МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. МИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ОСНОВЫТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМИБИЛЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных работ для студентов направленияподготовки

«Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис»

(часть 2)

 

Минск БНТУ 201


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ВИБРОАКУСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Цель работы

Приобретение базовых понятий в области виброакустической диагностики автомобилей, а также изучение устройства, назначения и функциональных возможностей стенда виброакустической диагностики «Дельфин 1М».

 

Краткие теоретические сведения

 

Неотъемлемой частью эксплуатации автотранспортных средств, выпускаемых сегодня, является контроль и диагностика параметров состояния систем, узлов и агрегатов автомобиля, осуществляемые с помощью встроенного и выносного диагностического оборудования.

В штатное оборудование любого современного автомобиля входят контрольно-диагностические устройства, предназначенные для повышения безопасности движения, обеспечения качества в эксплуатации и комфорта при перемещении. Встроенные средства диагностики, в соответствии с их служебным назначением с конструкторской и технологической точек зрения, должны иметь уровень надёжности на порядок выше, чем контролируемые ими системы или узлы. Но, как показывает практика, эксплуатационный ресурс подвергаемых диагностике агрегатов зачастую превышает срок службы штатного контрольно-диагностического оборудования в автомобиле, а выдаваемая им информация поверхностна и не всегда корректна, поскольку является лишь следственным отображением протекающих физических процессов. Более того, встроенные средства диагностики, получающие информацию от стационарно расположенных датчиков, в состоянии давать узкое информационное поле о существующей проблеме и не могут обеспечить выявление всего многообразия и глубины возможных дефектов по определению.

Принцип действия выносного диагностического оборудования используемого на современных станциях технического обслуживания (СТО) основан на системе считывания и дешифрации кодов автомобильного компьютера. Конечное ограниченное количество заложенной информации в считывающих портативных устройства не в состоянии охватить широкий спектр возможных скрытых дефектов и не редко приводит к неверно поставленному диагнозу о состоянии того или иного узла. Работа подобных диагностических приборов основана на обработке специфично-узкой информации и лишает возможности проводить диагностику другими методами с целью сбора дополнительной информации для получения объективной картинки.

Большинство традиционных методов диагностирования систем автомобиля осуществляется сегодня, как правило, посредством визуального выявления дефектов и неисправностей путём разборки агрегата с использованием узкоспециализированного технологического оборудования и компьютерной техники, позволяющих проводить диагностику только тех автотранспортных средств, на которые они сугубо рассчитаны. Т. е. автомобиль марки "Toyota" не может быть продиагностирован на фирменной СТО компании "Volkswagen" в силу отсутствия универсальности и взаимозаменяемости оборудования у данных производителей, а полная или частичная разборка того или иного узла приводит к нарушениям в приработке деталей и снижению срока их безаварийной службы.

 

Виброакустическая диагностика

Виброакустическая диагностика - безразборный способ определения технического состояния и выявления дефектов в механизме или конструкции путём оценки их виброактивности и прослушивания на акустические шумы.

Динамические нагрузки на любую деталь машины или механизма сопровождаются вибрационной активностью (волновым, колебательным процессом) конструкции устройства, которая может быть зафиксирована и проанализирована. Увеличенные зазоры в соединениях подшипников с валами, повышенный износ зубьев в зубчатой передаче, повышенная выработка в любом виде сопряжения деталей, дефекты в подшипниках и т. д. обязательно отразятся на виброактивности механизма, проявляя себя в своей полосе частот.

Анализ акустических шумов, которые сопровождают работу любого узла, может быть представлен в виде ультразвуковых колебаний с их амплитудно-частотными характеристиками (АЧХ), что эффективно может быть использовано при обнаружении скрытых дефектов в конструкциях (микротрещины, раковины) и локализации посторонних звуков (стуки пальцев в ГРМ, разрушение или деформация материала), а также с целью определения работоспособности любой системы (открытие - закрытие клапанов, действие рабочего тела в гидро- и пневмо- узлах, работа форсунок и т. д.)

Терминология в диагностике

Неполадки факторы, негативно влияю­щие на предписанный алгоритм функционирования объекта.

Дефект – скрытая неполадка, развитие которой может привести к функциональному отказу (далее - отказу) – недопустимому отклонению от назначенных па­раметров функционирования части или всего устройства в целом.

Параметрический отказ - выход какого либо нормативного параметра за допустимые пределы.

Функциональная диагностика (далее – диагностика) - процедура определения текущего технического состояния функционирующего объекта без разборки и вмешательства в его работу.

Диагностический признак (параметр) – это установленное заранее теоретически или экспериментально событие или определенный структур­ный параметр измерительного сигнала, наличие, появление или изменение которого во время функционирования указывает на техническое состояние объекта.

Мониторинг – периодический контроль определенных параметров механизма с целью выявления статистических и иных закономерностей развития технического состояния.

Целью диагностики является раннее обнаружение и идентификация дефектов, а поиск признаков состояния – основной её задачей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: