Возникновение внешних эффектов




Экономическая роль государства

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы допустимые границы государственного вмешательства существует широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических концепций. Рассмотрим основные из них.

Представители классической экономической школы полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются свободное предпринимательство и свободная конкуренция. Тем самым все основные макроэкономические цели достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма. Конечно общество должно создавать государственные институты – учреждения, наделенные достаточной властью, чтобы охранять жизнь человека и его собственность как внутри, так и за пределами страны, справедливо разрешать споры и т.д. Но не более того. Государству отводится сугубо подчиненная роль некоего «ночного сторожа».

Но признавая положительные стороны свободной рыночной экономики, надо иметь ввиду, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Каковы эти сферы?

1. Монополизация рынков.

Монополизация рынка - ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация может возникнуть в силу:

- экономического преимущества;

- различных сговоров или уничтожения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена/качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров. Здесь оснований для вмешательства государства нет.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

2. Производство общественных благ.

Среди человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, т.е. если потребляет один, то другой этого сделать не может. Блага, доступные одновременно всем называются общественными.

Общественные блага - товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-либо частной собственности (например, правовая система общества, услуги армии, милиции, проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, образовательная система и т.д.).

Невозможно представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, защищаем от ограбления только того гражданина, поскольку он за это заплатил). Именно за то, чтобы закон равно защищал всех, люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Возникновение внешних эффектов

Внешние эффекты - ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле продаже этого блага (пример отрицательного внешнего эффекта - загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности; положительного - улучшение освещения улиц за счет реклам и витрин магазинов).

Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка.

4. Обеспечение развития фундаментальной науки.

Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. В связи с этим задачей государства становится стимулирование НТП и проведение структурной политики.

5. Инфляция и безработица. Рыночная экономика в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством стабилизационной политики.

6 .Неравенство доходов и богатства.

Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство.

Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период «великой депрессии» 1929-1933гг.

Анализируя экономические процессы этого периода и закладывая основы макроэкономической теории, Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Им была разработана модель, основные черты которой:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных, а также смешанных предприятий;

- широкое использование кредитно-денежных и бюджетно-налоговых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Однако, кейнсианская модель государственного регулирования оказалась приемлемой лишь в условиях бурно развивающейся экономики, в которой высокими темпами повышалась производительность труда. Между тем в 70-е гг. произошло резкое ухудшение условий воспроизводства в мировой экономике. Экономический кризис 1979-1982 гг. стал не просто циклическим кризисом, но и кризисом кейнсианской модели государственного регулирования.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории. Неоконсерваторы сохранили веру в эффективность рыночного механизма, но при этом допускают и государственное регулирование рыночной экономики, правда, в весьма ограниченных пределах (т.н. «минимальное» государство)

В рассмотренных выше моделях государственная интервенция не выходит за минимально необходимые и максимально допустимые границы, в рамках которых возможно эффективное функционирование экономики. В марксистском же подходе к экономическим функциям государства последние охватывают все основные сферы хозяйственной жизни общества. Государство посредством своих плановых и хозяйственных органов организует процесс производства в общественном масштабе, планомерно определяет его структуру и направления развития, обеспечивает поддержание пропорций общественного воспроизводства, формирует условия распределения общественного продукта и его обмена между различными звеньями народного хозяйства. Результатом такого подхода являются губительные деформации рыночного механизма, снижение эффективности производства. В конце концов от такой деформации страдают именно те социальные группы, ради которых государство пошло на превышение пределов разумного по своим масштабам регулирования экономики.

Итак, вопрос в какой степени участия государства действительно нуждается народное хозяйство, все же представляет собой одну из нерешенных проблем экономической теории. Взгляды в данном принципиальном вопросе простираются в диапазоне от «ночного сторожа» до органа, который практически все контролирует и всем распоряжается. Реально в осуществлении своих экономических функций правительство выбирает в каждый данный период времени некую комбинацию рынка и командной системы.

Таким образом, чтобы компенсировать несовершенства рынка и смягчать их последствия, в смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования государства;

2. Антимонопольное регулирование;

3. Контроль за производством общественных благ;

4. Проведение политики регулирования доходов;

5. Проведение политики макроэкономической стабилизации;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: