ДИАГНОСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ




ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Предмет и задачи психологии.

2. Современная практическая психология: основные направления и задачи.

3. Понятие о психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.

4. Организационные методы, их роль и место в психологическом исследовании. Эмпирические методы психологического исследования.

5. Виды эмпирических методов, их характеристика.

6. Обсервационные методы в психологии.

7. Экспериментальные методы в психологическом исследовании.

8. Психодиагностические методы исследования в психологии.

9. Понятие о психике. Структура психики человека.

10. Психические процессы, их место в структуре психики.

11. Понятие о познавательных психических процессах.

12. Память как познавательный психический процесс.

13. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.

14. Внимание как познавательный психический процесс деятельности.

15. Виды мышления.

16. Речь как познавательный психический процесс.

17. Понятие о регулятивных психических процессах.

18. Эмоции как регулятивный психический процесс.

19. Стресс и аффект как психоэмоциональные состояния личности.

20. Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности.

21. Чувства и потребности личности.

22. Проблема личности в психологии и педагогике.

23. Психолого-педагогические закономерности формирования личности.

24. Активность личности и ее источники.

25. Социализации личности.

26. Личность как объект и субъект управления.

27. Личность руководителя.

28. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности и его свойства.

29. Психолого-педагогические основы воспитания характера.

30. Понятие о группах и коллективах в психологии и педагогике.

31. Малая группа как объект психолого-педагогического анализа.

32. Психология межличностных отношений.

33. Проблема психологии общения.

34. Общение как социально-психологическое явление.

35. Виды общения, их сущность и основные характеристики.

36. Психологические особенности делового и управленческого общения.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТОЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Приложение 1

Задание 1

Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержаться:

1) общие требования экспериментальных и не экспериментальных методов;

2) требования, характерные только для экспериментальных методов;

3) требования характерные только для естественного эксперимента.

Перечислим эти положения:

А) исследователь не вмешивается в течение психических процессов;

Б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений;

В) в ходе исследования добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких как его мнение, оценки и пр.);

Г) изучается психика по его объективным проявлениям;

Д) изучается психика человека в процессе его обычной деятельности;

Е) изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.


Приложение 2

Практические задания

Задание 1

Прочтите сценку и определите, какой точки зрения придерживается каждое действующие лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической.Комната 2-х летнего мальчика, 8 часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди, тети. Все они психологи.

МАЛЬЧИК (плаксиво): «Не буду спать один. Буду спать с большими в большой кроватке. Мне темно и страшно».

МАТЬ: «Бедный мой мальчик, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного».

ДЯДЯ: «Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенье, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы скорее включили свет».

ТЕТЯ: «Вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, малыш пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от не темноты. А, может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям не освещенного помещения».

ДЕДУШКА: «Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу».

ОТЕЦ: «Я согласен, печенье – это не выход…Вот что, малыш, а скажи-ка мне пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?»

МАЛЬЧИК: «в темноте из шкафа вылезают страшные чудовища».

ОТЕЦ: «Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?»

МАЛЬЧИК: «Да, хочу, хочу, только если попросит дядю принести мне печенье, тетю – посмотреть мои глазки, маму – рассказать, как я был маленький, а деду поговорить про что я думаю»

Задание 2

Найдите и отметьте единственный правильный ответ. Аргументируйте свой выбор.

1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее всего, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей?»

А. Бихевиорист

Б. Психоаналитик

В. Гештальтпсихолог

Г. Приверженец гуманистической психологии

2. Допустим, вам хочется, чтобы молодая женщина надела красный свитер. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма?

А. Поговорил бы с ней о красном цвете вообще.

Б. Сделал бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красный свитер.

В. Указал бы ей на ее подсознательное желание носить красное.

Г. Обсудил бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемому им ассоциации.

3. Какое направление психологии занимается только наблюдением и обсуждением поведения человека.

А. Бихевиоризм

Б. Психоаналитическое направление

В. Гештальтпсихология

Г. Гуманистическое направление

4. Психолог сказал Бингу, что ему не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог?

А. Бихевиоризма

Б. Психоаналитического направления

В. Гештальтпсихологии

Г. Гуманистического направления

5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию?

А. Бихевиоризму

Б. Когнитивной психологии

В. Психоанализу

Г. Гуманистической психологии

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Единство психического, физического и биологического в человеке было замечено еще вдревней Индии более пяти тысяч лет назад и сформулировано в виде деления всех людей на три типа: Вита-доша, Питта-доша и Капха-доша. В более позднее время (в начале XIX века) психологическая наука дала определение трех конституционных типов (Ростан, 1824; Сиго, 1914), а впоследствии и трех типов телосложения (Кречмер, 1924), что позволяет составить следующую таблицу:

 

Тип людей по Аюрведе Конституциональный тип Тип телосложения
Вита-доша Церебральный Атлетик
Пита-доша Дигестивный Пикник
Капха-доша Мускулярный Атлетик

Таким образом, психосоматичность можно определить в виде следующей схемы:

Психическое здоровье + Физическое состояние + Биологические задатки

А теперь предлагаем протестировать себя последовательно по нижеприведенным положением отметить баллами от 0 до 5, насколько данные утверждения относятся к вам.

0 – не относится совсем;

1 балл – очень слабая позиция;

2 балла – относится ко мне на четверть;

3 балла – относится ко мне наполовину;

4 балла – относится ко мне на три четверти;

5 баллов – относится ко мне полностью.

Подсчитайте общую сумму баллов по каждому направлению, а затем сравните эти цифры. Преобладающая сумма покажет вашу принадлежность к определенному психосоматическому типу. После этого познакомьтесь с его кратким описанием. Возможна принадлежность и к смешанному типу.

1. Я легко прихожу в возбуждение.

2. В жару мне не по себе и я быстро устаю – больше чем другие.

3. Я толстею быстрее других, а худею медленнее.

4. Походка у меня в основном легкая и быстрая.

5. Я легко пропускаю еду, не чувствую при этом дискомфорта.

6. Когда я хочу чего-нибудь добиться, то очень решителен.

7. Я человек среднего роста и нормального телосложения.

8. Я быстро запоминаю, но и забываю тоже быстро.

9. У меня густые, темные, волнистые волосы.

10. У меня хорошо работает желудок.

11. Я как большинство людей, не выношу холодной погоды.

12.У меня тонкие, прямые, светлые, рыжие, соломенного цвета волосы.

13. Я от природы спокойный, и меня трудно разозлить.

14. Я часто ощущаю прилив энергии.

15. Я быстро прихожу в раздражение и гнев, хотя не всегда показываю это.

16. У меня постоянно бледныйцвет лица.

17. О моих волосах можно сказать следующее: ранняя седина или облысение.

18. У меня часто меняется настроение и от природы я очень эмоционален.

19. Ямедленно ем.

20. У меня слабая комплекция, и я с трудом набираю в весе.

21. Я быстро теряю терпение.

22. Я часто болею простудными заболеваниями: насморком, ангиной и астмой.

23. Ялюблю основательность и склонен к педантизму.

24. Явсегда быстро заучиваю все новое.

25. Я часто чувствую тяжесть в желудке.

26. Я быстро потею.

27. У меня часто плохо работает желудок.

28. Я запоминаю не так быстро, как другие, но у меня очень прочная память.

29. Я очень люблю холодную пищу; мороженое, холодные напитки.

30. Я с трудом принимаю решения.

31. Я медлителен в движениях.

32. Я считаю себя очень энергичным человеком.

33. Я часто волнуюсь и испытываю тревогу.

 

34. Если я пропускаю еду или ее откладывают, я чувствую себя неуютно.

35. У меня склонность к излишне долгому сну.

36. Я долго перевариваю пищу.

37. У меня очень сухая кожа, особенно зимой.

38. Я оченьвынослив и всегда энергичен.

39. Ветер и сквозняки плохо влияют на мое самочувствие.

40. В своей работе я стараюсь быть точным и аккуратным.

41. Я обычно хожу медленной походкой.

42. У меня хороший аппетит, при желании могу съесть очень много.

43. У меня деятельный ум и богатое воображение.

44. Я хладнокровен, и у меня волевые манеры.

45. Мои друзья считают, что я болтлив.

46. По утрам я чувствую слабость и с трудом встаю.

47. Я быстро разговариваю.

48. Я быстро прихожу в ярость, но при этом я отходчив.

49. Следующие слова хорошо передают мой облик: спокойный, мягкий, нежный, прощающий.

50. Я плохо переношу повышенную влажность.

5 1. Если я живу один, питание и сон у меня беспорядочные.

52. Я должен проспать неменьше восьми часом, чтобы чувствовать себя нормально на следующий день.

53. Я не могу работать в шуме (при включенном радио, разговорах в комнате и т.п.).

54. У меня часто холодеют руки и ноги.

55. Многие считают меня упрямым.

56. Я двигаюсь быстро иактивно.

57. У меня крепкое, плотное телосложение.

58. Я очень взыскателен к себе и другим.

59. Яс трудом запоминаю и вспоминаю информацию.

60. Прохладная и влажная погода меня угнетает.

61. Я не очень терпелив в споре.

62. По натуре я человек деятельный.

63. У меня спокойный, мирный характер.

64. Жару в помещения я переношу хуже, чем холод.

65. Я люблю вызывающее поведение.

66. Я очень быстро включаюсь в работу.

67. У меня склонность к полноте, излишнему весу

68. Я не выношу слишком горячую и острую пищу.

69. Я сплю очень глубоко.

70. У меня гладкая и нежная кожа.

71. Я часто 'засыпаю с трудом и сплю некрепко.

72. У меня природная склонность все делать медленно и спокойно.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОГО ТИПА (АСТЕНИК)

Физические характеристики:

· хрупкое, худощавое сложение;

· способность испытывать голод в любое время дня и ночи.
Психические характеристики:

· быстрая реакция на внешние раздражители;

· чуткий сон, бессонница;

· подвижность, жизнерадостность, яркое воображение:

· повышенная возбудимость, переменчивость настроения, повышенные тревожность и беспокойство

· непостоянство в увлечениях и пристрастиях;

· явно выраженная тревога в стрессовых ситуациях:

· любовь к нерегулярному, изменчивому образу жизни;

· умение контролировать нервную систему.
Биологические характеристики:

· плохой (нерегулярный) аппетит;

· частые нарушения пищеварения;

· усталость и неспособность расслабиться;

· непереносимость холода, ветра и резких звуков.

Возможные заболевания: спазмы, судороги, боли в суставах, депрессии, психоз.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО ТИПА (ПИКНИК)

Физические характеристики:

· средние телосложение, рост и выносливость;

· отвращение к солнцу и жаре;

· точная, четкая артикуляция.

Психические характеристики:

· спокойная, мягкая натура, не склонная к гневу;

· трудно запоминает новую информацию, но имеет хорошую долговременную память;

· любящий, нежный, прощающий, терпимыйхарактер;

· привязанность на долгие годы;

· умственная инерция и склонность к депрессии;

· плохая способность принимать перемены и уклончивость в принятии решений:

Биологические характеристики:

· плохая переносимость жары;

 

· хорошие аппетит и пищеварение, часто испытывает жажду, страшный голод, если пропускается еда;

· светлая, красноватая кожа, веснушки.

Возможные заболевания: плохое дыхание, пятна на лице, сыпь, повышенная кислотность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕТЬЕГО ТИПА (АТЛЕТИК)

Физические характеристики:

· крепкое телосложение и большая физическая сила;

· спокойная энергичность, плавность, медлительность движений;

· склонность к полноте при небольшом аппетите;

· вялость, оцепенение, медлительность и неповоротливость.
Психические характеристики:

· острый ум, предприимчивость характера, любовь к острым, сложным ситуациям, самокритичность;

· склонность к гневу, вспыльчивость в стрессовой ситуации;

· уверенность в себе в сочетании с активностью, настойчивость;

· требовательность, саркастичность, гнев и враждебность к другим людям;

· нетерпение, неусидчивость, вспыльчивость и потеря самоконтроля;

 

· тиранические замашки и нетерпимость к задержкам.
Биологические характеристики:

· прохладней, плотная белая кожа;

· нетерпимость к холоду и влажности;

· чрезмерная сонливость и долгий сон.

Возможные заболевания: воспаление носа и горла, аллергия, астма, отеки, диабет, кисты, опухоли.

Рассмотрим пример:

Ключ к тесту

Психическое здоровье:

1п= 1,8,18,24,30,33,43,45,51,59,66.

2п= 6,15,21,23,32,40,44,48,55,58,61,65.

3п= 13,28,49,63,69,72.

Физическое состояние:

1ф= 4,14,20,27,54,56.

2ф= 2,7,12, 17,34,42.

3ф= 3,5,9,19,22,31,38,41,52,57,60,67.

Биологические задатки:

1б =11,37,39,53, 62,71.

2б = 10,26,29, 50,64,68.

3б = 16,25, 35,36,46,47,70.

 

Пункт теста Психосоматический тип, балл
                   
                   
                   
                   
…..                  
                   
Итого                  
Коофи циэнт                  
Всего                  
Первый тип: 1П+1Ф+1Б = 40+38+24 =102 (Астеник) Второй тип: 2П+2Ф+2Б = 49+46+36 =131 (Пикник) Третий тип 3П+3Ф+3Б = 20+28+26 =74 (Атлетик)

Таким образом, данная личность по психическому, физическому и биологическому параметрам – явно выраженный Пикник.


Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: