Жанр – народная музыкальная драма. Так же как «Борис Годунов» опера имеет несколько редакций, принадлежащих Римскому-Корсакову, Стравинскому, Ламму, Шебалину, Шостаковичу.
В этой опере наиболее отчётливо проявились общественно-политические взгляды композитора.
I. Историческая основа и либретто «Хованщины». Мусоргский сам написал либретто оперы. В ней он обращается к одной из наиболее сложных эпох в истории России – периоду борьбы Петра I за престол. В опере «сжаты» временные рамки: события трёх стрелецких бунтов показаны на примере одного. В опере действуют исторические персонажи – Стрешнев, Голицын, Хованские, Софья. Есть и вымышленные герои – Досифей, Марфа, Эмма.
II. Драматургия. В опере действуют три силы – стрельцы, раскольники (они принадлежат «старой» Руси) и петровцы (новая государственность). Акцент сделан на развитии негативных сил, а именно, стрельцов и раскольников. Эти группы имеют своих вождей: стрельцами управляет Хованский, раскольниками – Досифей. Мусоргский показывает их различие. Хованский является символом губительной власти, поскольку несёт в себе отрицательные человеческие качества. Досифей – это духовный властитель, идеальный человек, но его судьба также оказывается трагичной. Народ, втянутый в политические игры, выступает страдающей стороной.
Петровцы, выступающие третьей силой символизируют новую Россию, и одновременно являются причиной гибели стрельцов и раскольников.
II. Музыкальный язык оперы. Композитор развивает принципы «Бориса Годунова»: песенный стиль сочетается с речитативно-ариозным. Структура музыкального языка оперы достаточно сложна. Его компоненты:
|
1. Речитативно-ариозный стиль, связанный с сольными фрагментами и характеризующий определённых героев.
2. Песенный стиль, опирающийся на различные жанры музыкального фольклора.
3. Традиции русской духовной музыки (стилизация распева раскольников, цитата раскольничьего гимна).
4. В характеристике петровцев Мусоргский стилизует музыку III века.
IV. Музыкальное воплощение драматургических сфер.
Образ стрельцов развивается «по нисходящей»: действие оперы охватывает один стрелецкий бунт, от победы до трагической развязки (стрелецкая казнь).
Стрельцы представляют собой стихийную бездуховную силу. Они ощущают свою мощь, но лишены движущей идеи, это и определяет их поражение. Музыкальная характеристика стрельцов опирается на лейттему и большие хоровые фрагменты.
Экспозиция образа – I действие, хор «Гой вы, люди ратные» в духе солдатской походной песни. Этот хор основан на лейттеме, схожие интонации будут использоваться в теме Ивана Хованского.
Переломный момент в развитии образа стрельцов – весть о приходе петровских войск. Протяжный хор «Ах, не было печали», открывающий эту сцену, звучит величественно и уверенно. Хор стрелецких жён – реакция на хор стрельцов, он основан на интонациях причета. Хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам» раскрывает тревогу и неуверенность. Сцена завершается печальной молитвой «Господи, не дай врагам в обиду». Развязка образа – сцена стрелецкой казни, поражающая трагизмом. Звучит двойной хор – стрельцов (молитва) и стрелецких жён (интонации причета). В оркестровой партии появляются интонации темы стрельцов, а затем – петровцев.
|
Иван Хованский, вождь стрельцов, раскрывается лейтмотивом (интонационно близок лейттеме стрельцов) и через монологи. Первый монолог звучит величаво и напыщенно. Второй показывает внутреннюю неуверенность, неспособность принять решение. Своей бездеятельностью он фактически предаёт стрельцов. Развязка развития образа – 1-я картина IV действия. Хованский показан в своей вотчине как жестокий хозяин-самодур. Мусоргский воссоздаёт обстановку крепостного быта через крестьянские песни и обряды. Используются подлинные народные темы «Возле речки на лужочке» и величальная «Плывёт, плывет лебёдушка». Реплики Хованского показывают, что он не способен понять ситуацию.
Андрей Хованский – лирический образ, развивающийся в сторону трагедии. Он экспонируется как человек, далёкий от политики, живущий в своё удовольствие (I действие). Этот образ трагически осмысливается во 2-й картине IV действия, когда Андрей узнаёт о смерти отца и о казни стрельцов. Развязка наступает в V действии (песня Андрея).
Образ раскольников. Раскольники как действующая сила впервые появляются в русской музыке именно в «Хованщине». В процессе развёртывания драмы раскольники остаются верны себе, этот образ остаётся почти неизменным.
Экспозиция – хор «Посрамихом, посрамихом». Наиболее яркая характеристика – V действие, сцена подготовки к смерти и самосожжению, где используется подлинная раскольничья тема «Враг человеков».
Досифей – предводитель раскольников – собирательный образ, воплощающий лучшие духовные качества пастыря и наставника. Он болеет за Россию, стремится примирить все враждующие силы (сцена заговора, II действие). Экспозиция образа – ария I действия. Развёрнутая характеристика героя дана в V действии.
|
Марфа воплощает лучшие качества раскольников – сильный характер, твёрдую волю. В героине борются два одинаково сильных чувства – любовь к Андрею и любовь к Богу. Для неё это взаимоисключающие чувства, которые можно примирить только в одном костре с Андреем. Двойственность героини отражается в характеристике. Как женщина из народа, обуреваемая человеческими чувствами, она наделяется мелодикой в народном духе. Однако в её партии присутствуют и интонации раскольничьих гимнов. Наиболее развёрнутые характеристики: сцена гадания из II действия; песня «Исходила младёшенька» из III действия; сцена с Досифеем, где впервые появляется идея костра («Словно свечи божии»); жестокий рассказ о гибели стрельцов в 1-й картине IV действия; заключительная сцена Марфы и Андрея из V действия.
Петровцы показаны несколько схематично. Их тема близка военной духовой музыке 18 века.
Темы:
I действие:
Оркестровое вступление – с.5, Ц.1
Хор стрельцов «Гой, вы люди ратные» - с.34, Ц.41
Лейтмотив Хованского – с.82, Ц.90, далее, Ц.91 – монолог Хованского «Дети!»
Хор «Слава лебедю» (величание Хованского) – с.87, Ц.98
Ария Досифея «Приспело время мрака» - с.118, Ц.129
II действие
Сцена гадания Марфы «Силы потайные» - с.148, Ц.183
«Тебе угрожает опала» - с.152, Ц.190
III действие
Хор раскольников «Посрамихом, посрамихом» - с.201, Ц.259
Песня Марфы «Исходила младёшенька» - с.205, Ц.265
Сцена Марфы и Досифея «Словно свечи божие» - с.227, Ц.301
«Страшная пытка любовь моя» - с.229, Ц.303
Хор стрельцов «Ах, не было печали» - с.241-242, Ц.320
Хор стрелецких жён «Ах, окаянные пропойцы» - с.250, Ц.331
Хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!» - с.280, Ц.370
Ариозо Хованского «Помните, детки» - с.285, Ц.376
IV действие
1-я картина
Хор крестьянок «Возле речки на лужочке» - с.287, Ц.381
Хор крестьянок «Плявёт, плывёт лебёдушка» - с.315. Ц.443
2-я картина
Монолог Досифея «Свершилося решение судьбы неумолимой» - с.321, Ц.445
Стрелецкие жены «Не дай пощады» - с.336, Ц.480
Молитва стрельцов «Господи, боже наш» - с.337
V действие
Хор «Враг человеков» - с.357, Ц.514
Песня Андрея Хованского «Где ты, моя волюшка?» - с.362, Ц.524
Содержание оперы:
I действие Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя – Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.
II действие Кабинет князя Василия Голицына – канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского – скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.
III действие Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.
IV действие Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.
Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.
V действие Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.