Что нарисовано (занятие)




Цель. Учить видеть в рисунке реальные отношения предметов, переносить пространст-венные отношения с плоскостного изображения на объемное, т. е. создавать конструкцию по рисунку-образцу; продолжать анализировать плоскостной образец, выделяя форму и величину частей и их пространственное располо-жение. Оборудование. Настольный строитель, контурные рисунки с изображением конструкций, состоящих из разного количества элементов.

Ход занятия (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами). 1-й вариант. Ребенок сидит за столом рядом с педагогом. Педагог предлагает малышу внимательно рассмотреть рисунок и построить то, что на нем изображено. В работе над первой конструкцией педагог помогает ребенку соотносить элементы рисунка с деталями строителя. Затем дает поочередно еще два рисунка, побуждая ребенка действовать самостоятельно. Первый рисунок должен быть простым и состоять из трех элементов (непредметного характера), те же элементы строителя должны лежать перед ребенком.

2-й вариант. Проводится то же занятие с подгруппой детей, которые уже подготовлены к самостоятельному «чтению» рисунка-образца. Количество элементов в рисунке и соответственно число деталей строителя увеличивается.

3-й вариант. Детям дают предметные изображения, состоящие из нескольких элементов, и изображения с элементами сюжета: «Построй дом», «Построй гараж», «Построй мебель для куклы», «Комнату для куклы, улицу» и др.

Ориентировка в помещении

Характеристика ориентировки в ближнем пространстве в какой-то мере уже давалась, когда рассматривался вопрос о пространственных отношениях между предметами, так как эти отношения лежат в основе ориентировки в ближнем пространстве. Мы имеем в виду те пространственные отношения, которые понимаем с помощью предлогов «на», «под», «рядом», «около».

В данном разделе будут предложены игры, связанные с ориентировкой в дальнем пространстве, подразумевая под этим ориентировку в помещении (групповой комнате). Здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут», «там», «посередине», т. е. ребенка учат умению последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Особое место занимает при этом взаимное расположение предметов, которые могут заслонять друг друга, т. е. отношения, выраженные предлогами «за», «перед». Восприятие этих отношений формируется постепенно и нуждается в обучающем воздействии взрослого. Умственно отсталые дети без коррекционного обучения вообще не воспринимают данные отношения. Зачастую предмет, который заслонен, не виден, воспринимается ими как вообще исчезнувший.

Большое место среди игр на развитие ориентировки в пространстве' занимают игры, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и искать друг друга. Вначале эти игры должны быть чрезвычайно простыми. Предмет, который прячут, должен быть ярким, и прятать его надо только в присутствии детей и на уровне их глаз, так как умственно отсталые дети видят лишь те предметы, которые находятся на уровне их глаз. Постепенно формируется у них возможность осматривать пространство, а благодаря дидактическим играм они начинают практически учитывать расстояние и направление движения в пространстве

Возьми игрушку

Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. Двое детей сидят на стульях около большого стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и раскладывает игрушки на столе – одну в пределах досягаемости руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог предлагает им взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот, чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий раз педагог обе игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, почему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Игрушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Педагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать». Дети играют с ними.

Доползи до игрушки

Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей в ряд на стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке: один – к ближней, другой – к дальней. Остальные, наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая – близко. Игра повторяется с другой парой.

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна – прямо перед стулом, другая – напротив по диагонали, третья – слева или справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка – определить направление, в котором надо ползти.

Спрячем и найдем

Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Оборудование. Разные игрушки (яркие, красочные и окрашенные в спокойные тона).

Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что сейчас они спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрятать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай, как я». Через некоторое время предлагает детям поискать игрушку. Когда игрушка найдена, он фиксирует результат: «Игрушка была на полке».

В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте, а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

2-й вариант. Игрушку прячут дети, а ищет педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны усвоить последовательность поиска как способ ориентировки в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется, и предметы, находящиеся на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх – наверху нет, посмотрю вниз – внизу нет. Пойду дальше». И т. п.

3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячется игрушка. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: