Методы увеличения скорости чтения




Скорочтение - не волшебство и не тайна. Профессиональные уроки скорочтения просто обучают небольшому количеству несложных техник, помогающих человеку лучше концентрировать свое внимание. Глаза человека практически постоянно находятся в движении. Техники скорочтения направляют это движение на страницу с текстом. Для обучения скорочтению важно принять правильное положение. Вы должны сидеть прямо, придерживая книгу левой рукой, и использовать правую руку для упражнений. Уже к началу занятий по предлагаемой методике скорочтения Вы должны достаточно быстро читать. Скорочтение не принесет Вам никакой пользы, если у Вас есть проблемы с восприятием прочитанного или лексиконом. На самом деле, такие занятия даже могут принести вред, если Вы не сможете понимать того, что читаете. У Вас должна быть хорошая базовая подготовка. Перед началом занятий Вы должны просмотреть текст, с которым будете работать, для того, чтобы понять его основную идею и представлять стиль, в котором этот текст написан. Далее рассмотрим пять методов, которые помогут увеличить скорость чтения при самостоятельных занятиях.(см. Приложение №2)

Заключение

В ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1) Именно скорочтение дает наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития учащегося и является залогом успеха в дальнейшей жизни

2) В процессе исследования было установлено, что при выработке скорочтения учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

ü с регрессиями,

ü с артикуляцией,

ü с малым полем зрения,

ü с отсутствием внимания при чтении.

· Под скорочтением понимается более совершенный и продуктивный метод чтения, позволяющий решить проблемы с вниманием и запоминанием, устранить регрессии и артикуляцию, расширить поле зрения, которые возникают у многих учащихся, а также значительно ускорить процесс восприятия и понимания текста.

3) В данной работе была предпринята попытка улучшить чтение у учащихся с помощью тренинга по скорочтению, состоящего из блоков упражнений, направленного на устранение выявленных трудностей.

4) Таким образом, начатая работа с введением метода скорочтения при работе над текстом может иметь продолжение и позволит ускорить процесс осознанного чтения и сделает его более эффективным.

 

 

Использованная литература:

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.

2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991..

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения, 1991

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

6. Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: https://festival.1september.ru

7 Материалы сайта:. https://www.zavtrasessiya.com

8. Материалы сайта:. https://www.nigma.ru

 

 

Приложение №1

Артикуляция

Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвиженийартикуляторовзависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.
Привычка проговаривать слова присуща большинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется устойчивый стереотипный навык проговаривать текст.
При таком чтении читают не столько глазами, сколько "ушами и губами", так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Предел пропускной способности речеслухового канала составляет 900 знаков в минуту, в то время как у зрительного нет достоверно установленного ограничения.

Малое поле зрения

Под полем зрения понимается участок текста (количество символов), четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы или, в лучшем cлучае, два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и остановок

[3]   Метод традиционного чтения.

Чем шире поле зрения, тем больше букв и слов одновременно воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок на странице, и в итоге темп чтения возрастает.

  Ширина поля зрения больше одного слова.

Взгляд человека, поле зрения которого охватывает всю строку сразу, скользит по странице сверху вниз, практически без горизонтальных движений по строкам.

  Ширина поля зрения равна строке.

Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально сверху вниз по центру страницы.

Регрессия

При медленном чтении происходят непроизвольные возвратные движения (регрессии) глаз и повторные фиксации взгляда на одних и тех же участках текста. Обычно при чтении текста на каждые 100 слов приходится от 10 до 15 регрессий. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как легкий, так и трудный, - как бы для верности.

[4]     Метод традиционного чтения (регрессии).

Понятно, что столь частые, повторные просмотры текста резко снижают скорость чтения.

Отсутствие внимания

Скорость чтения у большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У "медленного" читателя внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты иногда прочитываются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, бывает вынужден перечитывать отрывок заново.

Культура чтения

Взяв в руки книгу, мы часто не можем сразу определить, насколько она нам необходима, надо ли читать ее целиком, стоит ли ее покупать и т.д.

Попробуйте сделать так:

· сосредоточьтесь на названии книги (или статьи);

· внимательно прочитайте имя автора: может быть оно знакомо Вам и Вы уже что-то читали или слышали о нем;

· просмотрите оглавление, список используемой литературы, аннотацию к книге или статье.

Если Вы решили продолжить знакомство, то:

· прочтите Введение;

· взгляните еще раз на оглавление и раскройте книгу на тех страницах, которые могли бы Вас заинтересовать;

· прочтите заключение или выводы.

Если Вы уже выбрали книгу и приступили к чтению, то:

· отметьте факты, полученные из текста;

· обратите внимание на особенности излагаемого материала;

· оцените новизну материала и возможность его практического использования.

Приложение №2

Рука

Первый метод заключается в том, что на страницу кладется рука, которая медленно сдвигается вниз, в то время как глаза движутся по тексту обычным образом. Рука движется сама по себе, ее перемещение никак не связано с перемещением глаз. Глаза вовсе не должны читать именно в том месте, где находится рука, но это простое движение поможет Вам увеличить скорость. Необходимо постоянно двигать руку, не останавливаясь после прочтения небольшой части текста. Рука проходит каждую страницу только один раз. Если Вы левша, используйте для движения левую руку.

Карточка

Второй метод - это использование листа бумаги, закрывающего строки текста выше того места, где Вы читаете, для предотвращения их повторного прочтения. Медленно и равномерно сдвигайте лист вниз, и старайтесь прочитать строки текст до того, как лист закроет их. Это поможет победить привычку повторного прочтения (регрессию). Первое время на это упражнение потребуется очень много внимания. Постарайтесь двигать лист вниз чуть быстрее, чем Вы можете читать. Каждую страницу читайте только один раз.

Сметание

Третий метод - это использование руки для помощи глазам в движении по странице. Слегка согните пальцы и держите их вместе. Легким и плавным движением, как будто сметаете соль со страницы, проведите пальцами слева направо, подчёркивая строку текста кончиком среднего пальца. Движение выполняется всей рукой и должно быть шире строки текста на 2-3 см.

Прыжок

Прыжок очень похож на сметание, но в этом методе пальцы не скользят по странице, а делают два удара на каждой строке. При каждом ударе Вы фиксируете взгляд и считываете группу из трёх-четырёх слов. Переход к этому методу позволит сохранить устойчивый рост скорости чтения, поскольку метод очень похож на чтение с метрономом. Движение выполняется всей рукой, а не только запястьем.

Зигзаг или петля

Последний из рассматриваемых методов - это немного изменённая сканирующая техника. В этом методе рука движется диагонально через примерно три строчки и затем возвращается в начало следующей строки. Основная идея этого метода не в прочтении всех слов текста, а в сканировании частей, из которых Вам необходимо понять смысл всего текста. Метод не рекомендуется для материалов, требующих тщательной проработки, но зато отлично подходит для того, чтобы понять основные мысли несложных текстов.

Эти методы кажутся простыми и лёгкими, но не стоит заблуждаться. Они очень полезны и могут помочь читателю с хорошей подготовкой читать быстрее и продуктивнее, но для этого надо постоянно использовать из на практике. Обычно требуется три-четыре занятия для овладения любым из описанных методов. Во время занятий Вы можете заметить, что один из приведённых методов подходит Вам больше, чем остальные. Определите, какой именно Вам наиболее удобен, и используйте его.

Деннис Дойл, профессор, специалист по чтению, директор обучающего центра колледжа Глендэйл

Комментарий.
Из пяти упомянутых методов только "Карточка" и "Прыжок" имеют практическую ценность для освоения скорочтения.
"Карточка" на самом деле эффективно поможет избавиться от привычки повторного прочтения.
"Прыжок" за счёт стука пальцами о страницу подобен чтению с метрономом, это учит выдерживать заданный темп чтения. Со временем рекомендуется постепенно увеличивать число ударов в минуту.
"Зигзаг" относится к скорочтению условно, поскольку предполагает не полное прочтение текста, а только ознакомление со смыслом и тематикой.
Недостатки двух оставшихся методов очевидны.
Движение руки (первый метод) и движение глаз будут постепенно синхронизироваться, и не факт, что глаза будут приспосабливаться к руке, а не наоборот.
При "Сметании" увеличивается скорость побуквенного чтения, что противоречит самой идее скорочтения - читать блоки текста из нескольких слов.

 

[5]


[1]ru.wikipedia.org

[2][2][2] https://www.nigma.ru

 

[3]https://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=934

 

[4]https://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=934

 

6 https://www.nigma.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: