Как работает Мировое кафе?




Филиал Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Таскаевской средней общеобразовательной школы Барабинского района Новосибирской области –Бакмасихинская средняя общеобразовательная школа имени героя Российской Федерации В.В. Неффа

Проект

«За чашкой чая в «Мировом кафе» (the World Café)»

(практический опыт организации эффективного взаимодействия с родительской общественностью на уровне школы)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Тема проекта была выбрана мною неслучайно. Работа с родителями - одна из важнейших сторон ОУ. Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом показывают положительные результаты, но не настолько, насколько этого хотелось бы. Школа– малокомплектная, имеются много семей, находящиеся в социально-опасном положении или ведущие асоциальный образ жизни.

В результате, школа попала в группу школ, с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Такой контингент родителей заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.

По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями, я сделала следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что школа – место, где только учат. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе (а чаще напротив пьянство, безденежье и безделье) приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Осознание этого помогло определить проблему:

- одной из основных причин отсутствия активности школы по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Сложность ещё в том, что большинство родителей необразованны, находятся в социально-опасном положении или ведущие асоциальный образ жизни. Традиционные формы работы с такими родителями не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. После длительных поисков я остановилась технологии World Café «Мировое кафе». Данный проект раскрывает особенности организации и проведения родительских собраний в одном из методов фасилитации. Познакомившись и вникнув в данный метод, от него уже нельзя отказаться, он действительно новый, интересный, а главное очень продуктивный!

Новизна проекта заключается в создание новой модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс школы как полноправных субъектов деятельности.

Основная идея «world cafe» состоит в уверенности, что люди знают решение любой проблемы, даже не отдавая себе в этом отчета. Только в ходе доверительного и непринужденного разговора, с известной долей юмора - какая бы серьезная тема ни обсуждалась - можно «вытащить» на поверхность так нужное всем знание. «World cafe» дает компаниям новые импульсы, эта технология позволяет получить всю палитру мнений участников.

Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс школы модели взаимодействия педагогов с семьями технологии World Café «Мировое кафе», вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта:

- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями школьников для эффективного сотрудничества ОУ с семьёй;

- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через «Мировое кафе»;

- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

Участники проекта: родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.

Сроки реализации проекта: октябрь

Структурное содержание проекта

Этапы проекта Деятельность педагогов
1 этап Целеполагание -изучение научной и методической литературы по теме проекта; - беседа с педагогами по данной проблеме
2 этап Разработка проекта - разработка родительского собрания ПРИЛОЖЕНИЕ 1 -изготовление наглядно-информационного материала по данной проблеме «КНИГА ДЛЯ НЕРАВНОДУШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ «Азбука семейного досуга»» ПРИЛОЖЕНИЕ 2
3 этап Практический - проведение родительского собрания «За чашкой чая в «Мировом кафе» (the World Café)»
4 этап Подведение итогов (оценка результатов, защита проекта). - подведение итогов собрания; - опрос родителей и педагогов; - анализ проведенной работы; - презентация по теме проекта: «За чашкой чая в «Мировом кафе» (the World Café)» ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Этап

Целеполагание

Технология «Мировое кафе» - это технология сфокусированного неформального обсуждения разработана Девидом Айзексом и Хуанитой Браун, главной целью которой является – создание необходимой атмосферы для творческого роста и развития участников. Технология применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обучения, года, обмена опытом.

С помощью данной технологии можно объединить за короткий промежуток времени совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World Cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Проведение обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача – соблюдать тайминг и инструктировать участников.

Примеры ситуаций, в которых будет полезным применение технологии «Мировое кафе»: разработка идей для новой стратегии, исследование причин проблемных ситуаций, совместный поиск решений по важным вопросам, формирование коллективного опыта, знаний, обмен мнениями по разным вопросам.

Преимуществом применения данной технологии является:

· плодотворный диалог с совершенно разными людьми на разные темы, поэтому применяется во многих сферах: в бизнесе, в обучении, в образовании, в государственных структурах, в социальной деятельности, при проведении конференций и т.д;

· группы могут работать над частями одной темы, либо рассматривать разные вопросы;

· обсуждение тем может фокусироваться на рассмотрении узких, конкретных вопросов, либо расширять свои границы до более глобальных ситуаций, например, стратегическое направление развития организации или объединения;

· количество возможных участников варьируется от десятка до сотен;

· время проведения от 40 минут до нескольких дней в зависимости от количества и сложности вопросов;

· может проводиться как в качестве единого мероприятия, так и масштабироваться до серии встреч;

· позволяет управлять степенью спонтанности и стихийности обсуждений: привлечь для работы в малых группах за столами профессиональных фасилитаторов, распределить заранее роли среди участников за столами, или отдать выбор ролей на откуп групп;

· не требует специального оборудования, может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе.

Мировое кафе – это технология, которая позволяет совместить приятное с полезным, перенести уютную атмосферу кофеен в серьезные аудитории и сделать обсуждение комфортным, приятным, креативным и продуктивным. Мировое кафе применяется для решения комплексных проблем, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Во время его проведения допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе

В основе технологии «Мирового кафе» лежат следующие принципы:

ü Пояснение цели. Объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения. Четкое формулирование целей встречи.

ü Создание пространства заботы. Максимально непринужденная и творческая обстановка для работы.

ü Исследование вопросов о сути дела. Фокусирование на главном – важно не погрязнуть в мелочах.

ü Поощрение вклада каждого. Уважение к каждому участнику «мирового кафе».

ü Принцип «перекрестного опыления» или соединения множества перспектив. Возможность перемещаться между столиками, встречаться с новыми людьми, активно высказывать свое мнение и мысли, переносить ключевые идеи или темы к новым столикам.

Этикет Кафе:

· «Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном

· «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления

· Говорите без задних мыслей и от всего сердца

· Слушайте, чтобы понимать

· Связывайте и соединяйте идеи

· Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов

· Играйте – не сидите на «трибуне»

· Рисуйте и пишите на листах – здесь это можно и нужно!

· Получайте удовольствие!

Как работает Мировое кафе?

Обычное количество участников – не менее 12–15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик.

 

При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные – его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме – запись, рисунок, диаграмма.

Через небольшой отрезок времени, например, полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости».

Проводится несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. Каждый раунд обычно длится 20–30 минут.

На последнем раунде все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники.

Кафе может исследовать лишь один вопрос, или же несколько вопросов могут быть рассмотрены в логическом развитии в течение последовательных раундов диалога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: