Ненужные науки / проблемы по Умберто Эко




 

Умберто Эко — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры. Умберто Эко, не без юмора, описывает в своём романе: «Маятник Фуко» / Il pendolo di Foucault изобретение «новых» наук:

«- Это Диоталлеви, - сказал Бельбо, и мы познакомились.

- А, пришли читать тамплиеров? Несчастный человек. Слушай, я предлагаю. Цыганская урбанистика.

- Какая прелесть, - с восхищением сказал Бельбо. - А я думал об ацтекском коневодстве.

- Чудесно. А куда - в супосекцию или в несусветную?

- Погоди, - ответил Бельбо, порылся в ящике и достал оттуда листки. - Супосекция, - разъяснил он, видя мой удивленный взгляд, - как легко понять, это технология нарезания супа. Так ведь дело-то в том, - продолжил он, обращаясь к Диоталлеви, - что супосекция это не подсекция, а одна из наук, наряду с механической предкоавгурацией или же с пилокатавасией, все это - на факультете какопрагмософии.

- Какопраг... - пробормотал я.

- Неприкладного умствования. На этом факультете студенты получают многие неприменимые знания и умения. Так, механическая предкоавгурация есть конструирование автоматов для поздравления дядей и тетей. Можно автоматически поздравить готтентотенпотентатенаттентейторстанте. Тётушку человека, покушавшегося на вождя готтентотов... Мы вот с коллегой ещё не решили, оставлять ли в учебном плане пилокатавасию, то есть искусство быть на волосок от. Это, может быть, не совсем ненужно.

- Ну пожалуйста, ну очень прошу, ещё немножко, - клянчил я в восхищении.

- Дело в том, что мы с Диоталлеви планируем обновление науки. Организуется университет сравнительных ненужностей, где изучаются науки либо ненужные, либо невозможные. Цель учебного заведения - подготовка кадров, способных открывать и исследовать как можно большее количество Новых Ненужных Научных Проблем - НННП.

- Сколько же там факультетов?

- Пока что четыре, но они могут объять всё неинтеллигибельное. Факультет какопрагмософии проводит подготовительные курсы, воспитывая в учащихся наклонность и тягу к ненужностям. Крупные научные силы сосредоточены на несусветном факультете, большая их часть - на кафедре невозможностей. Примеры: вот как раз цыганская урбанистика или коневодство у ацтеков. Сущность наук, как правило, состоит в выявлении глубинных оснований их ненужности, а для программы несусветного факультета - невозможности. Чтобы дать вам несколько примеров. Морфематика Морзе. История хлебопашества в Антарктиде. Живопись острова Пасхи. Современная шумерская литература. Самоуправление в специнтернатах. Ассиро-вавилонская филателия. Колесо в технологиях доколумбовых цивилизаций. Иконология изданий Брайля. Фонетика немого кино.

- Как насчет социологии Сахары?

- Ничего, - сказал Бельбо.

- Очень даже ничего, - веско повторил Диоталлеви. - Вас надо бы привлечь. Юноша уловил, правда, Якопо?

- Да, я сразу сказал, что он улавливающий. Вчера он доказывал ерунду очень изящно. Но продолжим, учитывая, что тема вас увлекла. Что мы там относили к кафедре оксюмористики, а то я куда-то задевал листок?

Диоталлеви вытащил листок из кармана и приятно посмотрел на меня. - Под оксюмористикой, как и следует из названия, понимаются обоюдопротиворечивые предметы. Вот почему, с моей точки зрения, цыганской урбанистике самое место здесь...

- Нет, - тут же возразил Бельбо. - Только если урбанистика кочевых племен. Надо различать. Несусветность предполагает эмпирическую невозможность, а оксюмористика - терминологическую.

- Ну ладно. Что у нас тогда в оксюмористике? А, вот. Революционные постановления... Парменидова динамика, гераклитова статика, спартанская сибаритика, учреждения народной олигархии, история новаторских традиций, психология мужественных женщин, диалектика тавтологии, булева эвристика...

Я почувствовал, что дальше отсиживаться невозможно, и поднял перчатку. - Могу я предложить грамматику анаколуфов?

- Хорошо! Хорошо! - отозвались один и другой и принялись куда-то записывать.
- Есть загвоздка, - остановил их я.

- Какая?

- Как только о вашем проекте станет известно, к вам повалит народ и захочет публиковаться по этим темам.

- Я тебе говорил, что мальчик вострый, слышишь, Якопо, - произнес Диоталлеви. - Именно в этом и состоит наша главная проблема. Против собственного желания, нам удалось создать идеальную модель реальной науки. Мы доказали необходимость возможного. Лучше нам не обнародовать проект. Я должен идти».

Умберто Эко, Маятник Фуко, СПб, «Симпиозиум», 2006 г., с. 91-93.

https://zen.yandex.ru/vikent_ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: