1. Чувственная и логическая ступени познания.
2. Основные этапы становления и развития логики как науки.
3. Понятие логической формы и логического закона.
4. Правильность и истинность мысли. Ошибки в мышлении.
5. Мышление и язык.
6. Значение логики.
1. Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» употребляется в трех значениях:
1) для объяснения закономерностей объективного мира. Имея в виду это значение можно, например, сказать, «логика событий», «логика исторического процесса», «логика экономического развития страны» и т.д.;
2) для обозначения закономерностей, которым подчиняется мышление человека. Следование этим законам проявляется как последовательность мыслей, их стройность, убедительность. Оценивая чьи-то рассуждения фразами «логично» или «нелогично», «железная логика», «в его словах нет логики», термин «логика» употребляется именно в этом значении;
3) логикой называют науку, изучающую формы, в которых протекают мыслительные процессы, и законы, которым эти процессы подчиняются.
Итак, объектом изучения логики является мышление. Однако, ограничиться констатацией этого факта нельзя, так как мышление изучается различными дисциплинами: философией, психологией, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности, психиатрией и др. Каждая из этих наук подходит к мышлению по-своему, выделяет в нем свой предмет исследования.
Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют и физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.
С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, т.е. его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.
Чувственное познание или освоение мира с помощью имеющихся органов чувств. Чувственное познание протекает в 3-х основных формах: ощущении, восприятии, представлении.
Ощущение - отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (их цвета, формы, запаха и т.д.).
Восприятие - представляет собой целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. (Например, представление о человеке, с которыми общался раньше, или о предмете, который видел когда-то).
Представления могут быть не только образами предметов, существующих ранее. Человек, например, имеет представление об ангелах, ведьмах, кентаврах и т.д. Такие представления образуются на основе ряда восприятий.
Чувственное познание дает знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Этими знаниями ограничиваться нельзя. Ведь человек всегда стремится к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. Это невозможно без мышления. Мышление отражает внешний мир в абстракциях.
Абстракция – отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств.
Отвлекаясь от конкретного в вещах, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причины взаимосвязи между такими явлениями, как смена времен года, расследовать преступления, поставить правильный диагноз и т.д.
Было бы, однако, неправильно рассматривать абстрактное мышление в отрыве от чувственного познания. Они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элемент обобщения и является предпосылкой для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств.
Специфика логической ступени познания.
1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах, т.е. в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. (Так, выделяя общие людям свойства – способность трудиться, мыслить, наличие языка, - мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека). Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.
2. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности. При наличии чувственного познания можно познать лишь то, что непосредственно воздействует на органы чувств. (Человек видит березовую рощу, слышит пение птиц, вдыхает аромат цветов). Благодаря абстрактному мышлению можно получать новые знания на основе уже имеющихся. (По симптому можно судить о болезни. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника).
2.
История логики изучает развитие науки о формах и законах правильного мышления.
Правильные рассуждения можно встретить на протяжении всего периода ранней истории человечества. С другой стороны попутно происходило изучение принципов правильного мышления, вывода и доказательства. Вероятно, идея доказательства утверждений впервые возникла в связи с геометрией, которая буквально означает «измерение земли».
Древний Египет
Эмпирическим путем египтяне получили некоторые геометрические знания, например, формулу для расчёта объёма усечённой пирамиды.
Древняя Месопотамия (Междуречье)
Эсагиль-кин-апли в медицинском Руководстве по диагностике XI века до н. э. приводит множество аксиом и допущений. Вавилонские астрономы VIII и VII веков до н. э. применяли внутреннюю логику внутри их предсказательной планетарной системы — важный вклад в философию науки.
Появление логики в качестве разработанного анализа принципов умозаключений имеет отношение исключительно к локальным цивилизациям древнего мира Китай, Индия и Греции.
Логика Древней Греции.
В то время, как древние египтяне опытным путём открыли отдельные истины геометрии, величайшим достижением древних греков стала замена эмпирических методов науками, построенными на доказательствах. Систематические изыскания в этом направлении, по всей видимости, начинаются с школы Пифагора в конце VI века до н. э. Три основных принципа геометрии: определённые положения должны быть приняты без доказательств, другие положения выводятся из них и вывод должен быть формальным, независимость того или иного рассматриваемого предмета. Фрагменты ранних доказательств сохранились в трудах Платона и Аристотеля, и идея дедуктивной системы, возможно, была известна в пифагорейской школе и Платоновской Академии.
Отдельно от геометрии идея стандартного метода аргументации усматривается в Reductio ad absurdum (приведение к абсурду) у Зенона Элейского — философа-досократика V века до н. э. Это правило заключается в выводе очевидно ложного, невозможного или абсурдного положения из утверждения того, что положение ложно. Платон в диалоге Парменид изображает Зенона, который написал сочинение, защищающее монизм Парменида и доказывающее абсурдность существования многого. Другие философы, которые также практиковали так называемые диалектические рассуждения, среди них младшие сократики, включая Евклида из Мегары, надо полагать были последователями Парменида и Зенона. Философов этой школы называют «диалектиками» (от греческого слова, означающего «искусство спорить, вести рассуждения»).
Дальнейшие свидетельства о том, как мыслители до Аристотеля применяли принципы логических рассуждений найдены в отрывках сочинения Dissoi Logoi (Δισσοὶ λόγοι - двойственные рассуждения), написанного предп. в начале IV века и представляющего собой часть продолжительных споров об истине и лжи.
Вклад Платона в развитие логики
Из дошедших до нас сочинений знаменитого философа Платона (428—347) ни одно не относится к формальной логике, но они содержат важный вклад в развитие философской логики. Платон ставит три вопроса:
1. Что собственно можно считать истиной и ложью?
2. Какова природа связи между посылками в рассуждениях и заключениями?
3. Какова сущность понятий?
Первый вопрос появляется в диалоге Теэтет, где Платон отождествляет мысль или мнение с разговором или рассуждением (logos).
Второй вопрос является результатом платоновской теории форм. Формы — это не вещи в обычном смысле или определённые идеи субъективного сознания, они соотносятся с тем, что позже назвали универсалиями, общие абстрактные имена, вместо которых можно подставлять имена конкретные. В диалогах Государство и Софист Платон предполагает необходимую связь между посылкой и следствием в рассуждениях в соответствии с необходимой связью между «формами».
Третий вопрос о понятии. Многие диалоги Платона относятся к поиску некоторых важных понятий (справедливость, истина и благо); очевидно, на Платона оказала влияние значимость определений в математике. Форма, согласно Платону, лежит в основе каждого понятия, и общая сущность проявляется в частных вещах. Так понятие отражает высшую степень нашего понимания и основу всех валидных умозаключений. Взгляды Платона оказали сильное влияние на Аристотеля.
Логика Аристотеля
Логика Аристотеля, в частности его теория силлогизма, имела огромное влияние на западную мысль. Его указывают родоначальником логики как дисциплины. Его труды по логике, называемые Органон, представляют самое раннее исследование формальной логики и началом традиции, преемственность которой прослеживается до современности. Точная датировка затруднительна, но предположительно порядок работ Аристотеля по логике следующий:
Категории, изучение 10-ти основных категорий.
Топика (с приложением О софистических опровержениях), диалектические дискуссии.
Об истолковании, анализ простых категорических суждений.
Первая аналитика, формальный анализ валидных форм рассуждений или силлогизмов.
Вторая аналитика, изучение научных доказательств.
Эти труды имеют выдающееся значение для истории логики. Аристотель был первым логиком, который попытался провести системный анализ логического синтаксиса. В Категориях он классифицирует все возможные виды того, что может быть субъектом и предикатом суждения. Это послужило основой его философского сочинения Метафизика. Он первый последовательно применяет законы противоречия и исключённого третьего. Он первый показывает принципы аргументации, лежащие в основе логических форм умозаключений, с помощью переменных (основоположник формальной логики); исследует отношение зависимости, которое характеризуют необходимые условия вывода и различает валидность этих отношений. В Первой аналитике содержится его изложение силлогистики и впервые в истории применены три важнейших принципа: применение переменных, чисто формальное рассмотрение и использование аксиоматической системы. В сочинениях Топика и ''О софистических опровержениях также рассматривается неформальная логика (например, исследование логических ошибок).
Трактовка логики в древнегреческой философии детально рассмотрена в сочинении Аристотеля «Органон», принята и нашла широкое применение в современной науке и математике. В Древней Греции логика была известна как диалектика или аналитика.
Школа логики в стоицизме
другая значительная в Древней Греции.
Логика стоиков имеет корни в конце V века до н. э. в философии Евклида из Мегары, ученика Сократа и старшего современника Платона. Ученики и последователи Евклида из Мегары были названы «мегариками » или «эристиками », позже «диалектиками ». Наиболее значительными диалектиками Мегарской школы были Диодор Крон и Филон из Мегары (конец IV века до н. э.) Стоики переняли мегарскую логику и систематизировали её. Одним из самых известных представителей стоической школы стал Хрисипп (278—206 гг. до н. э.), третий глава школы, который формализовал доктрину стоиков. Он написал приблизительно 700 трудов, практически только девять сохранились. В сравнением с Аристотелем, у мегариков и ранних стоиков теория логики осталась незавершённой, и мы можем руководствоваться позднейшими оценками (иногда враждебными), данными в III веке Секстом Эмпириком. К трём важным вкладам стоической школы в историю логики относятся:
Трактовка модальности. Согласно Аристотелю, мегарики из числа его современников утверждали отсутствие различий между потенциальностью и актуальностью. Диодор Крон определяет возможность как то, что или есть или может быть, невозможность как то, что не может быть истиной, контингентность как то, что уже есть или может быть ложным. Диодор также известен благодаря утверждению, что несовместны три пропозиции: «всё, что в прошлом истинно и необходимо», «невозможность не следует из возможного» и «возможное — это то, что или есть или будет». Диодор допускает первые две пропозиции и, как следствие, доказывает невозможность третьей. Хрисипп, напротив, отрицает второе высказывание и говорит, что невозможное может следовать из возможного.
Теория материальной импликации. Первыми логиками, которые спорили об условных утверждениях были Диодор Крон и его ученик Филон из Мегары. Секст Эмпирик трижды ссылается на дискуссию между Диодором и Филоном. Филон утверждал, что истинная импликация не может начинаться с истины и заканчиваться ложью. Диодор утверждал, что истинная импликация может не начинаться с истины и заканчиваться ложью. Секст Эмпирик говорит, что согласно Филону существует три случая, в которых импликация может быть истинной и один, в котором она будет ложной.
Оценка смысл и истина. Наиболее важное и примечательное различие между логикой мегариков-стоиков и логикой Аристотеля в их отношении к пропозициям, не как к термам, но в приближении к современной логике высказываний. Стоики различали высказывания, которые могут быть бессмысленными и осмысленные рассуждения. Оригинальная составляющая их теории выражена в утверждении, что существует разница (лектон) между сказанным на определённом языке и значением. Секст Эмпирик сообщает о том, что, согласно стоикам, три вещи связаны друг с другом: что означало, что означает и сам объект. Например, что означает слово Дион, что оно означало в понимании древних греков, но не для варваров, и что оно означает само по себе.
Индийская логика
Формальная логика возникла независимо и продолжала развиваться до Нового времени без влияния древнегреческой логики. Медхатитхи Гаутама (VI в. до н. э.) основал школу логики анвикшики. Махабхарата (12.173.45), около V в. до н. э., ссылается на школы логики анвикшики и тарка. Панини (V в. до н. э.) развил вид логики (который имеет некоторое сходство с булевой логикой для его разработки грамматики санскрита. Логика, описанная Чанакья (350—283 гг. до н. э.) в его Артха-шастра, независима от анвикшики.
Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.
Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием. Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.
Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.
у Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.
Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Гангешей Упадхьяей из Митхилы, автора трактата «Таттвачинтамани» («Исполняющий желания драгоценный камень категорий»), который опирался на работы своих предшественников.
Древний Китай
В Китае Мо-цзы, современник Конфуция, основал философскую школу моизма, предписания которой освещали правила вывода и условия правильных умозаключений. В частности, одна из школ на базе моизма - Мин цзя — рассматривается некоторыми учёными как раннее исследование формальной логики. К несчастью, легизм эпохи Чжаньго послужил причиной исчезновения этих исследований в Китае до знакомства с индийской логикой, которую представили буддисты.
Исламская средневековая логика
Логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.).
Европейская христианская средневековая логика
Логика Аристотеля была развита исламскими и затем средневековыми европейскими логиками, и наибольшего подъёма достигла в середине XIV века. Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.
Эпоха Возрождения и Новое время
Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.
Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции (Обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.
В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.
Разработанная в трудах Гегеля концепция диалектической логики была развита классиками марксистско-ленинской философии.
С XIV века до начала XIX века логика находилась в упадке, историки логики считают этот период непродуктивным.
Современный этап развития логики
Логика была возрождена в середине XIX века и успешно трансформировалась в строгую и формальную дисциплину, идеальным вариантом которой были точные методы доказательства, используемые в математике.
В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной. Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. Появление современной математической логики является наиболее значительным событием в истории логики за последние две тысячи лет и, возможно, одним из наиболее важных и примечательных событий в интеллектуальной истории человечества.
Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.
Прогресс в истории логики первой половины XX века связан, в частности, с работами Гёделя и Тарского, и оказал значительное влияние на аналитическую философию и философскую логику, в особенности с 1950-х гг., благодаря развитию новых разделов: модальная логика, темпоральная логика,деонтическая логика и релевантная логика.
В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.
В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.
В 80-е годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения и разработка учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.
3. Рассмотрение понятия логической формы начнем с примеров. Возьмем следующие высказывания:
- Все животные дышат воздухом.
- Все металлы – электропроводные материалы.
- Все птицы летают.
- Все реки впадают в моря.
По своему содержанию эти утверждения совершенно различны. Более того, последние два суждения являются ложными, так как не соответствуют действительности. Но, тем не менее, все они имеют определенное сходство, которое заключается в построении данных высказываний. В каждой из них можно выделить в качестве структурного элемента ту часть, в которой представлено название (имя) предмета (животные, металлы, птицы, реки). В другой, части этих высказываний называются признаки, присущие указанным предметам (дышать воздухом, быть электропроводным материалом, летать, впадать в море). В каждом из высказываний присутствует слово «все» и подчеркивается различными средствами, что указанные признаки именно присущи тем предметам, о которых идет речь. Отвлекаясь от того, что и о чем говориться в данных суждениях, т.е. отвлекаясь от их содержания, можно обнаружить одинаковое строение данных высказываний.
Обозначим ту часть высказывания, в которой содержится название предмета рассуждения, символом S (субъект), а часть, в которой содержится название признака, символом Р (предикат). Теперь строение всех формулировках выше утверждений мы можем выразить следующей схемой:
Все S суть P.
Это и будет логическая форма данных утверждений.
Или вот такие примеры:
- Если воду нагреть до 1000С, то она закипит.
- Если этот треугольник равносторонний, то он равнобедренный.
В каждом из этих примеров содержится по два высказывания, соединенных союзом «если» Используя уже известный нам прием, отвлечемся от их содержательной стороны и заменим эти высказывания символами (допустим 1-е из них обозначим буквой p, а 2-е - g) Получим схему:
Если р, то g.
Это еще один пример логической формы.
Логическая форма – это та сторона мысли, которая не зависит от конкретного ее содержания, но служит способом связи ее содержательных частей.
Формализация мышления – совокупность процедур, при помощи которых происходит абстрагирование от содержательной стороны мышления.
Обратим внимание, если в 1-й группе примеров при формализации символами S и P заменялись конкретные названия (имена предметов), то при формализации 2-й группы примеров символами р и g заменялись целые высказывания. Символами S и Р обозначены именные переменные, р и g - пропорциональные переменные (от латинского «пропозиция» - высказывание).
Также в схемах представлены логические термины «все», «суть», «если, то». Независимо от конкретного содержания высказывания, эти термины сохраняют свое значение. Поэтому их еще называют логическими константами.
Часть логики, которая изучает логические формы, называется формальной логикой. Формальную логику интересуют особого рода формы, которые называются логическими законами.
Логический закон – это такая логическая форма, которая порождает сложное предложение при любой подстановке вместе переменных их значений конкретного содержания.
Формы, являющиеся логическими законами, обладают, по крайней мере, двумя свойствами: их использование позволяет находиться в рамках истинного знания, и на основе истинных знаний продвигаться к новым знаниям, которые также будут истинными.
4. Правильность обычно отличают от истинности мышления. Понятие истинности характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль истина, если она, соответствует действительности.
Правильность характеризует мысль, с точки зрения внутренней связи между ее элементами.
Рассуждения, форма которого – логический закон называется правильным.
Различия между правильностью и истинностью отчетливо проявляются, когда правильные рассуждения приводят к ложным заключениям. Это возможно, когда исходные данные являются ложными. Так из ложного предложения (Акулы – это насекомые) с полным правом получается утверждение (Некоторые из насекомых – акулы), предложение также является ложным.
Соблюдения правильности при истинных исходных данных всегда ведет к истинным результатам. И здесь заложена возможность расширять наши знания, не обращаясь к опыту, а за счет логических законов.
Познавательные ошибки, связанные с неверными представлениями о действительном положении дел, называются содержательными. Содержательная ошибка может возникнуть из-за того, что человек заблуждается, дезинформирован, или лжет.
Ошибки, связанные с нарушением правильности мышления, называются формальными или логическими. Различают два вида формальных ошибок: паралогизмы и софизмы.
Паралогизм – непреднамеренная логическая погрешность. Она является продуктом невысокой логической культуры человека.
Софизм – преднамеренное нарушение требований логики, прием интеллектуального мошенничества, попытка выдавать ложь за истину. (Sophisma с др.греч.– хитрость).
Приведенные примеры софизмов известны еще с античных времен. Но не следует думать, что к софизмам может быть только исторический интерес. И сегодня сознательное нарушение правил логики широко используется в средствах массовой информации, в выступлениях политиков. Знание логики позволит их обнаружить.
5. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль не возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать на базе языкового материала, в словах, в предложениях. При помощи языка люди иногда выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, а, обмениваясь мыслями, добиваются взаимопонимания. Можно сказать, что «язык есть непосредственная действительность мысли».
Язык есть средство повседневного общения людей и средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать и получать накопленные знания от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания. Язык – важнейшая составная часть культуры народа.
Различают язык естественный и искусственный.
Естественный язык - это тот исторически сложившийся язык, на котором происходит общение людей одной национальности.
Свойства естественного языка:
- является универсальным средством общения;
- гибкость и пластичность;
- общедоступен для людей одной национальности.
Недостатки:
- многозначность лексики;
- многозначность грамматики,
- громоздкость и трудная обозримость конструкций;
- труднодоступен для других национальностей.
Искусственный язык – исторически вторичный по отношению к естественному языку, служит для решения узко специальных задач. Т.е на базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, физики, химии, алгоритмические языки программирования для ЭВМ. Здесь уже устраняется многозначность лексики и грамматики. Этот язык, как правило, менее громоздкий. Люди разных национальностей могут использовать искусственный язык.
Логика изучает язык как систему знаков.
Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, заменяющий в процессе познания изучаемый объект и позволяющий получать, перерабатывать и хранить информацию о нем.
Знак имеет двойственную природу:
- обладает материальной формой (совокупность свойств, позволяющих распознать знак и отличить от других);
- обладает определенным значением, выражает мысль.
Различают следующие виды знаков:
Знаки естественного языка | Знаки искусственного языка | Знаки копии (фотографии, слепки, отпечатки пальцев, репродукции, рентгеновские снимки) | Знаки-признаки (дым – признак огня, повышенная t тела – признак болезни) | Знаки сигналы (звонок – знак начала или окончания занятия) | Знаки символы (дорожные знаки) |
Существует общая теория знаков – семиотика.
Всякий знак, находящийся в каком-либо знаковом ряду, вступает в различные отношения с другими знаками этого ряда.
- Отношение знаков к другим знакам в знаковом ряду называется синтаксическим, а раздел семиотики называется синтаксисом.
- Отношение знака к обозначаемому предмету и соответственно к той мысли, которую он выражает, называют семантическим отношением, а раздел семиотики, изучающий эти отношения – семантикой.
- Отношения между знаками и людьми, использующими эти знаки, называет прагматическим и, а раздел семиотики - прагматикой.
6. Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди логично мыслят, не зная правил логики, подобно тому, как могут правильно говорить, не зная правил грамматики.
Но следует ли из этого, что изучение логики не имеет практического значения?
Сторонники такого взгляда ссылаются иногда на ироническое замечание Гегеля о том, что логика «учит» мыслить, так же как физиология «учит» переваривать. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логики, правильно говорить, не зная грамматики, переваривать пищу, не зная физиологии. Однако нельзя и недооценивать практического значения этих наук. Когда академика И.П.Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, великий русский физиолог ответил: «Задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше». Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логически мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто бы изучение логики не имеет практического значения, является несостоятельным.
«Логика – необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку, - писал известный физиолог академик Н.К. Анохин. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог».
Логика является действенным средством контроля и корректировки мышления, выступает гарантом последовательного и четкого изложения мыслей в любых текстах, убедительного и эффективного построения публичной речи. Незаменимо знание логики при подготовке докладов, выступлений, сочинений.
В современно мире, когда на человека обрушиваются огромные потоки информации, становиться, важным умение логично вычленить необходимое. Одной естественной логикой, которой люди пользуются стихийно, недостаточно для систематизации мыслей, определения их точного значения.
Логика имеет огромное значение для специалистов любого профиля: историка, юриста, врача. Каждый специалист выделяет в логике свой аспект, находит полезное для себя. Так для журналиста, будут, например, интересны проблемы общения между людьми. Для юриста будет важно умение строго, логично изложить и проанализировать материал и владение навыками аргументации.
Еще одна важная сфера применения логики – создание новых систем искусственного интеллекта. Логика широко применяется в психологии, лингвистике, в педагогике и т.д. Ее теоретические разделы являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики и техники, теории информации. Без знания принципов и законов логики немыслима современная методология познания и общения.
Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе врача, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
Проблемы логики и семиотики диагностической деятельности врачей приобретают в современных условиях особую актуальность. Это объясняется тем, что успех лечебной и профилактической работы, массовой диспансеризации населения в значительной мере зависит от диагностики заболеваний. При этом качество диагноза определяется не только открытием новых инструментально-технических и других методов распознавания болезней, но и умением врачей логически мыслить. С увеличением числа данных о болезни, которые дают новейшие химико-биологические и технологические методы диагноза, усложняется и процесс мыслительной деятельности врача, повышается требования к логической обоснованности, правильности и точности диагноза.
Изучение логики необходимо для повышения точности и эффективности диагностического мышления. Культура современного клинического мышления врачей определяется сознательным овладением логико-методологическим основами диагноза.
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных