Тест-опросник «Аддиктивная склонность»
Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.
№ | Утверждение | |
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально. | ||
Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. | ||
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь. | ||
Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин. | ||
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. | ||
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. | ||
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». | ||
Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков. | ||
Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а) | ||
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально. | ||
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. | ||
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. | ||
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место. | ||
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. | ||
Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни. | ||
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. | ||
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. | ||
Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. | ||
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др. | ||
В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог. | ||
Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась. | ||
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно. | ||
Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего. | ||
Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя. | ||
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие. | ||
В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты. | ||
Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек. | ||
Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму. | ||
Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь. | ||
У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя. | ||
Итого: |
Интерпретация полученных результатов:
|
• до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен
|
• от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.
Степень никотиновой зависимости (для курящих) Тест Фагерстрема.
Вопрос | Варианты ответов | Баллы |
Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету? | В течении первых 5 минут | |
От 6 до 30 минут | ||
От 31 до 60 минут | ||
Более часа | ||
Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено? | Да | |
Нет | ||
От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться? | От утренней | |
От последующей | ||
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете? | 10 или менее | |
От 11 до 20 | ||
От 21 до 30 | ||
более 30 | ||
Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй? | Да | |
Нет | ||
Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима? | Да | |
Нет | ||
Сумма баллов |
Результаты теста:
• 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.
• 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.
• 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.
Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.
|
Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).
Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков.
1. Обнаруживали ли Вы у ребенка:
Вопросы | Баллы |
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года | |
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе | |
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям | |
Частую, непредсказуемую смену настроения | |
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить | |
Частые простудные заболевания | |
Потерю аппетита, похудание | |
Частое выспрашивание денег | |
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям | |
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни | |
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей | |
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения | |
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость | |
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма | |
Резкое снижение успеваемости | |
Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях | |
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией | |
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически | |
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п. | |
Нарастающая лживость | |
Чрезмерно расширенные или узкие зрачки | |
Значительные суммы денег без известного источника дохода | |
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды | |
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей | |
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п | |
Состояние опьянения без запаха спиртного | |
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов |
2. Слышали ли Вы от ребенка:
Вопросы | Баллы |
Высказывание о бессмысленности жизни | |
Разговоры о наркотиках | |
Отстаивания своего права на употребление наркотиков |
3. Сталкивались ли Вы со следующим:
Вопросы | Баллы |
Пропажей лекарств из аптечки | |
Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д. |
4. Случалось ли с Вашим ребенком:
Вопросы | Баллы |
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д. | |
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения | |
Совершение кражи | |
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков | |
Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного) |
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.
Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.
Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.
Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.
Опросник выявления предрасположенности
к аддиктивному (зависимому) поведению.
1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?
Обработка результатов теста:
Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.
Если в результате набрано:
0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»
15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание
Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.