Этапы оккупационной терапии.




Процесс обучения компенсаторным приёмам складывается из нескольких последовательных этапов:

1) Оценка возможностей. Специалист по оккупациональной терапии должен определить требования пациента к обучению, принимая во внимание факторы, которые могут мешать и помогать в обучении; влияние окружающей среды.

2) Составление плана обучения. В план занятий входят: постановка целей (ожидаемый результат); этапы проведения занятий (инструктаж); использование специальных приемов обучения, способов и методов, облегчающих преподавание; характерные особенности условий обучения; способы поощрения и награждения; меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.

3) Проведение занятий (инструктаж). Занятия проводятся с одним или группой пациентов в соответствии с учебным планом, с внесением в него, по мере необходимости, дополнения и изменения. Обучение предусматривает выполнение внеклассных практических заданий, которые должны способствовать закреплению усвоенного материала.

4) Заключительный этап. Необходимо убедиться, что полученные знания и приобретенные навыки пациент успешно использует в повседневной жизни.

Так же процесс обучения компенсаторным способностям складывается из нескольких стадий обучения:

- Определение степени овладения пациентом в процессе обучения навыками или понятиями весьма важно. Регулярная оценка уровня подготовленности пациента будет определять тактику для облегчения обучения.
- Готовность к обучению. Этот этап предшествует проведению занятий (инструктажу). Пациент, готовый к восприятию новой информации и освоению новых навыков, осознает необходимость получения новых знаний и заинтересован в повышении уровня своей подготовки. Пациент, который не достиг такого уровня, извлекает мало пользы в процессе обучения, поскольку он не осознает необходимости приобретения новых знаний и умений, не готов к обучению или использованию этих знаний в повседневной жизни.
- Овладение знаниями и умениями. На этом этапе, используя инструктаж, пациент овладевает знанием или умением. Он должен продемонстрировать владение материалом, усвоенным за период обучения. Например, пациент с нарушением движений показывает свое умение перемещаться из инвалидного кресла на сидение автомобиля. Или же пациент с проблемой социальной адаптации во время занятий показывает свое умение общаться при совершении покупок. Опыт, приобретенный на этом этапе, показывает, что терапевт и пациент должны будут адаптировать и изменять проведение занятий с учетом потребностей пациента.

- Закрепление полученных знаний и навыков. На этом этапе пациент практически использует знания и навыки, приобретенные во время занятий, в повседневной жизни. Пациент, который освоил способы перемещения, использует это умение в различных реальных ситуациях повседневной жизни без участия терапевта. Пациент с проблемами социальной адаптации будет использовать свое умение при совершении реальных покупок в магазине. Если у пациента возникают трудности с практическим использованием приобретенных знаний и навыков, то тактика обучения должна быть сфокусирована на механизмах улучшения закрепления.

 

В центре внимания ОТ стоят занятия, которые включают в себя три области:

  • самообслуживание или уход за собой;
  • трудовую деятельность;
  • проведение досуга и отдыха.

На характер действий по уходу за собой, проведению досуга и трудовой деятельности оказывают влияние социальные и культурные факторы. Действия, которые в одних условиях считаются типичными и уместными, могут оказаться неприемлемыми в других. Специалист по ОТ должен учитывать эти различия в своей практической деятельности.
Хотя занятия и подразделяют на три области, включающие уход за собой, досуг и трудовую деятельность, в повседневной жизни их невозможно отделить одну от другой, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Так, например, человек, имеющий престижную работу, может занимать свою должность, только если он в состоянии следить за собой, соблюдать правила гигиены, выполнять другие действия по уходу за собой. Некоторые виды трудовой деятельности, такие как родительские обязанности или ведение домашнего хозяйства, не имеют временных границ и поэтому эти занятия могут совпадать с проведением досуга. Следует отметить, что отдельные виды активности различными людьми понимаются по-разному. Одинокий человек рассматривает приготовление пищи как уход за собой; а семейный человек считает это трудовой деятельностью. Если оно связано с приемом гостей, то его можно рассматривать как досуг.

Заключение

Оккупациональная терапия значительно отличается от других медицинских специальностей.

Объектом оккупациональная терапия являются занятия, восстановление и нормализация оккупациональной деятельности. В оккупациональной терапии проявление клинических нарушений рассматривается только с учетом взаимосвязи с оккупациональной деятельностью. Все виды оккупационной терапии очень важны, и имеют большой реабилитационный потенциал. Задача состоит в том, чтобы профессионально обучить применению средств оккупациональной терапии, различных приспособлений, технических средств реабилитации: головодержателей, корректоров осанки, горизонтальных чашек для питья лежа, бандажа, повязок, корсета, устройств для застегивания пуговиц, палки для одевания и других.

Значение ОТ очень велико как для человека с ОВЗ, так и для его семьи. Способность к самообслуживанию намного облегчает жизнь и помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, а сами занятия ОТ отвлекают от недуга. Оккупационная терапия помогает социализироваться и безболезненно влиться в общество, по возможности даже участвовать в его жизни.

Осваивая элементы ухода шаг за шагом, человек расширяет свое жизненное пространство и повышает качество жизни. Каждая, даже самая маленькая победа над недугом, когда человек может сам принимать пищу, чистить зубы, умыться и т.д., приносит ему чувство удовлетворенности и радости.

 

Список использованной литературы

 

1.Митрофанова Н.А., Сухова Л.С. Основы медико-социальной реабилитации. М., 2001.

2.Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник. О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М., 2010

.Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности. - 1996.

1. Бастрыкина А. В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. - М., 1999. - 132 с. 2. Болезни нервной системы /под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана и П. В Мельничука. - М.: Медицина, 1995. - Т. 1. - 653 с. 3. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М.: Логос. - 1996. 4. Кастон Д. Сделай свой дом удобным. Пер. с английского - Пермь, РИЦ Здравствуй - 1993. - 189 с. 5. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 6. Корюхин Э. В. Уход за престарелыми на дому. - М., 1998. - 113 с. 7. Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности. - 1996. - Ч. 3. - 223 с. 8. Те же. Лечебные меры при нарушениях трудоспособности и инвалидности. - 1996. - Ч. 4. - 72с. 9. Те же. Реабилитационная технология. - 1996. - Ч. 5. - 121с. 10. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - ООН., 1993. 11. Трубилин Н. Т. Профилактика инвалидности и медицинская реабилитация больных - важнейшая задача органов здравоохранения // Сов. Мед.- 1980. - №4 - С. 10-15. 12. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и гериатрия: М.: Знание, 1984 - 64 с. 13. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 1999. - 224 с. 14. American Association of Occupatinal Therapist. Position paper: Occupation //Amer. J. of Occup. Ther. - 1995. - V. 49. - Р. 1015-1018. 15. Krupa T., Packer T. Occupatinal Therapy Theory: Resurce Manual. 1995. - Vl. 1. - 104 p. 16. Law M. et al. Occupation, health and well-being //Canadian Jurnal of Occupational Therapy. - 1998. - V. 65. - 2. Р. 81-91. 17. Occupatinal Therapy: Oververcoming Human Performance Deficits /Ed. Ch. Christiansen and C. Baum. - 1991. - 883 p.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: