рядами покрывали мутные закраины у берегов. Минин первым спустился по широким сходням на лёд.»[3] Ополчение благополучно перешло Оку.

 

Пошли через по правому крутому берегу Волги:

· Балахна - первая остановка на отдых, присоединился отряд Матвея Плещеева, горожане отдали Минину казну (собранные балахнинцами деньги), здесь же ратникам выдали первое жалование

· Василёво или Василёва слобода (ныне Чкаловск)- вотчина Василия Шуйского

· Тимонькино (маленькое село),

· Сицкое (маленькое село),

· Пучеж

· Юрьевец – присоединился отряд юрьевских татар, и дали собранную «казну»

· Решма – здесь узнали о появлении нового самозванца, беглого монаха Исидора - Лдежмитрия III, получили казну + пополнение,

· Кинешма – казна + пополнение во главе со знаменитым крестьянским предводителем Фёдор Ремень.

· Плёс – переправа на другой берег Волги (В Плёсе в 1938 году был снят фильм «Минин и Пожарский» режиссёра Всеволода Пудовкина),

· Кострома, - местный воевода Шереметьев не хотел пускать ополченцев в город – так как Москва велела присягнуть королевичу Владиславу. Заменили воеводу Шереметьева на Романа Гагарина, получили казну, ратников

· Ярославль.

Ополченцы в первых числах апреля 1612 года вступили в Ярославль. А вышли из него - 26 июля 1612 года

«Ярославское стояние» - в Спасо-Преображенском монастыре

В Ярославле ополчение простояло четыре месяца, С апреля до конца (до 26-го) июля 1612 года. Здесь было создано правительство СОВЕТ ВСЕЯ ЗЕМЛИ. При «Совете всея земли» работали приказы Поместный, Разрядный, Посольский.

 

С остав правительства — «Совета всея земли»: представители знатных княжеских родов — Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых и др.

Возглавляли Совет Пожарский и Минин. Поскольку Минин был неграмотным, то вместо него подпись на грамотах ставил Пожарский: «В выборного человека всею землёю в Козмино место Минина князь Дмитрей Пожарской руку приложил». Грамоты подписывались всеми членами «Совета всея земли». А так как в то время неукоснительно соблюдалось местничество (по знатности происхождения), Аристократы и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что споры разрешает какой-то нижегородский торговец («Пусть х[о]лоп возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей»). Сановники сумели оттеснить его на задний в план в перечне лиц, подписывавших документы «Совета всея земли», и подпись Пожарского стояла на десятом месте, а Минина — на пятнадцатом.

 

9.В Ярославле ополченское правительство:

· продолжало замирение городов и уездов, освобождение их от польско-литовских отрядов, от казаков Заруцкого,

· предприняло дипломатические шаги по нейтрализации Швеции, захватившей новгородские земли, путём переговоров о кандидатуре на русский престол Карла-Филиппа, брата шведского короля Густава-Адольфа.

· князь Пожарский провёл дипломатические переговоры с Иосифом Грегори, послом германского императора, об оказании императором помощи ополчению в освобождении страны. Тот взамен предложил Пожарскому в русские цари двоюродного брата императора, Максимилиана. Впоследствии этим двум претендентам на российский престол было отказано.

· Ко Второму ополчению присоединились большое число понизовых и подмосковных городов с уездами, Поморье и Сибирь. Ополченское войско уже насчитывало до десяти тысяч ратников, хорошо вооружённых и обученных.

· Власти ополчения занимались и повседневной административной и судебной работой (назначение воевод, ведение разрядных книг, разбор жалоб, челобитий и пр.). Всё это постепенно стабилизировало обстановку в стране, приводило к оживлению хозяйственной деятельности.

· В Ярославле Минин обзавелся собственной печатью как «Выборный всею землею человек». Пожарский теперь именовался «Воевода и князь Дмитрий Михайлович Пожарково-Стародубский».

· Наладили производство копий, рогатин, обучали воинов.

· В Ярославле ополчение пережило страшное испытание: вспыхнувшая эпидемия моровой язвы. Были приняты меры, «обязывающие ратников повсеместно заботиться о порядке и чистоте.»

· В Ярославле же произошла попытка покушения на Дмитрия Пожарского.

·

«Ярославское стояние» - звёздный час земского старосты Кузьмы Минина, так как там ему пришлось решать не только военные, но и хозяйственные, экономические, финансовые и другие организационные вопросы

· Ростов - 30 июля ополчение вступило в древнейший озерный город Ростов

· Переяславль-Залесский – здесь Пожарский отверг предложение шведов о помощи за плату денежную и территориальную

· Сергиев-Посад = Троице-Сергиев монастырь - На пути к Москве ополченская рать сделала последний привал в Троицкой слободе, у стен Троице-Сергиевой обители. Отсюда до престольной было уже рукой подать.

Здесь ратники стояли около четырех дней, до получения тревожных известий о том, что отряд Ходкевича двинулся к Москве. Патриарх Гермоген в это время уже преставился, и продолжателями его патриотического подвига по вдохновлению ополченцев на борьбу стали архимандрит Дионисий Радонежский и другие авторитеты Троице-Сергиева монастыря. За эти дни в монастыре Минин сблизился с архимандритом Дионисием, ведя с ним доверительные искренние беседы, люди непрестанно молились о победе.

В день 18 (28) августа 1612 года обитатели Троице-Сергиевой с иконами Живоначальной Троицы, преподобного Сергия и других святых провожали ополченцев. С ними пошёл и Авраамий Палицын. Отряды Второго ополчения приблизились к Москве.

· Москва.

То есть: Схема маршрута такова: Нижний Новгород – Балахна – Василёва Слобода – Пурех – Юрьевец – Решма - Кинешма – Плёс – Кострома – Ярославль – Ростов – Переяславль-Залесский – Троице-Сергиев монастырь (Сергиев-Посад) – Москва.

 

 

В начале июля 1612 года ополченцы получили известие о продвижении к Москве двенадцатитысячного отряда великого гетмана литовского Ходкевича с большим обозом = 12 тысяч. Он шёл на помощь польскому гарнизону в кремле (их было около 3 тысяч во главе со Струсем и Будилой) – по приказу польского короля Сегизмунда III.

Пожарский и Минин незамедлительно выслали к столице конный авангард - отряды Михаила Дмитриева и князя Лопаты-Пожарского, которые подошли к Москве соответственно 3 августа и 12 августа.

Основные силы ополчения подошли к Москве – 20 августа. Численность: 6-7 тысяч у Минина и Пожарского + москвичи-горожане+ остатки первого ополчения во главе с Трубецким 2,5 тысячи = всего не более 10 тысяч. (А у Ходкевича – 12 тысяч).

К Москве подошло войско справное и крепкое, состоящее в основном из служилых людей, искушённых в ратном деле. Встав у Арбатских ворот, Пожарский приказал спешно готовиться к бою: возводить укрепления и копать ров.

11.22 августа (1 сентября) 1612 года гетман Ян Кароль Ходкевич располагался у Новодевичьего монастыря, переправившись через Москву-реку с войсками и возами с провиантом для польского гарнизона. Нанесли удар по левому флангу ополчения у Чертопольских ворот (ныне Кропоткинская площадь). Ходкевичу помогала немецкая и венгерская пехота. Чтобы преградить ему путь и не допустить обоз с припасами в Кремль, князь Пожарский со своими ратными людьми вышел против него, а князь Трубецкой с казацкими полками встал по другую сторону Москвы-реки, за Крымским бродом. Битва началась в час дня и продолжалась до восьми часов вечера. Сражались только конные, потому что у Ходкевича было в основном конное войско. Чтобы ослабить натиск Ходкевича, Пожарский и другие воеводы ополченцев приказали своим конникам биться врукопашную, сойдя с коней. Ходкевич вынужден был отступить на исходные позиции на Поклонную гору, а потом уйти к Донскому монастырю.

23 августа ополчение князя Пожарского опять вступило в бой с войсками гетмана Ходкевича, и опять князь Трубецкой и его казаки не помог Пожарскому, в результате чего поляки заняли Климентовский острожек. Не хотели казаки, из которых было много беглых крестьян сражаться вместе с дворянами. Видя такое положение дел, келарь Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын, пришедший с ополчением в Москву, отправился в стан к казакам, обещал им выплатить жалование из монастырской казны, и только после этого казаки пришли на помощь ополченцам.

24 августа (3 сентября) 1612 года состоялось решающее кровопролитное сражение ополченцев с поляками. Бой длился около четырнадцати часов. Проявил доблесть и Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных (3 сотни) ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику. Под натиском основных сил ополченцев и пришедших к ним на помощь казаков Трубецкого, войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство. Простояв всю ночь около Донского монастыря, остатки воинства Ходкевича утром 25 августа покинули Москву.

 

12.Но ополченцы контролировали ещё не всю Москву. Оставались польские отряды полковников Струся и Будилы, засевшие в Китай-городе и Кремле.

В Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. Находился в Кремле и ещё мало кому известный в то время Михаил Романов со своею матерью Марфой Ивановной.

22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому гарнизону сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, — писал он, — я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». На это последовал высокомерный отказ. Пожарский предлагал осажденным свободный выход со знаменами и оружием, но без награбленных ценностей. Поляки ответили отказом.

Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября (5 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль. (Будила и его полк попали в стан Пожарского, и все остались живы. Позднее они были высланы в Нижний Новгород. Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили)

. На 27 октября (6 ноября) 1612 был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

С ноября 1612 до февраля 1613 года - Создали в Москве временное правительство – до созыва Земского собора, которое должно было выбрать нового царя. В него вошли: боярин Трубецкой, князь Пожарский и простолюдин Минин – стал соправителем Московского государства. Триумвират, в котором Минин решал финансово-хозяйственные вопросы.

С ноября 1612 года рассылали письма по всем городам о Соборе.

13.В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные "всей земли". Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве "советных людей" превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земский собор начал свою работу 16 января (6 января по старому стилю) 1613 года. Представители "всея земли" аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: "Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать".

Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.

Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона.

К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

Избрание состоялось 17 февраля (7 февраля по старому стилю) 1613 года, но официальное объявление было отложено до 3 марта (21 февраля по старому стилю), чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя.

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии. 23 марта (13, по другим источникам 14 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля в Москве.

Торжества длились три дня. Избрание на царство Михаила Романова, согласно традиционной точке зрения, положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

· Минин получил от Михаила Романова чин думного дворянина и наградил вотчиной в селе Богородское с 9 деревнями «в род неподвижно». Как член Боярской думы, продолжал жить в Москве, собирал пятину (20%) с имущества посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы.

Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. Для выяснения причин Минин с боярином Ромодановским и дьяком Поздеевым был отправлен в Казань. Умер на обратном пути в Нижнем Новгороде, не успев добраться до Москвы. Похоронен на погосте приходской Похвалинской церкви., потом перенесён в нижегородском Спасо-Преображенский собор. До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись — «Избавитель Москвы — Отечества любитель».

Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым нижегородским митрополитом Филаретом.

К 30-м годам XIX века собор обветшал и был снесён по указанию нижегородского губернатора М. П. Бутурлина. В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье.

 

Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

 

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля., где и лежит по сей день.

По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор. В настоящее время на месте кафедрального собора 1838 года постройки стоит деревянный крест.

С 1804 года над скульптурной композицией в Нижнем Новгороде в честь Козьмы Минина стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 году поступило 18 000 р., но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве. В 1818 году Минину и Пожарскому воздвигнут памятник в Москве, а в 1828 году — гранитный обелиск в Нижнем Новгороде.

 

По словам Н.И.Костомарова, в нем сочетались «черты диктатора с крутыми, жесткими мерами».

· Дмитрию Пожарскому пожалован чин боярина. Он далее служил государству, возглавлял: Ямской приказ, потом Разбойный, потом Судный.

 

21 мая - День памяти Кузьмы Минина

 

· Биография К. Минина. Жена – Татьяна. Сын – Нефед. На сегодня нынешняя наука не подтверждает версию о балахнинском происхождении Кузьмы Минина и его родство с балахнинскими Миниными. То что доподлинно известно сегодня подкрепляющееся научными данными, а не домыслами это генеалогическое древо Мининского рода. Отец Мина, мать неизвестна, сын Кузьма Минин (жена Татьяна Семёновна, в монашестве Таисия) и дочь Софья(монахиня), на Нефёде, единственном и бездетном сыне Кузьмы Минина и его жены Татьяны Семеновны, древо обрывается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: