1. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения, (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.
Признаки:
¾ наличие территории;
¾ публичный характер власти;
¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;
¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);
¾ налогообложение населения;
¾ обладание суверенитетом.
2. Право – это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Признаки:
¾ право исходит от государства;
¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;
¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);
¾ характеризуется принудительностью;
¾ регулирует широкий круг общественных отношений.
Свойства:
¾ нормативность;
¾ формальная определённость;
¾ системность;
¾ принудительность;
¾ волевой характер права;
¾ динамизм права.
3. Теория государства и права – это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения.
Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,
функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.
|
4. Государственная власть – разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.
5. Форма государства – это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.
6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними;
7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.
8. Политический (государственный) режим – это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
9. Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.
10. Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.
11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.
|
12. Унитарное государство – это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.
13. Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)
14. Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
15. Механизм (аппарат) государства – это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
16. Орган государства – это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.
17. Типология (типы) государства – это учение о типах государства (это группировка государств по типам).
В результате типологии определяется - тип государства.
Тип государства – это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
18. Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.
|
19. Партия – это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.
20. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.
21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.
23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.
24. Кодификация – это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.
25. Инкорпорация – это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.
26. Система права – это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).
27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).
28. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).
29. Социальные нормы – это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.
30. Норма права (юридическая норма) – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.
31. Гипотеза нормы – это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства), в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.
32. Диспозиция нормы – это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.
33. Санкция нормы – это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия, которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.
34. Институт права – это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.
35. Отрасль права – это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.
36. Подотрасль права – совокупность родственных правовых институтов.
37. Правотворчество – это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.
38. Правотворческий процесс – это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.
39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов, обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.
40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.
41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.
42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.
43. Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.
44. Объект правоотношения – это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).
45. Субъекты правоотношения – это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
46. Субъективное право – это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
47. Юридическая обязанность – это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.
48. Правоспособность – это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.
50. Юридические факты – это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
51. Фактический состав – это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.
52. Толкование норм права – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.
53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.
54. Акты официального толкования (интерпретационные акты) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.
55. Реализация права – это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).
56. Применение права – это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права.
57. Аналогия закона – это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.
58. Аналогия права – это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.
59. Акт применения права – это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт, содержащий в себе индивидуальное, т.е. персональнор-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.
60. Законность – это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права.
61. Правопорядок – это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.
62. Правомерное поведение – это поведение, соответствующее предписаниям норм права.
63. Правонарушение – это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.
64. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.
65. Правовые системы «семьи» – это совокупность национальных правовых систем, объединённых:
¾ общностью исторического формирования,
¾ структуры и источников,
¾ ведущих отраслей и правовых институтов,
¾ правоприменения,
¾ категориально-понятийного аппарата юридической науки,
¾ методов и способов развития.
66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны:
¾ демократический режим конституционного правления и законности;
¾ развитая прогрессивная правовая система;
¾ разделение властей и их взаимоконтроль;
¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
¾ взаимная ответственность государства и личности;
¾ демократическое гражданское общество.
67. Гражданское общество – это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.