Практическая работа по истории (11 класс).
Тема «Внешняя политика СССР в 1945–1964 гг.»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение практической работы отводится 30 минут. Работа состоит из 6 вопросов и заданий. Ответы к заданиям даются в кратком виде. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Учебные материалы и дополнительная литература:
− текст учебника о внешней политике СССР 1953–1964 гг.;
− отрывок из Печатнов В.О., Попов И.В., Райков Ю.А. История дипломатии России. В двух томах. Учебник. Том II 1917–2017. / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018.
После смерти Сталина все главные члены нового коллективного руководства страны сходились в том, что первым делом нужно устранить самые явные перегибы сталинской дипломатии. Уже 19 марта 1953 г. Совет Министров СССР по представлению МИД принял решение об ускорении переговоров о перемирии в Корее, которые затягивались при И. В. Сталине. Летом 1953 г. с устного заявления министра послу Турции в Москве об отказе СССР от территориальных претензий началась нормализация отношений с Турцией. Тогда же были сделаны первые шаги по налаживанию отношений с Ираном, Израилем и Югославией.
Постепенно начали формироваться новые идеологические ориентиры советской дипломатии.
Серьезной ревизии подверглись и идеологические основы сталинской внешней политики. На смену постулату о неизбежности войны между социалистической и капиталистической систем на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) были выдвинуты тезисы об отсутствии фатальной неизбежности мировой войны и о мирном сосуществовании как главном принципе советской внешней политики. Тем самым косвенно признавалась возможность мирного сосуществования двух систем и целесообразность превращения их соперничества в экономическое и идеологическое соревнование.
|
В течение 1955 г. проходила нормализация отношений СССР и Австрии. Решение австрийского вопроса облегчило нормализацию отношений между СССР и ФРГ. К этому времени вариант объединения Германии в качестве нейтрального и дружественного в отношении СССР государства уже не имел перспективы. 25 января 1955 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией, а в результате визита канцлера ФРГ К. Аденауэра в Москву были установлены дипломатические отношения и подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве и возвращении около 8 тыс. германских военнопленных, еще остававшихся в СССР.
С 18 по 23 июля 1955 г. в Женеве состоялась первая после войны встреча в верхах руководителей СССР, США, Великобритании и Франции. Встреча не дала конкретных результатов. Тем не менее она была важна для ослабления международной напряженности и установления контактов на высшем уровне. В Женеве советские руководители, по словам Н. С. Хрущева, убедились в том, что «предвоенной ситуации не существует и что наши потенциальные противники так же боятся нас, как и мы их». Женевская встреча в верхах 1955 г. облегчила развитие отношений СССР с ведущими западными державами – Великобританией и Францией.
|
На американском направлении во второй половине 1950–х годов также происходили заметные сдвиги. Несмотря на сильную инерцию холодной войны, налицо было явное потепление двусторонних отношений. В 1959 г. страны обменялись выставками своих достижений; на открытие американской выставки в Сокольниках приехал вице–президент Р. Никсон. Двухнедельная поездка Н. С. Хрущева по США в сентябре 1959 г. по приглашению Белого дома стала кульминацией этой мини–разрядки. Советский лидер провел десятки встреч в самых разных (в том числе враждебных) аудиториях, впервые явив американцам образ живого и доступного советского лидера.
Самой неординарной инициативой этого периода стала концепция создания системы коллективной безопасности в Европе, выдвинутая В. М. Молотовым в качестве альтернативы западному плану создания Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни у одной из сторон, т.к. еще была сильна инерция первого этапа Холодной войны. В октябре 1954 г. были заключены Парижские соглашения, узаконившие ремилитаризацию ФРГ и ее включение в НАТО. В ответ советская дипломатия пошла на денонсацию союзных договоров военных лет с Великобританией и Францией. Создание в 1955 г. Организации Варшавского договора в противовес НАТО окончательно закрепляло раскол Европы на два враждебных военно-политических блока. Тем самым сохранялась огромная инерционность биполярной конфронтации, логика которой практически исключала возможность серьезных односторонних уступок, прежде всего для Советского Союза.
|
Определенные разногласия с Западом создавал и новый курс на поддержку независимости колониальных стран и народов, на сотрудничество с новыми независимыми государствами, который был провозглашен третьим важнейшим принципом внешней политики СССР наряду с мирным сосуществованием и укреплением социалистической системы. Ярким примером здесь стал исторический прорыв СССР на Ближний Восток, проявившийся в поддержке Египта в его стремлении освободиться от западного контроля.
После урегулирования Суэцкого кризиса 1956 г. (когда СССР сумел остановить англо-французское вторжение в Египет) советско-египетское сотрудничество быстро набирало силу. Наряду с развитием военно-технических связей важнейшим направлением стало советское содействие в строительстве Асуанской плотины. В результате до середины 1970–х гг. важнейший стратегический узел, Суэцкий канал, оказался в советской сфере влияния, а СССР приобрел много друзей в арабском мире – Сирии и Ираке.
Успехи на Ближнем Востоке вывели советскую внешнюю политику на принципиально новые позиции. Пробив такую мощную брешь в геополитических преградах, которые ранее не давались ни царской, ни сталинской политике, Н. С. Хрущев был окрылен успехом. СССР начал превращаться на деле в державу глобального уровня.
Вместе с тем, успешный исход Суэцкого кризиса породил у Н. С. Хрущева преувеличенные представления о возможностях силового нажима в отношении Запада и эффективности своей «личной дипломатии». Во время выступления «антипартийной группы» на июньском (1957 г.) Пленуме ЦК Д. Т. Шепилов заявил, что Н. С. Хрущев игнорирует документы для переговоров с иностранцами, которые ему готовит МИД, занимается «отсебятиной». Попытки МИДа занять более осторожную линию в вопросах разоружения и безопасности вызывали раздражение главы партии и правительства и отметались как проявления консерватизма. Недаром в Белом доме считали, что Н. С. Хрущев отошел от «обычно свойственной советской внешней политике осторожности», и не без ностальгии вспоминали «шахматный стиль» реалиста И. В. Сталина.
В то время, когда советская дипломатия стремительно открывала для себя новые возможности в развивающемся мире, на европейском направлении, несмотря на некоторое ослабление напряженности, сохранялся тупик межблокового противостояния. Серьезные кризисы возникли и внутри социалистического содружества: в 1956 г. прошли волнения в Польше и Венгрии на фоне дискредитации старого просоветского руководства, стимулированной разоблачениями сталинских преступлений на XX съезде
Главным препятствием к ослаблению межблокового противостояния на европейском континенте оставалась германская проблема – разделенность Германии и неопределённый статус Берлина. Вместо того чтобы продолжать осторожно подталкивать руководство ФРГ и ее западных союзников к эволюционному решению германского вопроса, нетерпеливый Н. С. Хрущев, вопреки мнению дипломатов решил форсировать это решение – принудить ФРГ и США к признанию ГДР. Конфронтация достигла пика в связи с возведением Берлинской стены 13 августа 1961 г., окружившей Западный Берлин. Это было осуществлено по инициативе руководства ГДР при поддержке Москвы. Однако в конечном итоге военной эскалации конфликта в центре Европы удалось избежать. Вместе с тем, Н. С. Хрущев не отказывался от общей идеи «наступления» в отношениях с Западом: «Мы еще кое– какие нажимы будем делать, у нас еще ходов много».
Карибский кризис оказал серьезное и неоднозначное воздействие на советскую внешнюю политику. С одной стороны, столкнувшись в его ходе с неравенством ракетно–ядерных потенциалов СССР и США, советское руководство преисполнилось еще большей решимостью как можно скорее преодолеть этот разрыв, что подтолкнуло гонку ядерных вооружений. С другой – выявилась реальная опасность всеобщей ядерной катастрофы, что привело СССР и американское руководство к поиску новых путей ее предотвращения и общему улучшению советско–американских отношений.
Внешнеполитические зигзаги и рискованные импровизации Н. С. Хрущева вызывали растущее недовольство в кругах советского руководства и стали одной из причин его отстранения от власти. В проекте доклада Президиума ЦК октябрьскому (1964 г.) Пленуму ЦК КПСС хрущевская дипломатия критиковалась с позиций прагматического и геополитического понимания целей и задач советской внешней политики. Резкому осуждению подверглась политика опасного «балансирования на грани войны», проявившаяся в ходе Суэцкого, Берлинского и Карибского кризисов. Было указано, что расширение советской финансово–экономической помощи на страны Латинской Америки и субэкваториальной Африки – предмет особой гордости Н. С. Хрущева – не соответствует реальным возможностям СССР и не дает долговременного эффекта. Была подвергнута критике личная дипломатия» Н. С. Хрущева, его «неосмотрительность, субъективизм и авантюризм». Отмечено стремление Н. С. Хрущева «отодвинуть наше Министерство иностранных дел, его дипломатов, пытаясь лично решить многие международные проблемы».
Внешнеполитические итоги хрущевского периода противоречивы, но, несомненно, значительны. Советский Союз на многих направлениях стал действовать как глобальная мировая держава. Британский посол в Москве Ф. Робертс, – Советский Союз теперь имеет влияние и проводит активную политику на всех континентах...». Сравнивая новую советскую дипломатию с «эрой Молотова», он также отмечал явный рост ее профессионализма и раскованности в отношениях с западными партнерами.
Вопросы и задания
1. Выделите новые подходы советского руководства периода «оттепели» при выработке внешнеполитического курса.
2. Укажите не менее трех проявлений новой внешней политики СССР после смерти Сталина.
3. Назовите три основных направления внешней политики СССР в период 1953–1964 гг.
4. Перечислите признаки того, что СССР на рубеже 150–1960–х стал превращаться в державу глобального уровня.
5. Заполните таблицу
Признаки разрядки | Признаки противостояния |
6. Приведите аргументы за и против мнения, что в период «оттепели» у СССР была возможность прекратить противостояние с Западом.