Руководитель семинара – д.х.н. Е.М.Егорова




Тезисы к возобновлению работы семинара

«Наука о жизни: философские основы и эксперимент»

Руководитель семинара – д.х.н. Е.М.Егорова

 

1. Прежде всего, мы хотели бы напомнить, какой смысл вкладывается в название нашего семинара и какие задачи были поставлены при его создании в начале 2017 г. Как уже пояснялось в публикации о семинаре в журнале «Дельфис» (№3, 2017), под «Наукой о жизни» подразумевается не известная область естественных (главным образом биологических и медицинских) наук, которая опирается на «вещественное» понимание жизни, но система представлений о жизни и живом организме, данная в Учении Братства Света, которая включает как вещественные, так и тонкоматериальные составляющие. Иначе говоря, в нашем понимании «Наука о Жизни» есть Учение Братства Света или Учение Жизни. Здесь философские основы – это фактически теоретический фундамент этой Науки или этого Учения, в котором изложены основы мировоззрения, а эксперимент представляет широкий круг наблюдений, фактов, аргументов и данные современных научных исследований, подтверждающие реальность этих основ.

2. Почему мы считали важным заниматься работой по изучению основ мировоззрения, данного в Учении Жизни, и рассмотрением соответствующих экспериментальных данных? Прежде всего потому, что сейчас, может быть, как никогда раньше, люди нуждаются в знании, которое помогло бы избавиться от бесчисленных проблем, бед, болезней, страданий, страхов и неуверенности в будущем, прекратить вражду и войны, найти верный способ устроения жизни. И главное, что нужно сейчас – это знание природы человека. Очевидно, что люди не способны правильно, разумно, справедливо устроить свою жизнь в настоящем и создать обоснованную стратегию движения в будущее, если они не понимают, не осознают, чтó в действительности представляет собой человек. Пересмотреть и расширить действующее представление о человеке возможно именно на основе Знания действительности, которое дает Учение Братства (далее Учение). Но для этого нужно, чтобы идеи Учения можно было представить в виде системы принципов или положений, выражающих определенноемировоззрение, которое проявило бы себя как одно из направлений мысли в общественном сознании. И нужно, чтобы это мировоззрение включало как необходимую часть новое, расширенное, научно-обоснованное, представление о человеке, которое могло бы стать предметом дискуссий в российском обществе.

3. Была (и есть) также и другая причина, а именно: мы убеждены в том, что формирование идейных позиций Учения может способствовать достижению согласия между его последователями, то есть, реальному объединению участников рериховского движения, а также последователей теософии ЕПБ. О необходимости преодоления того ненормального положения (разъединения, внутренних противоречий), в котором пребывает рериховско-теософское сообщество в последние десятилетия и которое может иметь сейчас особенно тяжелые последствия для дела Учения, уже достаточно сказано. Но, на наш взгляд, такое положение невозможно изменить с помощью призывов к доброжелательству, сотрудничеству, цитат из Учения Живой Этики и других Источников, сожалений по поводу ухода от нас представителей старшего поколения или создания объединений на идейной основе ранее созданных организаций (напр., МЦР, Движения «К Новой стране» и др.).

4. Сегодня для этого нужна новая, более широкая, научно-обоснованная идеология, выходящая за пределы только рериховско-теософского круга мышления и соответствующей терминологии, и сформулированная с учетом требований нашей современной жизни. И прежде всего, в системе представлений Учения нужно выделить то, которое наиболее важно для утверждения сегодня – а именно, представление о природе и эволюции человека, определяющее смысл его земной жизни и соответствующую иерархию ценностей. Как неоднократно подчеркивалось в разных Источниках, это есть ключевой вопрос, поскольку осознание истинной природы человека влечет за собой коренную перестройку всей организации жизни в человеческом обществе. Достаточно сказать, что при правильном понимании природы человека отпадает главный аргумент в философском фундаменте капиталистической системы, а именно, что чувство собственности заложено в природе человека, и потому опора на частную собственность есть необходимое условие организации жизни людей и стабильности государства.

Итак, нужна идеология, которая может, во-первых, создать условия для будущего объединения последователей Учения из разных регионов России вокруг единого центра, способного координировать их работу и, во-вторых, уже сейчас объединить усилия рериховцев и теософов (как ученых, так и более широкого круга последователей Учения) по продвижению идей Учения в науке (прежде всего, в науках о человеке) и внедрению их в общественное сознание.

А внедрение идей Учения в общественное сознание означает, что эти идеи должны обсуждаться и работать на уровне общественных дискуссий – в печати, на радио и телевидении – наравне с другими идеями, претендующими на роль объединительных для России, на роль идеологической основы российского общества. И это важно, поскольку сейчас многими в нашем обществе все более отчетливо осознается тот факт, что России жизненно необходима своя идеология (или ведущая, национальная идея) - и для достижения единства государства, и для определения стратегии его развития, и для четкого выражения своей особой позиции в мировом сообществе.

Таким образом, главной целью создания семинара была и есть работа над созданием идейной основы Учения, включающей научно-обоснованное представление о сложном составе человека, об активной роли его высших, тонкоматериальных составляющих и об его эволюции путем переходов между мирами.

5. В соответствии с этой целью работа семинара следовала определенному плану, в котором присутствовали два направления: (1) анализ основных Источников для определения сущности представлений Учения о сложном составе и эволюции человека, о структуре и свойствах мысли и об ее активной роли в земной жизни человека и (2) научное обоснование этих представлений с привлечением данных экспериментов и теоретических разработок ученых разных стран. За 2 года работы семинара был сделан ряд докладов, в каждом из направлений были собраны полезные материалы, по результатам их анализа сделаны выводы и намечены пути дальнейших действий. Доклады эти представлены на нашем сайте, на странице «Наш семинар» (https://svetznania.ru/nash-seminar/ ). Последний доклад на семинаре был сделан Е.М.Егоровой 18.01.19 г. (https://svetznania.ru/2019/03/17/o-mehanizmah-peredachi-priema-mysley-ot-nevidimyh-korrespondentov/). Его можно было рассматривать как начало работы по созданию объяснения происхождения текстов Учения, убедительного прежде всего для научной аудитории, незнакомой или мало знакомой с рериховской тематикой, с Учением Живой Этики и с другими Источниками, входящими в круг Учения Братства Света. Как уже неоднократно подчеркивалось ранее, объяснение происхождения текстов Учения, приемлемое для научной аудитории, необходимо для представления Учения как Знания, полезного для применения в науках о человеке и привлечения ученых, работающих в этой области.

6. Общие задачи, которые, по нашему мнению, важно ставить и решать последователям Учения, чтобы новое понимание человека стало действовать в науках о человеке (прежде всего в биологии человека и медицине), были сформулированы Е.М.Егоровой в докладе 24.03.19 г. на конференции, посвященной 140-летию Е.И.Рерих. Эти задачи кратко перечислены ниже:

(1) Во-первых, некоторым последователям Учения нужно пересмотреть свою собственную исходную позицию, то есть, выступать не в качестве обладателей абсолютной истины, предлагающих ученым возвыситься до ее понимания и применения, но в качестве союзников в общем с ними деле помощи людям - союзников, предлагающих новые пути решения научных проблем на основе соответствующих сведений, имеющихся в Учении.

(2) Во-вторых, ученым не стоит предлагать читать Источники (многие тома), но нужно дать краткое описание основного содержания Учения в виде брошюры или небольшой книги.

(3) В-третьих, важен правильный (продуманный) выбор аудитории. В научной среде есть разные ученые, и среди них такие, для которых вполне можно найти приемлемые формы изложения представлений Учения о человеке и его эволюции. Но, разумеется, для этого необходим некоторый минимум знаний в данной области науки.

(4) В-четвертых, как уже было сказано выше, нужно иметь объяснение происхождения текстов Учения. Для научного сообщества Учение Братства важно представлять не как разновидность религии или религиозной философии, выраженной в виде своего рода священных текстов (писаний), как это принято в традиционных религиях, но как Знание, добытое путем опытного исследования Космоса, природы и человека.

(5) В-пятых, нужно уметь выбрать форму изложения с учетом возможностей восприятия аудитории. Здесь имеется в виду основной принцип, которым имеет смысл руководствоваться, чтобы новая идея встретила положительный отклик у слушателей. Этот принцип -созвучие идеи с воспринимающим сознанием.

(6) И последняя, но не менее важная задача для последователей Учения – воспитание в себе терпения! Потому что нужно отдавать себе отчет в том, что коренное изменение направления и широты мысли не может произойти быстро, оно требует времени. Это справедливо для любого человеческого сознания, в том числе для сознания ученых.

Более подробные пояснения к каждой из этих задач можно найти в этом докладе на нашем сайте ( https://svetznania.ru/2019/05/01/egorova-doklad-24-03-19/).

 

7. Из этих общих задач вытекают вполне конкретные виды работы, которыми предлагается заниматься последователям Учения, желающим приложить свои силы для внедрения в умы ученых расширенного понимания природы и эволюции человека. Такие работы обозначены в отдельном файле («Что нужно делать »). Конечно, сейчас мы можем предложить только предварительный вариант; он будет расширяться и корректироваться с учетом индивидуальных особенностей желающих, их образования, опыта научной или иной работы, накоплений в плане изучения и распространения идей Учения, возраста, владения компьютером и т.п.

8. Продолжение работы семинара имеет смысл, если будет собрано заметное число участников, рассматривающих семинар не как один из вариантов лектория, но как возможность самим заниматься работой, полезной для продвижения идей Учения в современные научные исследования человека и готовых приложить свои силы в решении задач, о которых говорилось выше. На наш взгляд, эту работу должны делать именно последователи Учения - рериховцы и теософы - а для этого нужно им самим расширять свое сознание, перестраивать свое мышление – переходить от цитирования Источников и рассуждений с позиций обладателей абсолютной истины к поиску новых форм представления Знания о человеке, понятных и приемлемых для ученых. То есть, нужно самим прилагать усилия для приобретения знаний по соответствующим научным вопросам.

9. И последнее – для участников возобновленного семинара мы считаем разумным предложить новые формы работы – разделить желающих на группы (1-3 человека) по интересам и направлениям и проводить вебинары по скайпу. Вначале в каждой группе предполагается предварительное обсуждение задачи, которая оказалась ближе ее участникам и составление конкретного плана действий для каждого участника с учетом его собственных предложений; такое обсуждение можно проводить либо по скайпу, либо по электронной почте. Затем, по мере необходимости, можно проводить обсуждения результатов работы одного или нескольких участников по скайпу. Если окажется, что у достаточно большого числа участников есть потребность встретиться лично, обменяться впечатлениями и договориться о более широком сотрудничестве, возможна организация такого семинара в подходящем помещении. По состоянию на сегодняшний день таким помещением, как нам представляется, может быть недавно открывшийся Мемориальный кабинет Рерихов в Государственном Музее Востока.

Е.М.Егорова

11.10 2019 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: