Понятие счетов
Непрерывная текущая деятельность и контроль осуществляется при помощи счетов БУ. Для чего предназначены счет? Для текущего отражения хозяйственных операций и фиксации тех изменений, которые произошли в хозяйственной деятельности. Счет – это текущая группировка однородных средств хозяйства (их источников). Счет основных средств – что это? Счет, который говорит группировке основных средств (средства, используемые больше года).
На этом счете отражается количество средств хозяйства.
Счет – определенный классификационный признак, позволяющий идентифицировать тот или иной объект БУ. Как называются счета? Счет касс – позволяет определить идентификационный признак – денежные средства в кассе. Расчетный счет. Счет ноль первый.
Но это бывает не совсем так ясно. Когда Ашан строил свои гипермаркеты он являлся техническим заказчиком. Он осуществлял перечисление денег в адрес генерального подрядчика. У них был соответствующий договор. Суд счел, что технический заказчик и генеральный подрядчик (была там какая-то бредовая аргументация), а так как Ашан не учитывал определенные средства на счете 20, то он занизил налогооблагаемую базу – нужно доначислить налог.
Ашан вел учет производительных затрат по счету № 08, а должен был по счет № 20 (так как он был генподрядчиком). А значит, Ашан – ген.подрядчик и он занизил налогооблагаемую базу. Но Ашан был техническим заказчиком и не должен был вести счет № 20.
Было другое дело. Головное предприятие отправляло мебель почти готовую (без ручек) к своей дочке. Налоговая сказала – это нужно было рассматривать по счету готовая продукция, а не внутрихозяйственные расчеты (зачем надо было? Чтобы налоги уплачивали не в Москве, а во Владимире). Но мебель без ручек – не готовая продукция. Так что все правильно мы делали.
|
Одним словом нужно правильно прописывать хозяйственные операции по счетам.
Важно определение:
1. Стоимости хозяйственной операции;
2. Лиц, участвующих в ее совершении;
3. Место и время совершения хозяйственной операции;
4. Квалификация этой хозяйственной операции (точное установление куда должно быть отнесено уменьшение или увеличение конкретной суммы хозяйственной операции).
Поэтому нужно правильно определить, что такое счет.
Структура счета
Выглядит как таблица.
Две строки дебит (он должен) – левая сторона счета - и кредит (он верит) – правая сторона счета.
Каждый счет, который открывается, открывается на основании баланса.
Допустим из баланса счета «Материалы» видно, что имеется материалов на 10.000 р. Это называется сальдо начальное.
Сальдо – (итал.) это расчет, итог.
Все средства и источники по этому классификационному признаку располагаются в системе счетов. На основании балансов открываются счета.
Счета бывают по отношению к балансу – активные и пассивные.
Сальдо начальное – берем из баланса. Сальдо конечное – попадает потом в баланс (смотрим, что пришло, что у ушло (т.е. смотрим дебет и кредит) и подсчитываем конечное сальдо).
Дебит | Кредит |
Счет товарно-материальных ценностей | |
Пришло товаров на 10.000 | |
Счет расчетов с поставщиками | |
Ушла сумма 10.000 |
Двойная запись
Одна и та же запись влечет изменение дебета по одному счету и кредита по другому счету.
|
В вышеуказанном примере – договор купли-продажи. На основании товарной накладной будет отражено увеличение по счету материалов. На основании счета будет изменен счет расчетов с поставщиками.
Счета – это текущее (между балансами) отражение хозяйственной жизни предприятия.
Очень важно правильно распределять по счетам хозяйственные операции.
Счета бывают активные и пассивные.
В активных счетах все увеличение идет по дебету.Уменьшение в активных счетах идет ко кредиту.
В пассивных счетах все увеличение идет по кредиту. Уменьшение в пассивных счетах идет по дебету.
Любая хозяйственная операция отражается дважды – в дебете одного счета и на кредите другого счета. Нужно искать взаимосвязанный счет.
Лука Почейли 1494 в труде «Трактат о счетах и записях». Там он впервые обосновал «принцип двойной записи» - Венецианский способ. В таких городах как Венеция, Генуя – центры коммерческой деятельности. Нужно было все хозяйственные операции учитывать. Приходилось одни и те же операции отражать по двум счетам.
Взаимосвязь счетов БУ;
Смысл двойной записи – вначале нужно квалифицировать конкретный объект БУ, узнать, где он должен быть отражен, далее нужно отразить текущую хозяйственную операцию (на основании определенных принципов), потому нужно отразить операцию на двух счетах.
Эти два взаимосвязанных счета – называются корреспондирующими счетами. Корреспонденция счетов – типичная взаимосвязь счетов. Если соблюдается корреспонденция счетов – тогда не может быть речи о хищениях.
Атипичная взаимосвязь – та связь, которая не предусмотрена планами ведения БУ. Когда лицо, нарушив правила, отражает операцию так, как оно захочет, пытаясь, например, скрыть какие-нибудь последствия.
|
Указание двух корреспондирующих счетов называется «бухгалтерской проводкой ».
Бухгалтерские проводки бывают двух видов – простые и сложные. Но давайте подумаем так – материалы, которые пришли приходят обычно в таре. Тару нужно учитывать отдельно. Для этого нужно отделить материалы от тары. В нашем примере – нужно будет операцию по поставке в наш адрес товаров еще и поставку тары на счете «Тара».
Например, товары получиил на 10.500. 10.000 идет на дебет счета материальных товаров, а 500 – идет на дебет счета тары. Вот это будет называться сложной проводкой (когда увязывается дебет одного счета и кредиты нескольких счетов или кредит одного и дебит многих).
Есть планы счетов БУ. БУ ведется на основании планов счетов и инструкций по их применению. На основании планов счетов разрабатываются рабочий план счетов (т.е. тот перечень счетов, который может применяться этой организацией).
План ведения счетов – Приказом Министерства Финансов утвержден. Этот план действует с 1 января 2001 года для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов.
У банков несколько иная структура, но мы ее трогать не будем.
Плане счетов БУ состоит из 2 частей:
1. Перечня счетов, которые применяются в БУ (основные средства, износ основных средств, долгосрочные финансовые вложения и т.п.);
2. Инструкция по применению планов счетов БУ.
Фактически план счетов БУ представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности. Инструкция по плану счетов устанавливает единые подходы по применению планов счетов.
Т.е. у нас стоит задача классификации с тем, чтобы четко определить к какой группе основных средств относится тот или иной объект, как он ставится на учет, как нужно его учитывать.
Признание, оценка, группировка – устанавливаются различными положениями по ведению БУ.
Типовая корреспонденция счетов – это нормативно установленная взаимосвязь счетов.
Узнаем из плана счетов – что это за объект. И узнаем, как нужно вести те или иные счета.
Синтетические и аналитический учет;
Счета БУ в плане счетов подразделяются на:
1. Счет основных средств (№ 01);
К счету 01 могут быть субсчета – более дробная группировка средств хозяйства и его источников. Основные средства же могут разделяться на здания, автомобили, гаражи и т.п. Надо же внутри этого счета разделить на более конкретные субсчета.
Например, субсчет «здания и сооружение», «машины и оборудования» и т.п. Субсчета по счету 01 ведутся по видам основных средств.
2. Счет № 08 (долгосрочные финансовые вложения)
Субсчета – 08.1 приобретение земельных участков, 08.4 – приобретение объектов основных средств и т.п.
Все вышеуказанные счета и иные им подобные – это синтетические счета.
Аналитический счета – это счета, которые учитывают более дробное деление.
1. Синтетический учет – учет обобщенных данных БУ о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам.
Субсчета – промежуточные между аналитическими и синтетическими счетами. Конкретнее, чем синтетические счета, но менее конкретные, чем аналитические счета.
2. Аналитический учет – учет, который группирует детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
В аналитическом учете мы можем учитывать натуральные измерители (мы сможем получить более детальную информацию о составе материалов запаса – о составе имущества хозяйственных операций).
Вся типовая корреспонденция отражается в БУ. Атипичные бухгалтерские проводки совершаются тогда, когда люди хотят скрыть масштабы хозяйственной деятельности.
Пример – кассир получил деньги в банке. Решили взять часть денег себе. Зачислили часть денег на счет предприятия, а другую часть перечислили на счет расходов. Вот это будет атипичная корреспонденция.
Нельзя сразу же после получения денег (если в платежном поручении была указано Основание Платежа «для выплаты заработной платы») занести деньги на расходы
Способы исправления ошибочных записей.
Все операции, которые могут быть произведены – должны быть отражены в учете, как это предписано в планах счетов БУ.
Но может быть ситуация,что бухгалтер ошибся с квалификацией – записали не в тот счет. Налоговый орган попросит изменить счета. Вопрос: как будем менять? Предусмотрено ли это изменение в планах счетов? (будут ли корреспондировать эти счета).
Приходится доказывать, что мы не имеем право отразить ту или иную операцию на том или ином счете продукции, который нам предписывают налоговые органы (вспомни пример с мебелью).
Например, бесплатные пакеты в Ашане. Налоговый орган говорит, что вы не можете включить это в расходы. Мол, это просто ваш маркетинговый ход.
Атанесян – упаковка является составной частью продажи. Не можем продать товар без этой части. Это упаковка, следовательно, должна быть отражена в соответствующей статье расходов, а не просто маркетинговый ход (который пришлось бы отнести к рекламе, в результате чего мы бы не смоги убавить налогооблагаемую базу).
Еще один пример.
Есть такое предприятие – АлмазЮниЭкспорт. Монопольный экспортет драгоценных материалов.
Это предприятие имело на свое балансе акции различных банков в самое разное время. Так как это было не профильной деятельностью, то Правительство решило – отдайте все ваши акции Министерству Имущества. АлмазЮниЭкспортна 2 млрд. рублей передали акций. Налоговый орган сказал – вы передали акции, то вы еще и налог заплатите (90 млн. рублей) за то, что вы передали. Законодательство запрещает передавать передачу. Тут имело место безвозмездное изъятие (т.е. грабеж). Представили баланс в суд. Следовательно – докажите, что это было дарение. Если не сможете доказать, то вы должны удовлетворится тем, что вы и так 2 млрд. получили.
22.10.2011 г.
В балансе отразить текущее ведение счета невозможно. Текущая хозяйственная деятельность отражается на счетах хозяйственного учета.
Есть баланс – между балансами счета. Мы должно четко представлять что такое счета – это способы группировки хозяйственный операций.
Счет – это таблица, состоящая из двух столбцов – дебит и кредит.
Дебит и кредит по разному отражают хозяйственные операции. В активном счете – сальдо – дебетовое (то есть в плюсе). В пассивном – кредитовое (то есть в минусе).
Произошла хозяйственная операция – она должна быть тут же отражена на счетах. Причем на нескольких – счета же взаимосвязаны – это «корреспонденция счетов».
Конкретная запись – конкретная финансовая операция, документа, на основании которого прошла операция – это бухгалтерская проводка.
Проводки бывают простые и сложные
Все счета отражены в плане счетов бухгалтерского счета (показано там какие есть счета и как они друг с другом взаимосвязаны). «В определенных рамках счета корреспондируют – за этими рамками счета не корреспондируют».
Начислено рабочим и служащим з/п 15 тысяч рублей. Эту операцию нужно объективировать в счетах БУ.
Нужно знать, какие два счета отразят эту операцию.
Нужно определиться с квалификацией той или иной хозяйственной операции.
Эта операция должна отразить два счета:
· основное производство (код счета - № 20; счет активный, там сальдо дебетовое);
Сальдо начальное – 3000 р. (допустим была такая сумму там до операции по начислению з/п).
Предположим, эта была первая операция - напишем –15.000.
Но нужно еще и на другом счете отразить.
· Расчеты с персоналом (счет № 70; это счет пассивный, салдьо там кредитовове)
Сальдо начальное там (в столбце «кредит») – допустим было 5000 р. Значит предприятие должно работникам 5000р.
Нужно в столбец «кредит» счета № 70 прописать 15.000
Вот это был пример простой проводки (проводка была типовая).
Теперь будет сложная проводка.
Поступили от наших поставщиков товары и поступили они на сумму 20.000 р. Из них 2.000 р. – НДС и одновременно эти товары поступили в таре (ее нужно учитывать отдельно). Нужно осуществить сложную бухгалтерскую проводку.
Нельзя на одном счете учитывать стоимость товара вместе с НДС.
· Расчеты с поставщиками и подрядчиками (№ 60; пассивный (величина задолженности перед своими кредиторами))
В столбце «кредит» было, допустим 12.000. Нужно дописать сумму –20.000.
· Открываем еще один счет «Товары» (№ 41.2; здесь сальдо – дебетовое, это активный счет).
Допустим, сальдо начально там было 1.500 р. Поставка на сумму 20.000 р, там НДС – 2.000 р и тары на
· НДС по приобретенным ценностям (№ 19; активный счет)
Допустим, остаток 700 (сальдо начальное).
Дописываем там 2.000
· Тара (счет № 41.3; тоже активный)
Допустим, сальдо начальное – 50.
Дописываем там операцию – (в дебете) 1.000 р.
Счет активный – пишем в дебет, счет пассивный – пишем в кредит. Кредитуется один счет, дебетуется три счета.
Вуалируется хозяйственная операция путем неправильных сложных проводок. Корреспонденция счетов в плане счетов прописана. Если операция выходит за рамки той корреспонденции счетов, которая предусмотрена, то это атипичная корреспонденция.
Иногда под видом ошибок маскируются незаконные хозяйственные операции.
БУ систематизирован, там нет двоякого толкования. Там очень ясные рамки.
Было одно дело, которое касалось следующего: осуществлялся банковский контроль, была очень большая сумма. Нужно было доказать, что Центральный Банк не прав. «План счетов не трактуется, объект БУ отражается не как решил бухгалтер, а так, как ему предписано. В праве мы можем толковать нормы, но не в БУ – там нормы доведены до автоматизма. Если сказано, что счет должен быть отражен на этом счете – то на этом счете он и должен быть отражен».
Смысл спора – заключался в том, можно ли определенную операцию признать доходом. Это зависело от того, как отразим операцию в БУ. Налоговый орган говорил, что нужно отражать ситуацию по другому. Но его требования не обоснованы, т.к. по плану счетов нужно было отражать ту операцию таким образом, какие организация это и отразила.
Могут ли быть операции, которые не предусмотрены планом счетов? Могут. Тогда нужно по согласованию с Минфином отражать новый счет.
Или можно сделать рабочий план счетов – отправляешь в налоговую – и если она принимает этот план, тогда потом его требования беспочвенны.
Пишут налоговому органу – вот такая у меня политика, вот такую корреспонденцию счетов я применяю. Поэтому налоговый орган в курсе.
В целом вся хозяйственная деятельность подпадает под тот или иной счет (может быть чуть отдаленно, но подпадет).
Любая хозяйственная деятельность определяется хозяйственными операциями, которые редко когда характеризуются экзотичностью. Если такое есть все же, тогда нужно согласовывать с Минфином.
Если произошла ошибка
БУ не предполагает вольного отношения к ошибкам. Любую ошибку нужно найти.
Все хозяйственные операции отражаются хронологически. Когда мы путь раскладываем по хронологии – тогда мы сможем найти ошибку.
Если мы хотим увидеть как что-то происходило – рисую себе хронологию событий. По такому же принципу собираются все адвокатские досье.
Надо сказать, что хронология отношений является необходимым атрибутом в любом арбитражном споре, особенно если это международный арбитраж (у нас в судах – проще).
В нашем БУ тоже все записи идут в хронологической операции.
Может быть ситуация такая – хозяйственная операция была совершена, а в БУ ее нет.
Операция должна быть отражена в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения.
Если бухгалтер нашел ошибку, то он должен ее исправить.
Есть 3 способа исправления ошибки. В зависимости от того, где находим:
1. Корректурный способ;
Это способ, который преимуещствено применятся в аналитических счетах. Как правило, ошибка, которая исправлетсякорректурно, должна быть обнаружена до того, как были подведены итоги.
Исправления ошибки осуществляется путем зачеркивания неправильных записей и написания правильных записей. Делается запись «исправленному верить», а нужно надписывается над зачеркнутым.
Как правило такой способ записывается в карточках аналитического учета.
2. Способ дополнительной проводки;
Как правило в счетах синтетического счета, когда ситуация либо вообще не была отражена или отражена не правильно.
НАпримерм, поступили материалы на 20.000, а написали в счете, что на 15.000. Дополнительная проводка – делается на правильном счете дополнительная проводка еще на 5.000.
Делается в бухгалтерии дополнительная справка.
Бухгалтеры иногда так хитрят – пишут, что 15.000 рублей, а 5.000 рублей забирают себе (в надежде, что ничего не заметят).
Это может отразиться и в накладной. Я поставил вам на 20.000 р. А вы мне говорите, что по вашим счетам – 15.000. Ничего не знаю, у меня есть накладная, вы идите и разбирайтесь дальше сами со своей бухгалтерией.
3. Способ красного сторно.
Синтетические счета можно править только таким способом.
Поступили от поставщиков товары на 20.000р. Пришли товары, а бухгалтер ошибся и указал на счете материалы (написал там в сальдо 20.000).
В синтетическом счете просто так не зачеркнешь. Та же самая хозяйственная операция повторяется красным в другом счете. Нужно записать эту операцию и в правильном счете, и в ошибочном счете красным.
И потом еще раз обычным цветом в правильном счете.