Трансцендентный Дневник. Путешествие с Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Том III. Июнь 1976 — Август 1976




Хари Шаури дас

 

Х20 Трансцендентный дневник: том III / Хари Шаури дас; Пер. с англ. С. Медведев. — М.: Издательство «Философская Книга», 2005, —656 с.

ISBN 5-902629-17-9

 

Библиотека сайта https://www.vasudeva.ru

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление 7

Вступительное слово 11

Предисловие автора 13

Глава первая. Нью-Вриндаван,

Западная Вирджиния 15

Глава вторая. Вашингтон 157

Глава третья. Нью-Йорк 284

Глава четвертая. Лондон 436

Глава пятая. Париж и Нью-Майяпур.... 515

Словарь имен и терминов 634

 

 

Эта книга — скромная попытка привлечь внимание читателя к величию Шрилы Прабхупады, его личности и учению. Достоверный рассказ о событиях, свидетелем которых стал автор.

В третьем томе книги «Трансцендентный дневник. Путешествия с Его Божественной Милостью Л. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой» события развиваются с июня по август 1976 года.

 

© Hari Sauri dasa © Издание на русском языке.

ООО Издательство «Философская Книга», 2005

 

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Этих нескольких строк не хватит, чтобы выразить ту признательность и благодарность, которую я испытываю к энтузиастам, чьи имена приведены ниже. Работая над этой книгой, я вновь открыл для себя величайший дар Шрилы Прабхупады, который он оставил нам — это возможность общения с замечательными и бескорыстными преданными.

Канти даси и Джек Болдуин, а также Матхуреша дас и Ган- гагати даси заслуживают особого упоминания за их неоценимую финансовую поддержку.

Известный ученый Шалиграм Шукла, встреча которого со Шрилой Прабхупадой в Вашингтоне описана в этом томе, великодушно согласился написать вступительное слово.

Балаванта дас, община города Перта в Австралии, Пауруша дас, Вишну-мурти дас и Ядавендра дас также оказали ценную финансовую помощь.

За отличную редакторскую работу я снова должен поблагодарить Риктананду даса и Ситу даси.

Пранада и Кешиханта были корректорами, Грахила подготовил предметный указатель, а Гопипаранадхана дас отредактировал санскритские термины и стихи.

Сакши Гопал (Великобритания) выполнил дизайн обложки, а Ямараджа сверстал цветную вклейку. Лочана дас сделал рисунки для обложки, а Джахнава сделал карты.

Бхадра дас перевел на английский записи бесед на хинди. Институт Бхактиведанты города Алачуа предоставил свою оргтехнику для окончательной распечатки сверстанной книги.

Очень много ценнейших материалов я получил от Парама Рулы, Эканатхи, Ранаджита, Дулал Чандры и Кшамы, сотрудников Архива Бхактиведанты.

Я честно признаюсь, что не написал бы этой книги без помощи и постоянной поддержки моей жены Ситалы.

Я смиренно прошу прощения у всех помогавших мне людей, чьих имен я по каким-либо причинам здесь не упомянул. Я молю Шрилу Прабхупаду, чтобы он пролил на них свою милость и позволил им войти в круг своих самых приближенных спутников.

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

На протяжении шестнадцати месяцев, с конца ноября 1975 по конец марта 1977 года, я имел великое счастье путешествовать с Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой в качестве его личного слуги.

Хотя предполагаемый период моего пребывания в обществе Шрилы Прабхупады ограничивался двумя-тремя днями, по милости Кришны я сразу очень серьезно отнесся к возможности лично общаться со Шрилой Прабхупадой. Таким образом, уже в первый вечер я купил чистую тетрадь с тем, чтобы заносить в нее все происходящее со мной. Я подумал, что было бы замечательно по прошествии многих лет обратиться к этим записям и вновь насладиться короткими минутами общения с Прабхупадой. Когда же я стал считаться постоянным членом сопровождающей его группы преданных, я продолжал ежедневно вносить записи в свой дневник.

С другой стороны, я прекрасно знал, что слова Прабхупады, особенно его беседы во время ежедневных утренних прогулок и с его посетителями, записывались на магнитную ленту. Я считал это еще одним своего рода дневником.

Таким образом, эта книга представляет собой расширенный вариант моего собственного рукописного дневника, соединенного с фрагментами и отрывками записанного на пленку; к этому были добавлены избранные места из личной переписки Его Божественной Милости.

Эта книга — скромная попытка привлечь внимание читателя к величию Шрилы Прабхупады и его посланию. В этой книге попытался предоставить достоверную и детальную информацию о деяниях Шрилы Прабхупады, каким он был на протяжении последнего периода времени, перед тем, как оставил нас. По этой причине эту книгу можно частично считать биографией.

Не нужно рассматривать эти записи как личные воспоминания бывшего слуги, хотя я, несомненно, выразил на страницах этой книги некоторые свои чувства и переживания, волновавшие меня в то время. Также нельзя назвать этот дневник попыткой проанализировать прошлое. В действительности это — беспристрастное изложение событий, произошедших в определенное время в определенном месте, которые я, будучи личным слугой, лишь имел уникальную возможность наблюдать.

Цель опубликования этого дневника двоякая. Прежде всего я хотел прославить Шрилу Прабхупаду, используя для этого любую, самую незначительную возможность. Неординарная, ослепительная личность такого уровня редко выходит из-за кулис на сцену жизни человечества, и я уверен, что прежде чем наша память померкнет под неумолимым воздействием времени и мы утратим осознание значимости его чистой и трансцендентной природы, эта работа должна увидеть свет и стать доступной как можно большему числу людей. Во-вторых, я хотел предоставить преданным Господа Кришны такую же возможность общения со Шрилой Прабхупадой, как и в моем случае. Все священные писания настойчиво говорят о бесценном благе общения со святой личностью, хотя обычно только единицы удостаиваются такой чести. Однако через печатное слово всякий может войти в этот круг избранных.

Я с готовностью признаю слабые стороны предоставленного мной материала. Я — не писатель и не преданный. Единственное, что я могу сказать с уверенностью, так это то, что я был там. Так или иначе, Кришна дал мне достаточно разума, чтобы занести в дневник все события, произошедшие с нами в то время. И сейчас я смиренно представляю этот печатный материал на ваш суд, созданный для наслаждения и в назидание всем

преданным Шрилы Прабхупады, будущим его последователям, историкам, ученым и простым читателям.

«Архив Бхактиведанты» ведет работу над опубликованием полного собрания сочинений Прабхупады, куда войдут его беседы, лекции и письма, как в печатной форме, так и на магнитных кассетах. Учитывая этот факт, кто-то может спросить, для чего нужно было приводить в дневнике выдержки из этих источников. Ответ прост: на страницах дневника читатель окунется в атмосферу событий, сопутствующих тем или иным высказываниям Шрилы Прабхупады, и таким образом слова его приобретут большую свежесть и глубину.

Также можно задаться вопросом о целесообразности приведения имен и событий, которые выставляют их участников в нелицеприятном свете. И на этот вопрос я могу дать свое объяснение. У меня нет абсолютно никакого желания опорочить чье- либо имя. Несмотря на это, из-за нашей некомпетентности и незрелости в процессе преданного служения происходило нечто, создававшее проблемы, решить которые в то время мог лишь Прабхупада. И я считаю очень поучительным то, что он делал для преодоления этих трудностей, как он исправлял ошибки других и устранял разногласия, возникавшие между его духовными детьми. Для нас это было неотъемлемой частью нашей духовной жизни, духовного роста, и чем серьезней мы относились к советам Шрилы Прабхупады, а иногда и к его наказаниям, тем больше мы обретали уверенности и силы в своем сознании Кришны.

Мы можем воспринимать все эти происшествия в том же настроении, что и сам Шрила Прабхупада: он никогда не порицал кого-либо за плохое поведение. Напротив, он делал так, чтобы исправить к лучшему как ситуацию, так и самого человека, ради общего блага. Он всегда помогал исправиться и был готов поддержать каждого, кто в этом нуждался. И все эти события нужно рассматривать именно в таком ракурсе.

Я надеюсь на благословения всех преданных и последователей Шрилы Прабхупады и надеюсь, что моя скромная попытка

 

усилит их веру и понимание личности и наставлений Его Божественной Милости.

Как сказал однажды сам Шрила Прабхупада во время ночного путешествия из Аллахабада в Калькутту в январе 1977 года: «Эти годы останутся в истории как время, когда Движение сознания Кришны изменило мир». Он оставил миру великое наследие, и моя книга — незначительная попытка рассказать об этом всему миру.

И снова можно привести слова Шрилы Прабхупады, которые он сказал о своих книгах: если человек прочтет «один стих, одну строку, одно слово», его жизнь изменится.

Я уверен, что то же самое произойдет с теми, кто прочитает книги о нем. Цель явления Шрилы Прабхупады в том, чтобы на смену безрадостной и приземленной жизни пришла трансцендентная реальность духовного знания и безграничного счастья, где все противоречия разрешаются сами собой благодаря осознанию своих отношений с Господом Кришной, причиной всех причин и средоточия всего творения.

Хари Шаури дас

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Много лет тому назад в Вашингтоне я встретился со Свами Прабхупадой, духовным и благочестивым человеком, интересным своими проникновенными беседами на темы, связанные с «Бхагавад-гитой», а также с Вивеканандой и Рамакришной. Удивительно было находиться рядом со Свами Прабхупадой, потому что у него был опыт главы семьи и аскета. Встретить его значило получить мгновенный доступ ко всему, о чем он думал в тот момент. Он не только делился своими раздумьями, он заставлял вас почувствовать себя преданным Кришны. Он был таким обаятельным, что вы не могли не удивляться тому, что вам не посчастливилось встретить его раньше. Его оценка нашего безрассудства, жадности, стремления к абсурдным целям была такой ясной, что заставляла остановиться и подумать даже скептика. Многие, увлеченные его бескорыстным и страстным интеллектом, становились верными ему на всю жизнь, жаждущими отвергнуть свое безрассудство, жадность и бесцельность прочь и устремиться к превращению в добродетельных мужчин и женщин.

Автор настоящего тома Шри Хари Шаури дас — один из таких ярких преданных. Купаясь в благодатной славе Свами Прабхупады, он стал его тенью и пребывал с ним до самого конца. Шри Хари Шаури дас — автор вдумчивых и серьезных описаний своих ранних путешествий со Шрилой Прабхупадой. Они были опубликованы в двух томах и восторженно приняты повсюду читателями и учеными. Написанный с изящной простотой, данный том является продолжением предыдущих книг.

Повествование проливает свет на историю всемирного распространения движения сознания Кришны. На страницах

этого тома читатель найдет учение Свами Прабхупады, споры и беседы с мягкими, но сильными, убеждающими доводами. Благодаря Шри Хари Шаури дасу волшебство Свами Прабхупады кажется неиссякаемым. Каждый разговор, каждый ответ и каждый жест несет в себе внутреннее убеждение великого Свами.

Как и предыдущие тома, настоящий рассказывает о важных событиях, отражающихся в многочисленных разговорах Прабхупады с людьми, принадлежащими к разным религиям и культурам, он также затрагивает более сложные темы — такие, как маха-мантра, майя и садхана. Здесь мы обнаружим Свами Прабхупаду объясняющим эти тонкие концепции с восхитительной легкостью и терпением.

Это не просто интересная книга, эта книга насыщенна и богата, и с самого начала она выражает желание духовного поиска, вдохновляющее воображение человека. Стиль повествования легкий, естественный и одухотворенный, но всегда напоминающий о святом присутствии Его Божественной милости Свами Прабхупады, как в случае, когда он говорит, что «материя используется для целей духа... материя не имеет независимого существования». Именно это постоянное взаимодействие между повествованием и духовной беседой составляет для нас привлекательность книги, объясняет то, что она удерживает наше внимание.

Книга написана стилем, в котором чувствуется личная сила, ученость, неуклонное проникновение в сущность процесса мышления великого Свами. Сила, присущая мыслям Свами Прабхупады, передается посредством постоянного вмешательства бескорыстного, глубоко сочувствующего ума необычайного этического уровня.

Д-р Шалиграм Шукла профессор лингвистики Университет Джорджтауна, Вашингтон, округ Колумбия.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Третий том «Трансцендентного дневника» охватывает вторую часть последней поездки Шрилы Прабхупады, которые он совершил в рамках своего мирового турне. Она была памятной по многим причинам. Он посетил новоприобретенные центры ИСККОН в Вашингтоне и Нью-Йорке, уделил много времени сельскохозяйственным общинам Нью-Вриндаван (Западная Вирджиния), Порт-Рояль (Пенсильвания, позже названная Ги- та-Нагари) и Нью-Майяпур (Франция), а также посетил свои центры в Лондоне и Париже.

В Вашингтоне он часто встречался с членами недавно созданного Института Бхактиведанты, работая со своими учениками над созданием прочной основы для развития перспективного научного учреждения, целью создания которого являлась проповедь в научных кругах. Также он принял участие в двух больших празднованиях — по поводу двухсотлетия Соединенных Штатов Америки и в честь десятилетнего юбилея основания ИСККОН.

Его последний визит в Нью-Йорк, город, где он начал свое Движение, превратился в грандиозный фестиваль с Ратха-ят- рой, организованный с невиданным до того дня размахом.

Его продолжительное пребывание в Нью-Вриндаване и Нью-Майяпуре, а также короткая остановка в Порт-Рояле показали, как много надежд Шрила Прабхупада связывал с развитием сельскохозяйственных общин.

В то же самое время все более очевидными становились признаки, указывающие на неумолимое ухудшение здоровья Его Божественной Милости. Его продолжали мучить зубная боль, высокое кровяное давление, учащенное сердцебиение, болезнь почек, простуды и многие другие заболевания, которые он стоически переносил и продолжал свою проповедь, стараясь не обращать внимания на ухудшающееся с каждым днем самочувствие. Это очень угнетало и в то же самое время поражало нас, его учеников. Угнетало, потому что мы мало чем могли помочь ему облегчить эти боли, а поражало нас то, что мы видели перед собой ярчайший пример величия и беззаветной преданности своей миссии человека, который до последнего своего вздоха в полную силу служил Господу Кришне и всему человечеству.

Как отмечает в своем предисловии Шалиграм Шукла, Шри- ла Прабхупада был одним из самых великих риторов своего времени и, возможно, всех времен. В этот том включено довольно много материала на базе записей лекций и бесед Шрилы Прабхупады в надежде на то, что это поможет читателю понять всю глубину и широту его взглядов, на которых он основывал свою проповедь. Он был революционером в лучшем значении этого слова, и мы уверены, что запечатленные нами его мысли и слова окажут воздействие на жизнь многих поколений.

По милости Господа нам посчастливилось быть там и записать все лекции, речи и беседы Шрилы Прабхупады, и это издание является скромной попыткой сохранить их.

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Нью-Вриндаван, Западная Вирджиния

21 июня 1976 года

 

Прибытие Шрилы Прабхупады спровоцировало легкий ажиотаж в небольшом аэропорту Питтсбурга. Пассажиры с нашего рейса не без удивления взирали на то, как сорок преданных во главе с Киртананандой Свами столпились у входа с летного поля в аэропорт с цветочными гирляндами и опахалами из павлиньих перьев. Обрадованные появлением в коридоре Шрилы Прабхупады, преданные начали петь и танцевать, не останавливаясь ни на мгновение вплоть до момента, когда Шрила Прабхупада, расположившись на заднем сиденье машины, отъехал в сторону храма. Их одеяния зачастую вызывали неоднозначную реакцию даже у нас, сопровождавших Шрилу Прабхупаду, особенно когда мы замечали на ногах некоторых преданных, одетых в сари, курты и дхоти, огромные резиновые фермерские сапоги.

Хотя дорога до Нью-Вриндавана занимала не менее полутора часов, поездка была приятной, и в то время, пока мы плавно двигались по скоростному шоссе, Шрила Прабхупада поддерживал оживленную беседу. Он размышлял о падшем положении современных людей, приводя сравнение собаки на четырех лапах и человека на четырех колесах. Он сказал, что единственный способ спасти их — начать с основ, а затем, по прошествии какого-то времени, когда они очистятся, дать немного философии. Он напомнил Киртанананде, что сам он именно так и поступал с самого начала. «Все вы прошли через это. Это единственный надежный способ. Я начал это Движение с таким решением: «Я дам им прасадам, буду петь с ними мелодичные киртаны. Неужели они не придут? Они должны прийти». Таковым было мое намерение. Я начал с этого. Таким образом, это единственный способ. Дайте им шанс. Никаких разговоров. Пожалуйста, приходите, пойте, танцуйте с нами, возьмите прасадам Кришны и возвращайтесь домой».

Киртанананда вспомнил, что с момента их встречи со Шрилой Прабхупадой прошло всего десять лет.

Прабхупада кивнул, видимо, припоминая все, что было в те дни: «Да. Я никогда не говорил: «Вы должны бросить то, вы обязаны делать это». Я никогда не говорил ничего подобного. И поэтому со временем чето-дарпана марджанам. Когда сердце очищается, тогда немного... Нет безнадежности. Так много людей уже пришли к нам, и этот поток не остановить. Приходят черные и белые. Конечно, рассчитывать на то, что к нам придут все без исключения, не приходится. Но даже если присоединится только четверть, это будет успех. Каково население Соединенных Штатов Америки? А какой процент присоединился к нашему Движению? И несмотря на то, что пока нас немного, мы уже оказали сильное влияние. Это Движение сознания Кришны. Мы продаем много книг, и люди ценят это, особенно ученые. Должно пройти какое-то время, прежде чем мы сможем добиться всего задуманного. Самое важное — чтобы мы строго придерживались принципов и никогда не шли на компромисс в этом отношении. Я уже дал вам все необходимые наставления, и если вы будете следовать им, это Движение будет развиваться.

Это Движение предназначено для людей не самой высшей пробы. Но не подумайте, что само это Движение низкосортное. В самом деле, люди, которые приходят к нам, очень далеки от совершенства. Освободите их. Патита-павана-хету тава аватара. Господь Чайтанья низошел в этот мир как раз с миссией освобождения таких падших. Он никогда не говорил, что пришел в этот мир для спасения возвышенных брахманов, святых и праведников. Нет. Он пришел спасти падших, самых падших. Но не нужно падать духом. Продолжайте. Строго следуйте принципам. В свое время я не знал, где мне жить и чем питаться. Иногда я ночевал у господина Мишры, а иногда где-то еще. Я даже ходил в офис пароходной компании, чтобы справиться об очередном рейсе в Индию. И все-таки я продлил свою визу. «Буду надеяться на лучшее. Буду надеяться». Вскоре я начал проводить программы на Второй Авеню. По-моему, это было в июле, или я ошибаюсь?»

Он вспомнил имена самых первых преданных, присоединившихся к нему. Мукунда был самым первым, потом Хаягрива и Киртанананда. Позже появилось еще несколько преданных, которые потом ушли: Джаганнатха, Равиндра Сварупа и Карл.

Пока машина, мерно покачиваясь, шла по автостраде (Америка похожа на одно бесконечное шоссе), Киртанананда Махараджа рассказал Шриле Прабхупаде, как одна преданная сегодня распространяла книги в аэропорту. По ее мнению, это был очень тяжелый для проповеди день. Их постоянно преследовали и мешали разговаривать с людьми, отговаривая покупать книги. Киртанананда объясняет это тем, что нас принимают за членов секты Муна. «Последователи Муна причиняют много беспокойств. Он только что купил в Нью-Йорке отель за пять миллионов долларов. Нас часто принимают за этих муни- тов. Он заявляет, что Иисус Христос так и не смог выполнить своей настоящей миссии, которая заключалась в том, чтобы создать идеальную семью. Его убили, не дав ему сделать этого. Поэтому пришел этот самый Мун со всеми своими женами.

 

Не знаю, как сейчас, но раньше, когда женились его ученики, он пользовался правом первой ночи с их женами».

Прабхупада покачал головой. На его лице было плохо скрываемое отвращение.

Он откинулся на спинку сиденья и повторял мантру, лишь изредка прерывая свое тихое повторение, чтобы вставить фразу или сделать замечание. Он рассказал Киртанананде, что работает сейчас над двенадцатой главой Восьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Это как раз половина всего объема книги. «Ничто не может сравниться с этой книгой», — сказал он.

Киртанананда Махараджа выразил свою признательность за все, что делает Шрила Прабхупада. «Мне кажется, что до Вашего появления здесь никто не слышал о «Бхагаватам».

Прабхупада согласился: «Да, никто не знал. Миссия Рамакришны опубликовала однажды комментарии к «Бхагаватам». Вы слышали об этом? Люди из миссии Рамакришны нанесли самый страшный урон ведической культуре, поэтому это нельзя назвать их заслугой».

Я согласился с ним, сказав, что на Западе о них практически никто не слышал. «Вы однажды замечательно сказали, что хотя американцы едут в Индию нескончаемым потоком, никто из них не приходит в миссию Рамакришны. Что же в таком случае можно отнести к его заслугам?»

«Но в Индии они на каждом шагу заявляют, что у них миллионы последователей. Улицы и площади называются его именем, но никто не задается вопросом, каков же был его вклад. Во Вриндаване у них есть храм и больница Вивекананды. Но кто туда ходит? В наши храмы приезжают тысячи молодых людей со всего мира, а кто ходит в их храм? Вот такой пример. Если бы он сделал что-то действительно значимое, тогда люди приходили бы туда, просто чтобы поинтересоваться, кто такой Вивекананда. Но туда никто не ходит, — сказал он и добавил фразу, заставившую нас от души рассмеяться: даже чтобы помочиться у них во дворе».

Через некоторое время Киртанананда достал несколько картонных коробок с прасадом, приготовленным на кухне храма в Нью-Вриндаване, — пури, самосы и разнообразные молочные сладости. Я подумал, что Прабхупада предоставит преданным расправиться с прасадом, но, к нашей всеобщей радости, он попробовал понемногу от каждого блюда и попросил меня раздать оставшееся преданным. Он сказал, что Киртанананда всегда был отменным поваром. «Я всегда мечтал, чтобы где-то было место, где готовили бы множество вкусных блюд из молока. И Кришна выполняет наши желания. У нас появились для этого все возможности. Эти мошенники даже представления не имеют о том, как нужно жить и что нужно есть. Но когда работает разум, все становится на свои места. Они намеренно ведут себя как мошенники. Верните им человеческое лицо — пусть они живут на вашей ферме».

Когда мы были всего в нескольких милях от Нью-Вриндавана, Киртанананда Махараджа упомянул, что местные власти, включая полицию и шерифа, настроены очень благожелательно. Судья, с которым Шрила Прабхупада встречался во время своего последнего посещения, хранит на своем рабочем столе под стеклом его фотографию. Местное телевидение согласилось пустить в эфир фильм Ядубары прабху «Духовная крепость».

Шрила Прабхупада был счастлив слышать об успехах преданных, но сказал: «Кое-что вы все-таки упустили. Вы не рассказали о том, как готовить эти замечательные блюда».

«В фильме? — спросил Киртанананда. — Он слишком короток для этого».

«Да. Как из молока можно приготовить бесконечное множество блюд. Качори, сингхары, сандеш и рабри. — Он улыбнулся: А чанна (дал), если его обжарить, добавив немного имбиря и асафетиды, вкусом в точности напоминает вкус мяса. Они забудут о нем. Если им не говорить о том, что это не мясо, они ни о чем не догадаются. Иногда они готовят протертые блюда из мяса. Дайте им маленький кусочек, и они не поймут, что это блюдо не имеет к мясу никакого отношения».

Я рассказал, что когда мы были в Лос-Анджелесе, Палика приготовила бада, который по вкусу было невозможно отличить от рыбы. Пушта Кришна даже отказался его есть.

Прабхупада улыбнулся: «Из урад-дала можно приготовить блюда, по вкусу напоминающие рыбу».

«Мне кто-то сказал, что так говорил ваш Гуру Маха- радж»,— сказал я.

Шрила Прабхупада рассмеялся: «Да, он говорил: Всякий, кто ест урад-дал, наверняка тайком ест рыбу».

Наша машина въехала на территорию храма. Киртанананда обратил наше внимание на некоторые новые здания, включая строящееся, еще огороженное лесами, расположенное неподалеку от действующего храма. В новом просторном здании смогли бы без труда разместиться семьсот или даже восемьсот человек. Прабхупада был рад видеть все это: «Как много нового вы построили!»

 

ИСККОН, Ныо-Вриндаван,

Моундсвиль, Западная Вирджиния

 

По крайней мере сто взрослых преданных и детей встретили его в маленьком, но очень красивом храме Шри Шри Радха- Вриндавана-чандры в Бахулаване. Мраморный пол, отполированный до блеска, великолепные окна — витражи ручной работы, удивительные симхасаны, изготовленные из резного дерева, — все это создавало особый ореол вокруг луны Вринда- вана, Шри Кришны, и Его вечной супруги Шримати Радхарани. В этой необычайно одухотворенной атмосфере Прабхупада получил даршан Их Величеств, одеяния которых были украшены полевыми цветами.

Шрила Прабхупада величественно поднялся на вьяса-асану. Наверное, это самая удивительная асана, такую вряд ли можно найди где-то еще. Она была изготовлена по специальному заказу, у бомбейских мастеров — резчиков по дереву. По обе стороны асаны восседали величественные львы, ее основа была изготовлена в форме цветка лотоса, а сверху нависал деревянный купол. По краю спинки были вырезаны маленькие павлины, сама же спинка обтянута великолепным разноцветным шелком. С купола свисали гирлянды из роз, придавая ей особую прелесть.

После киртана, во время которого Шрила Прабхупада бил в гонг, он сказал несколько слов собравшимся преданным. Он смотрел на них с любовью и глубокой привязанностью. «Вот прошло еще два года, прежде чем я снова смог увидеть вас и ваших Радху-Вриндавана-чандру, которые так добры к вам. Здесь есть все, чтобы чувствовать себя счастливыми. Радха-Вриндавана-чандра находятся здесь, рядом с вами, и Они довольны вашим служением. В этом заключается совершенство жизни. Постарайтесь, чтобы Кришна был всегда рядом с вами, и тогда вы будете счастливы».

Он отметил, что экономическое развитие не помогает нам наслаждаться больше. Собака бежит, и мы бежим, и наслаждения, доступные нам, одинаковы. Секс на улице или секс в роскошных апартаментах — уровень наслаждения один и тот же. Поэтому какой смысл в бесконечных усилиях, направленных на экономическое развитие? Если богатый человек заболеет тифом, вряд ли он будет страдать меньше, чем бедняк. Поэтому невозможно обрести счастье, если все направлено только на улучшение материального благосостояния.

«На самом деле нет никакого улучшения, — сказал он. — Но нам кажется, что оно наступает. Наоборот, это мы берем на себя большую ответственность и ставим на карту так много, даже не задумываясь о последствиях. Тут невозможно обойтись без знания. И это знание доступно пониманию каждого человека. Предположим, я могу съесть определенное количество пищи. Даже если я миллионер, я смогу съесть ровно столько, сколько мог съесть, еще не будучи миллионером. Киртанананда Махараджа угостил нас сегодня великолепным прасадом, но я съел ровно столько, сколько позволил мой аппетит. Одно пури, две самосы — и все. Не думаете же вы, что только потому, что Киртанананда Махараджа подаст мне огромную тарелку с прасадом, я съем все, что на ней находится. Это невозможно. Я могу съесть ровно столько, сколько способен переработать мой организм. Даже если в моей жизни многое изменится, я вряд ли буду есть намного больше или меньше того количества, которое нахожу приемлемым сейчас. Когда я приехал в вашу страну, меня здесь никто не ждал, я не знал, что буду есть, но все-таки что-то ел. Сейчас у меня появилось много заботливых сыновей и дочерей, но ем я ровно столько же. И тогда, когда мне никто не помогал, и сейчас, когда все изменилось, я ем столько же — ни больше, ни меньше. Человек никогда не перестает есть, в какой бы ситуации он ни оказался. Так устроено Богом».

Он сказал, что Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в угасающую цивилизацию. «Мы учим тому, как стать слугами Кришны. Если добиться осуществления этой цели, тогда все остальное придет само собой». Таким образом он воодушевил преданных Нью-Вриндавана и впредь служить Шри Шри Радха-Вриндавана-чандре, уверив их в том, что только это позволит добиться успеха в жизни.

Под звуки киртана Шрила Прабхупада покинул алтарную комнату, и преданные отвезли его на машине к домику, специально отведенному для него. Это был очень уютный и красивый дом с основными удобствами: горячая и холодная вода, электричество — здесь было то, что, по всей видимости, не всегда можно было найти в других постройках Нью-Вриндавана.

 

22 июня 1976 года

Нью-Вриндаван раскинулся на большой территории, и каждый его уголок получил название одного из двенадцати лесов, или, как их еще называют, ванов изначального Вриндавана.

Прабхупада решил провести сегодняшнее утро, прогуливаясь вдоль грунтовой дороги, ведущей в Талаван. Долина, по которой мы продвигались вперед, была очень темной и сырой из-за густой растительности. Сильный туман не давал рассмотреть ничего дальше нескольких шагов, но по крайней мере мы прекрасно видели то, что было у нас под ногами. Киртанананда Свами показывал нам выставляемые на продажу участки земли, которые были расположены поблизости. Прабхупаде очень нравилась простая деревенская жизнь, поэтому он вдохновлял его покупать как можно больше земли.

Преданные обычно арендуют участки земли под луга, чтобы заготавливать на них сено на зиму. Киртанананда Махараджа объяснил, что владельцы земли соглашаются в качестве оплаты на третью, а иногда и на четвертую часть сена от всего покоса, потому что это практичнее, чем просто оставить землю незасеянной. Очень быстро на ней разрастутся деревья, что сделает почву совершенно непригодной для засева. Он также рассказал, что сейчас они запустили свою пилораму, поэтому с лихвой обеспечены пиломатериалами.

Прабхупада очень высоко оценил все, о чем рассказал Киртанананда: «Это естественный и практичный образ жизни. Вы срубаете деревья и строите коттедж. Затем облагораживаете землю, удобряете ее, растите овощи и злаки, пасете коров».

Когда мы шли вдоль дороги, к нам подбежало несколько собак, которые сразу же стали лаять. «Иммиграционный департамент! — пошутил Прабхупада. — У меня есть паспорт! Все в порядке. — Он рассмеялся: — Собачья работа. Даже если у тебя все в порядке, они все равно будут ругаться. У нас всегда все в порядке, но они никак не унимаются».

Киртанананда сказал, что хотя остаются неиспользованными такие огромные земельные пространства, правительство настаивает на том, что остро стоит проблема перенаселения.

Шрила Прабхупада сказал, что он никогда не относился серьезно к этим заявлениям. «Не может быть и речи о перенаселенности. Если американцы пустят к себе китайцев и индусов, то они все тут приведут в порядок. «Нет. Это наша земля. Мы вас не пустим». Иммиграция. «Гав, гав!» В «Бхагаватам» приводится следующая история: когда Нанда Махараджа понял, что демоны не оставят их в покое, он решил переехать на другое место. И тогда они переехали из Гокулы во Вриндаван. Но нигде не упоминается о том, что они должны были спрашивать у кого-то разрешения. Это означает, что в те времена не существовало ничего подобного этой системе. Если существует какая-то неиспользуемая земля, вы можете поехать туда, жить и трудиться на ней. Никто не спрашивал никакого разрешения. Если вы живете на этой земле, вы можете заниматься тем, чему обучены. Время от времени к вам будет приходить чиновник, который попросит вас заплатить налоги в царскую казну».

Киртанананда сказал, что такая же система практиковалась в Америке: «Их называли поселенцами. Если ты поедешь куда-то и построишь там дом, тогда земля станет твоей».

— Но это не относилось к иностранцам, — сказал Прабхупада. — Если захотят приехать китайцы или индийцы...

Киртанананда Махараджа уточнил, что в те времена позволялось приехать и иностранцам, но в настоящее время эта система уже не работает.

— Вот видите, — сказал Прабхупада. — Почему?

— Потому что стало очень выгодным скупать землю и держать ее при себе. Можно зарабатывать деньги, просто выжидая, когда на нее поднимется цена.

— Конечно, они должны зарабатывать деньги, — покачал головой Прабхупада. — Иначе зачем им нужна эта земля? Но ведь это несправедливо. Как на рынке.... Эта система до сих пор работает на рынке в Индии, где каждый может прийти и продать то, что ему хочется. А владелец рынка приходит и получает определенную цену за это. Он не должен получать никаких разрешений. Он просто продает то, что ему нужно. Владелец говорит: «Ты просто заплати мне». А царь сам побеспокоится о том, чтобы его подданные исправно платили налоги.

По пути обратно в храм Киртанананда Махараджа показывал различные участки земли, где преданные возделывали всевозможные овощи: цветную капусту, бобы, свеклу, морковь, салат, шпинат, картофель, брокколи, белокочанную капусту и разные виды перца. Он уточнил, что посадки были сделаны не так давно, поэтому в ближайшее время урожая ожидать не приходится.

Прабхупада был доволен тем, что преданные работают в поле. Он много раз говорил, как важно, чтобы преданные научились организовывать самодостаточное хозяйство, целиком и полностью получая все необходимое от земли. «Овощи, гхи, молоко, мука — что еще нужно? — спросил он. — Мы можем производить все это сами и очень хорошо питаться. И никаких экономических проблем!»

* * *

После церемонии приветствия Божеств Шри Шри Радха- Вриндавана-чандры, которые были великолепно украшены душистыми цветами, Шрила Прабхупада принял гуру-пуджу. Алтарная комната была заполнена преданными. Рядом с вьясасаной расположились облаченные в шафран мальчики из местной гурукулы. Солнце только вставало из-за горизонта, и его лучи, проникавшие сквозь окна, освещали Шрилу Прабху- паду, создавая вокруг него ореол оранжевого цвета. Прабхупада бил в гонг, и когда он бросил пригоршню лепестков на головы преданных, все они громко вскрикнули от удовольствия и запрыгали с удвоенной энергией.

Пропев «Джая Радха-Мадхава», Шрила Прабхупада прочел лекцию по шестому стиху шестой главы Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». В этом стихе Прахлада Махараджа проводит вычисления, в соответствии с которыми из ста лет, которые отпущены человеку, реально он может рассчитывать лишь на пятьдесят. Двенадцать часов в сутки он теряет на сон, поэтому половина его жизни проходит впустую.

Посмотрев на сидящих у его стоп молодых брахмачари, которые совсем недавно встали на путь преданного служения, Прабхупада сказал, что бхагавата-дхарма означает всегда быть занятым в служении Господу, без каких-либо потерь. Он перечислил девять способов служения Господу, которые может взять на вооружение преданный.

Больше всего он говорил об арчане, поклонении Божествам. Объяснив преимущества этого процесса, он не преминул предупредить преданных: «Если вы общаетесь с Вишну или вайшнавами, это очень благоприятно. В противном случае вы просто теряете время впустую. Господа называют арча-вигра- ха. Это воплощение Господа, или арча-аватара. Оно предоставляет преданным возможность прикоснуться к Нему. Если у вас нет никакой возможности служить Господу, тогда как же вы сможете добиться совершенства? Эта арча-виграха — воплощение Господа, низошедшее специально



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: